Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 49 (4747) от 19 декабря 2024:


№ 49 в формате pdf
 

Юбилеи

История в документах, открытиях, приборах

Круглый стол "У истоков научной Дубны", посвященный 75-летию создания Лаборатории ядерных проблем, прошел в Музее истории науки и техники ОИЯИ 7 декабря.

В.В.Родионов, экскурсовод Музея археологии и краеведения Дубны, выступил с сообщением "Установка "М". Документы. Люди. Хроника событий". Он рассказал, что попытался реализовать идею выставки "ГТЛ - время первых" еще пять лет назад, к 70-летию создания синхроциклотрона. Поступив на работу в музей в 2018 году, к декабрю 2019-го он не успел реализовать замысел. Владимир Васильевич связался с архивом ЛенНИИПроект (бывшего проектного института ГСП 11), проектировавшим наш город, но оказалось, что у них никаких материалов не сохранилось. Разговаривал с ветеранами Института, и только благодаря помощи В.А.Матвеева дело сдвинулось - В.В.Родионов получил доступ к архиву ОИЯИ, где сохранился проект ГТЛ, личные дела сотрудников лаборатории, папки приказов с 1949-го по 1953-й о зачислении на работу поодиночке и целыми группами из отдела №4 Лаборатории №2 АН СССР, которой руководил И.В.Курчатов. Лабораторию №2 позже переименовали в ЛИП АН СССР, еще позже - в Курчатовский институт.

В.В.Родионов дал хронологию событий, демонстрируя копии документов: письмо И.В.Курчатова Л.П.Берии 26 января 1946 года с предложением о создании циклотрона, Постановление Совета Министров СССР о выборе места в Московской области под строительство (рассматривались варианты в Луховицком и Михневском районах, селе Васино недалеко от Запрудни). 27 января 1947 года состоялось заседание НТС ПГУ (Первое главное управление при Совете народных комиссаров СССР, созданное для руководства всеми организациями и предприятиями, занятыми в Атомном проекте), на котором выступавший с докладом А.Л.Минц и выбрал площадку в районе Ново-Иваньковской ГЭС. Ее преимуществом была возможность запитать напрямую синхроциклотрон от ГЭС, чего уже нельзя было бы сделать в Запрудне. Не повлияла на выбор заболоченность местности и высокий уровень грунтовых вод. 14 февраля было принято решение о строительстве объекта "М", а спустя два месяца М.Г.Мещеряков был освобожден от занимаемой должности в Радиевом институте и назначен руководителем установки "М". Уже 13 декабря синхроциклотрон ГТЛ был введен в эксплуатацию.

В состав ГТЛ входили научные сектора А, В, Г, бюро приборов, вакуумное отделение, гараж. Из-за секретности объекта нет ни одной фотографии, сделанной внутри площадки. 31 июля 1954 года постановлением Совета Министров СССР ГТЛ присвоили наименование Институт ядерных проблем АН СССР. В Институте ядерных проблем к моменту преобразования его в ЛЯП ОИЯИ работали 750 человек.

Мы увидели исполнительный план отчуждения территорий для ГТЛ (документ МВД), генеральный план 1950 года территории поселка Дубна и экземпляр плана 1947 года - единственный, подписанный М.Г.Мещеряковым, тогда замначальника Лаборатории №2 АН СССР. Первый поселок был спроектирован на 600 проживающих, его территория составляла 33 гектара. Увидели мы и копии страниц из журнала регистрации нахождения в особой зоне (заведен в 1950 году), где Бруно Понтекорво значится как "Профессор Б.М." И страницы журнала медицинских осмотров с пометками о полученных дозах, дополнительных 20 днях к отпуску или отстранении от допуска в корпус №1 тех, чья суммарная полученная доза превысила норму.

Отвечая на вопросы, докладчик пояснил, что последние бараки заключенных, находившиеся в районе нынешней территории ОГЭ ОИЯИ, были ликвидированы в 1960 году. Водонапорная вышка, которую многие еще помнят на территории пожарной части, была построена по основному проекту и снабжала город водой из скважины. А очистные сооружения первым проектом не были запланированы.

