| |||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | WIN | ||
N 46 (3985) от 20 ноября 2009:
Версия N 46 в формате pdf (~4.1 Mb) |
Школы "Управление инновациями" - дело молодых(Продолжение. Начало в N45) Советы от БортникаСправка. Иван Михайлович Бортник в 1980-е годы был первым заместителем председателя Государственного комитета СССР по науке и технике, затем первым заместителем председателя Государственного комитета СССР по науке и технологиям. В 1992-1993 годах исполнял функции заместителя министра науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. Является основателем Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, председатель его наблюдательного совета. Доктор технических наук, профессор. Автор двух книг и более ста статей и докладов, опубликованных в различных технических журналах и трудах всероссийских и международных конференций. Лауреат Премии правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2001 год. Свое выступление Иван Михайлович основал на трех книгах об управлении инновациями: "Когда говорят, что в России нет закона об инновационной деятельности, даже не известно определение инновации, я отвечаю, - есть, читайте книги!". Суть книги Таунса сводится к одной простой мысли: чтобы из бездельников-сотрудников и компании-развалюхи сделать преуспевающую фирму, необходимо найти мотивацию для каждого ее сотрудника. Книга Джека Уэлша "Искусство побеждать" основана на 40-летнем опыте работы в компании "General electric". Ее лейтмотив - как отбирать лидеров. "Вы же претендуете на роль лидеров? - обратился Бортник к аудитории, - вот и найдите ее, почитайте". В книге есть предупреждение - читайте не теоретиков, а советы людей, имеющих опыт практической деятельности. И у вас, на школе, очень хороший набор лекторов, - заметил Бортник, - чему я еще буду учить? Управление инновациями - сложный процесс, вот как "пилить" деньги, особенно, государственные - это я понимаю, - пошутил он и вернулся к книге. Западная практика здорово отличается от нашей действительности - там заместитель директора по человеческим ресурсам (human resources) - аналог нашего зама по кадрам важен не менее, чем заместитель директора по финансам! Весь персонал любой компании, по мнению Дж. Уэлша, делится на три категории в следующей пропорции: 20 - 70 - 10, где 20 процентов составляют лучшие специалисты, которых необходимо всячески лелеять и поощрять бонусами, 10 процентов - те работники, от которых надо как можно скорее избавляться, но они будут появляться с вновь принятыми сотрудниками, а 70 - ваш золотой фонд, который также требует внимания: "если вы их упустите, это будет означать гибель компании!". Один из признаков лидера, почти не встречающийся сегодня в российском бизнесе, по мнению Бортника, - умение найти и привлечь людей, которые окажутся сильнее и шустрее. (Только у меня в голове всплыли фамилии Боголюбова и Блохинцева, как Иван Михайлович добавил: "Такое я вижу в большой науке, там настоящие лидеры разбрасываются идеями и учениками!") И еще один совет молодым предпринимателям: если вы не рассматриваете работу как удовольствие (fun), или, переходя на молодежный сленг, не балдеете от нее, то срочно ищите себе другую. Не позволяйте Ph.D. управлять бизнесом!Еще в одной книге, рекомендованной И.М.Бортником, - "Путь собственника" - 500 случаев развития компаний проанализированы с одной позиции: почему ее создатель не становится председателем совета директоров, когда компания смогла занять серьезное положение на рынке. Интересен вывод из американского опыта: никогда нельзя Ph.D. позволять управлять делом, управлять должны бакалавры (то есть четверокурсники). У них огромное желание броситься в бизнес, в отличие от кандидатов наук, которые уже с головой увлечены наукой, а не желанием получать стабильную прибыль. В подтверждение этого тезиса Иван Михайлович привел яркий пример из собственной практики, когда профессор МГУ, по совместительству гендиректор фирмы, никак не давал развиться собственному бизнесу, бесконечно занимаясь улучшениями и проверками новых идей. А надо было в какой-то момент остановиться и дать превратиться идее в деньги. Занимался этот профессор, к слову, наномикроскопией. В доказательство вышесказанного привел Бортник и список журнала "Forbes": ни один из десятков лучших управленцев крупнейших мировых компаний не имел высшего образования! Что же нужно для успешной деятельности? В первую очередь, fun, и дальше по книге, и не допускать к управлению Ph. D., а тем более Dr. Sc.! Лекция, прерываемая только смехом и аплодисментами аудитории, прошла на одном дыхании, а первым из заданных Бортнику вопросов был, по-видимому, самый актуальный - о ситуации с кредитованием малых предприятий в соответствии с 217-м федеральным законом. По мнению Ивана Михайловича, малому бизнесу на первой стадии нужны не кредиты, а безвозвратные гранты. Именно такая поддержка малого бизнеса в США повышает его выживаемость на 30-50 процентов. Объясняя, что происходит с венчурным финансированием, Бортник сказал, что Россия ему очень долго сопротивлялась. А сегодня в Российской венчурной компании лежит 30 млрд. рублей, а сколько еще в региональных фондах. Эти средства нужны, чтобы реализовать идеи, которые бочками, по словам Бортника, скапливаются в РФФИ и других фондах и ждут своего часа. Чтобы эти идеи заработали, их еще нужно "упаковать", для этого необходимы посредники между наукой и бизнесом. Так что, обратился Бортник к аудитории, на вас вся надежда, ищите в бочках со знаниями, надо что-то сделать для народа! Отвечая на вопрос о том, кто и как будет поддерживать НИОКР, Иван Михайлович привел такие данные: государство выделяет 1,3 процента от ВВП на НИОКР в фундаментальной науке и оборонной промышленности. В США выделяется 3 процента при том, что ВВП США составляет 14 трл. долларов, а России - 1,2 трл. Но есть еще чистые деньги промышленности, которые во всем мире выделяются на исследовательские и опытно-конструкторские работы. В СССР никогда НИОКР не финансировало только государство, работала схема сбора денег в промышленности. И сегодня промышленность обязана отдавать свои деньги, тем более что они могут 1,5 процента от оборотных средств выводить из-под налогообложения. Это огромная проблема - обязать промышленность, не применяя силовых мер, отдавать свои деньги, но она сама нуждается в обновлении основных фондов, их модернизации, в этом тоже заключается безопасность страны. И, если бы И.М.Бортнику не надо было возвращаться в Москву, вопросы бы продолжались, они и так продолжались - на ходу, пока он не сел в машину.
Лекция И.М.Бортника прошла на ура, общение с участниками школы продолжилось в перерыве. Фото Павла КОЛЕСОВА. Не ждите на яблоне апельсинов!В интересное, захватывающее практическое занятие вылилась лекция Е.В.Синякова "Как создать в организации питательную среду для инновационной деятельности". Слушатели узнали восемь параметров, характеризующих готовность организации к инновациям, и могли тут же применить их к своим организациям. Интересным оказался и тест-картинка "Чего мы ждем от инноваций?". Плодами дерева, изображенного на картинке, были, естественно, результаты работы, стволом - компетенции (умения, навыки), корнями - ценности и убеждения. Всегда полезно протестировать деятельность своей фирмы на предмет совпадения возможностей и ожиданий: вдруг окажется, что вы ждете от яблони урожая апельсинов? Не менее интересным оказалось и нейрофизиологическое обоснование известного каждому менеджеру правила: человек работает более продуктивно, если чувствует себя в безопасности и эмоционально вовлечен в общее дело. Пришлось участникам школы проверить себя на готовность заниматься инновационной деятельностью, поскольку в человеческую натуру заложен определенный "ступор", - зачем заниматься улучшениями и нововведениями, пока в них не возникло насущной потребности? Справка. Синяков Евгений Викторович - управляющий партнер консалтинговой компании "ТРИУНА Лидерз" (www.triuna.ru), член Международной Ассоциации консультантов по преобразованию организационной культуры. Занимается практическими аспектами построения эффективной организационной культуры более 10 лет. Единственный в России полный сертифицированный консультант по применению инструментов преобразования организационной культуры, разработанных международным "гуру" управления Ричардом Барреттом. Выпускник Президентской программы 1999 года. Стажировался по Президентской программе в США. В настоящее время ведет свой авторский курс для слушателей программы МВА по организационной культуре в МЦЛ Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). Чтобы узнать, что же такое венчур, что называется, из первых уст, я пришла на лекцию "Венчурные фонды группы ВТБ" директора департамента прямых и венчурных инвестиций ЗАО "ВТБ управление активами" С.Л.Ромашова. Венчур - инвестиционная компания, работающая с инновационными предприятиями и проектами. Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия, связанные с высокой степенью риска, в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Только 20-30 процентов проектов оправдывают ожидания, но полученная прибыль окупает все затраты. ОАО "Российская венчурная компания" создана в 2007 году. Под управлением ВТБ сегодня находятся пять венчурных фондов, совокупный объем управления составляет почти 5 млрд. рублей. С 2007 по 2009 год ими были профинансированы 17 проектов в совершенно различных областях: от производства упаковки, быстро разогревающей содержимое, до разработки программного обеспечения и оборудования для создания и применения трехмерных цифровых моделей, востребованного в Голливуде (!). Сергей Львович познакомил с "кухней" работы департамента по каждому проекту: работа аналитиков с выездом на место, глубинный процесс проверки компаний, проверки интеллектуальной собственности, анализ рисков и так далее. До юридического оформления сделки может пройти от 2,5 до 5 месяцев. Работают масштабно: как сказал Ромашов, человек, который увлечен только тем, что он делает своими руками, и не смотрит по сторонам - на российский, а тем более - международный рынок, нас не заинтересует, ну, разве что, за редким исключением. Отдел занимается патентным аудитом, ведет постинвестиционное развитие проекта: участвует в организационном управлении компанией в течение первого года, внедряет систему мониторинга за расходованием средств, помогает в привлечении стратегических клиентов, оказывает помощь в постановке бухучета и так далее, а в момент, когда взрывной рост компании переходит в стабильное развитие, - готовится к выходу из проекта. "Предпринимателям, не поддающимся обучению, не понимающим, что деньги имеют свойство улетучиваться, и их компаниям мы даем умереть". Команду департамента составляют 24 человека, у руля - трое вместе с Ромашовым, у каждого за душой, помимо американских экономических институтов и бизнес-школ, базовое образование - МГУ, или "физтех", или питерский институт связи. (Окончание следует.) Ольга ТАРАНТИНА |
Редакция | Веб-мастер |