| |||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | WIN | ||
N 24 (4014) от 11 июня 2010: |
Энергия желанийС Алексеем Норайровичем Сисакяном я познакомилась в декабре 2000 года. В архив Российской академии наук, где я тогда работала, позвонили из Дубны: речь шла об архиве академика Норайра Сисакяна (1907-1966), хранившемся в семье его младшего сына. Документы планировалось передать на вечное хранение в академический архив. Моя поездка в Дубну оказалась плодотворной: архив был бережно сохранен на протяжении десятилетий, номинально богат и информационно насыщен. Впоследствии это позволило подготовить на его основе два документальных сборника: "Академик Н.М.Сисакян. Ученый. Учитель. Патриот", 2003 г., и "Академик Н.М.Сисакян. Портрет на фоне эпохи", 2007 г. В той первой беседе в ОИЯИ Алексей Норайрович был сосредоточен и сдержан, и, "прокручивая" ее в электричке на обратном пути в Москву, я решила, что "не приглянулась" вице-директору ОИЯИ. Но после новогодних праздников мне вновь позвонили и сказали, что предлагают продолжить знакомство с архивом, что я и сделала. Яркие впечатления того времени - ужас от холода электрички (почему-то именно в тот момент, когда кончаются "встречные" рельсы) и удовольствие от раскрывающейся перед моими глазами, с каждым новым документом, истории семьи Сисакянов. Неизбежные обращения к Алексею Норайровичу с вопросами при атрибутировании (хронология, авторство, история возникновения) того или иного документа наводили на разговоры-воспоминания о детстве, школьных и университетских годах. Мой интерес вызывали суждения А.Н. об ученых "большой" академии 1940-1960-х годов, о событиях отечественной истории, о современной России. Помнится его мысль о "спасительности" для Института его международного статуса. В 2005 году мне предложили получить второе высшее образование в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по специальности "Государственное и муниципальное управление". Три года я напитывалась знаниями по различным дисциплинам: юридическим, управленческим, информационно-технологическим, психологическим, - и практически перед дипломом, в 2008 году, в нашем учебном расписании появилась тема "Концепции современного естествознания". Можно было заранее выбрать один из вопросов, например, "История ядерной физики" (sic!), и изложить преподавателю свои представления. Не мудрствуя лукаво, я практически за пару часов до зачета позвонила Алексею Норайровичу и, обрисовав ситуацию, попросила "накидать основные вехи" вопроса. На мою удачу он смог уделить мне время и следующие почти полчаса я с усердием конспектировала "фонетическую историю ядерной физики от академика Сисакяна". Изложив конспект преподавателю, я, конечно, получила "отлично". Нечего и говорить, что и тогда, и сейчас я бесконечно благодарна АНС,у за внимание к моей просьбе, столь щедрую помощь и самое главное, что, наверное, есть в нашей жизни, - за роскошь общения. В апреле 2010-го на телеканале "Культура" в научно-популярном цикле "Academia" я посмотрела лекции Алексея Норайровича. Излагая ему свои впечатления об увиденном и услышанном, особенно отметила два момента: его пример с "божьей коровкой и синим китом" в сюжете о Стандартной модели и соседство афоризмов Аристотеля и Сисакяна на "рабочем столе" его ноутбука. "Аристотель/Сисакян рядом - это сильно", - сказала я. Кто мог представить, что через неделю они оба будут принадлежать вечности? В первой из этих двух лекций АНС упомянул Фарадея. Это напомнило мне о первой после образования ОИЯИ пресс-конференции сентября 1956 года. На вопросы советских и иностранных корреспондентов отвечал первый директор Института Д.И.Блохинцев (сужу по стенограмме из архива ОИЯИ). Представитель одной молодежной английской газеты просил объяснить: "Еще вопрос - может быть, он Вам покажется глупым, но мы больше пишем для простых людей, и я хочу спросить: зачем все эти частицы так быстро ходят? (смех)". Свой ответ Д.И.Блохинцев начал с упоминания диалога Фарадея и короля (увидев "катушки, проволоку, кусочки изолятора и всякую мелочь", король спросил, "для чего все эти игрушки", Фарадей лаконично ответил), а закончил так: "Мы сейчас отправляемся в совершенно новую область - область физики высоких энергий и физики элементарных частиц <...> и не можем предсказать, что из этого будет в дальнейшем, но вся история, весь опыт учит тому, что когда физики отправляются в новую область, то они оттуда никогда не приходят с пустыми руками". Не вдаваясь в описание, я сказала А.Н. об этом архивном документе. Он выразил энергичное желание его прочитать. Думаю, "энергичное желание" - это формулировка-ключ к пониманию образа Алексея Норайровича, его мироощущения и мировосприятия, его взгляда на мир. Елена КУРАПОВА |
Редакция | Веб-мастер |