Истории создания синхроциклотрона, его научной программе и сделанным на нем открытиям был посвящен доклад сотрудника Музея истории науки и техники ОИЯИ А.А.Расторгуева. "Всё, что есть у американцев, должно быть и у нас. Или лучше" - процитировал он И.В.Курчатова. Ускоритель создавался вдогонку за уже строившимся в Беркли, в 1930-е США лидировали в этом направлении. 13 августа 1946 года выходит Постановление Совета Министров СССР "О строительстве мощного циклотрона (установка "М")". И ускоритель получился действительно мощным - на 480 МэВ против 340 МэВ в Беркли. Первоначально научная программа была нацелена исключительно на ядерную физику, после открытия в 1947-м пи-мезонов началась физика частиц. В 1948 году по предложению И.В.Курчатова и М.Г.Мещерякова в план исследований внесено изучение реакций ядерного слияния водорода, что было обусловлено тематикой создания термоядерной бомбы.

Первые научные публикации появились только в 1954 году, до этого все исследования были засекречены. Создатели ускорителя получили государственные награды - мы увидели список лауреатов Сталинской премии I и II степени.

В 1951 году синхроциклотрон было решено реконструировать с целью повышения его энергии до 680 МэВ. Почти половина всех открытий советского периода были сделаны на нем. Докладчик остановился на избранных. Самым "урожайным" оказался 1965 год: четыре открытия сделаны в ЛЯП и одно в ЛЯР. Одно открытие было сделано на синхроциклотроне без соавторства ОИЯИ - сотрудниками МИФИ. А в 1979-м ускоритель был остановлен.

Малоизвестным страницам биографии М.Г.Мещерякова было посвящено выступление К.Э.Козубского (Музей истории науки и техники ОИЯИ). Занимаясь созданием мемориального кабинета Михаила Григорьевича в ЛИТ, Кирилл Эдуардович обнаружил рукописи, пометки на полях газет и журналов, сделанные рукой М.Г.Мещерякова, привезенный им из США номер журнала Science 1946 года. Составить полную биографию Михаила Григорьевича пытались Л.М.Сороко и И.А.Маляревский, но она, по мнению докладчика, всё еще не написана. В кабинете хранился полный вариант очерка Икара Маляревского о Михаиле Григорьевиче - "Человек в пальто из бабируссы", сокращенный вариант которого вошел под другим названием в юбилейные сборники 2000 и 2010 годов издания. М.Г.Мещеряков участвовал в финской войне и постоянно возвращался к ней в своих воспоминаниях. Услышали мы и послание Михаила Григорьевича в 2015 год из публикации 1989-го в газете "Правда": "Как бы ни была тяжела ситуация в стране, нельзя прерывать фундаментальные исследования". Звучит опять актуально!

Краевед-любитель А.В.Головкин рассказал о своем отце Викторе Павловиче Головкине, работавшем электриком на установке "М" с 1948 года. Он показал некоторые образцы приборов того времени из своей коллекции: счетчик Гейгера МС-4 начала 1950-х, образцы радиоламп отечественные 1943 (!) года выпуска и послевоенные, трофейные немецкие и производства США, полученные по лендлизу, первые фотоэлектронные умножители, полупроводниковый селеновый выпрямитель 1954 года выпуска. Основное электронное устройство, считающее импульсы, - пересчетная декада - до сих пор остается главным инструментом подсчета событий распада частиц.

Продемонстрировал Александр Викторович и фотографию обложки журнала "Советский Союз" 1954 года, в котором была опубликована большая статья о синхроциклотроне. На обложке красовался электронный осциллограф 1949 года выпуска, применявшийся для настройки ускорительных систем, обогнавший по техническим характеристикам американский того времени. А его ракетоподобный дизайн и сегодня производит впечатление.

В.Н.Гаевский (ЛЯП) отметил, что на синхроциклотроне не только было сделано 14 великих открытий. Он продемонстрировал миру, что на таких ускорителях можно с успехом выполнять прикладные программы. После первых удачных облучений пациентов с онкологическими заболеваниями АН СССР предложила создать в ОИЯИ специализированный протонный пучок. В.П.Джелепов с коллегами за короткое время такой пучок получили. Он стал на тот момент четвертым в мире и первым в СССР медицинским пучком, в 1969-м появился второй - в ИТЭФ. Более 1200 пациентов из всех республик Советского Союза и разных стран мира прошли на нем лучевую терапию.

Завершился круглый стол показом документального фильма о М.Г.Мещерякове.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Анастасии ЗЛОТНИКОВОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер