Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 49 (4239) от 19 декабря 2014 г.


N 49 в формате pdf
 

Молодежь и наука

Как и где готовить кадры будущего

11 декабря в университете "Дубна" состоялась научно-практическая конференция "Привлечение молодого поколения в научно-техническую сферу деятельности". В ней приняли участие представители всех уровней - студенты, преподаватели вузов, потенциальные работодатели, директора школ, руководители известных не только в Дубне летних школ, таких как "Диалог", "Кадры будущего", Международная компьютерная школа, а также УНЦ ОИЯИ. Как отметил ректор университета Д.Фурсаев, "одна из ключевых задач, которая перед нами стоит, - это борьба за талантливых, мотивированных, ребят, которые хотели бы заниматься этой сферой деятельности".

Как стало видно из докладов, привлечению молодежи в научно-техническую сферу посвящается довольно много мероприятий, создаются новые структуры, проводится мониторинг. Однако отсутствие общей координации между школьниками, студентами, образовательными учреждениями и работодателями не позволяет эффективно и вовремя решать вопросы подготовки кадров для предприятий, хотя обоюдный интерес и все возможности для этого имеются. С.Швидкий, инициатор конференции, предложил создать совет или координационный совет, комиссию, то есть орган, который бы целенаправленно занимался этой проблемой. В докладе С.Швидкий рассказал об опыте проведения научно-технических школ "Диалог", а затем проиллюстрировал примером, как работает школа "Кадры будущего": "На первой школе был студент Анатолий Муравьев, после школы он поступил в магистратуру, закончил наш университет, стал работать в компании "Люксофт" и сейчас как представитель компании уже рассказывает новым абитуриентам школы о своей компании. Но даже если ребята не связали свою судьбу с Дубной, большинство из них планируют работать в научно-техническом комплексе, как они отмечают в анкете, которую заполняют после сессии школы".

Директор УНЦ С.Пакуляк подчеркнул важность инженерных специалистов, дефицит которых наблюдается в стране и весьма востребован мировым научным сообществом: "Современная исследовательская лаборатория - это в основном сообщество высококвалифицированных инженеров на действующих и создаваемых современных физических установках. Например, в ЦЕРН среди нескольких тысяч разных сотрудников около сотни профессиональных физиков, а все остальные - инженеры. Это понятно, потому что ученые имеют дело с очень сложной техникой". Докладчик рассказал о научно-инженерном подразделении, создаваемом в УНЦ, "студенческом" ускорителе, летних практиках для иностранных студентов и работе со школьниками - межшкольном факультативе, днях физики, проходивших в марте, и других мероприятиях.

А.Деникин, декан факультета естественных и инженерных наук университета "Дубна", продолжил тему общего образования: "Школьники, приходящие в вузы, не обладают нужным уровнем подготовки, и для нас большая проблема в последние несколько лет - это набор в университет на наш факультет. В следующем году мы должны будем набрать около 150 человек, я с большим опасением жду этого момента, учитывая, что в нынешнем году мы не добрали на наши 145 мест примерно 30 человек и продолжаем находиться в демографической яме. Есть очень важный момент. Статистика показывает, что мы в течение пяти лет каждый год принимаем на факультет всего лишь 20 процентов студентов из Дубны. Причем география иногородних широкая - Петропавловск-Камчатский, Архангельск, Калининград, Ростов-на-Дону, Краснодар и так далее. Это неплохо, но я прекрасно сознаю, что наукоград - это то место, где подготовка по физико-математическим направлениям все еще достаточно хорошая. Другое дело, что для тех ребят, которые хотят заниматься в дальнейшем наукой и техникой, считается нормой поступать не в Дубну. Это приводит к тому, что мы из Дубны вымываем кадры, отправляем их в Москву, Питер, откуда они никогда практически не возвращаются. Поэтому, на мой взгляд, очень важно, чтобы существовала хорошая пропаганда со стороны властей, предприятий, школ".

Другой, не менее важный вопрос - взаимодействие с работодателями. Проректор университета Ю.Сахаров заметил, что в США 92 процента инженеров имеют степень бакалавра. В то время как российские работодатели отдают предпочтения степени "магистр" или "специалист". Кроме того, развитие технологий, создание новых материалов требуют подготовки специалистов узкого профиля, конкретной направленности. И в этом смысле путь для решения кадрового вопроса только один - самая тесная кооперация вуза и предприятия. Речь идет о целевой подготовке, о том, что предприятие должно вкладываться человеко-часами, финансами, лабораторным оборудованием. "Таким примером, - отметил А.Деникин, - может служить ОИЯИ, сотрудники которого преподают на базовых кафедрах. Так, в 2009 году состоялся первый выпуск кафедры физики, сейчас более 20 выпускников этой кафедры работают в ОИЯИ, кафедры биофизики, она постарше, - более 30". В качестве отклика на потребности других организаций был приведен пример востребованности операторов станков ЧПУ. В университете нашли возможность приобрести оборудование, и в следующем году в колледже университета Дубна будет открыт учебный класс на 15 рабочих мест.

Еще один пример эффективной многолетней деятельности - Международная компьютерная школа, возглавляемая П.Ширковым. О том, насколько актуальна и результативна ее работа сейчас, он рассказал корреспонденту еженедельника.

- Каков дефицит инженерных кадров в стране?

- По данным мониторинга в ИТ-отрасли, который ежегодно проводится Ассоциацией производителей компьютерных и информационных технологий, - 350 тысяч айтишников нужно сейчас России сверх того, что работает в этой сфере. Вузы России в год не выпускают столько специалистов.

- За последние годы изменилась концепция МКШ?

- Школа работает 27-й год. Концепция проведения сохранилась прежней. Единственное - мы фактически убрали гуманитарное направление. В том числе в последние два года у нас значительную долю составляют проекты, связанные с техникой и робототехникой, вплоть до конструирования, потому что подростки в школе не умеют держать в руках молоток и прочие инструменты, совершенно элементарных вещей не знают, их приходится этому учить. Школа работает в том же формате, сейчас на базе Ратмино, ОИЯИ - один из организаторов.

- И что можно считать результатом работы?

- Неофициальный подсчет показывает, что у нас больше 20 кандидатов наук. Часть наших бывших учеников, став родителями, приводят своих детей. Другая часть возвращается и начинает работать в качестве преподавателей, в том числе в технических направлениях.

Галина МЯЛКОВСКАЯ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
Веб-мастер