Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 1 (4699) от 11 января 2024:


№ 1 в формате pdf
 
 

Награды

Премия, завершившая год

26 декабря на заседании членов Президиума Российской академии наук состоялась церемония награждения премиями РАН имени выдающихся деятелей науки. Дипломы ученым вручил президент РАН академик Геннадий Красников. Одним из лауреатов стал начальник научно-экспериментального отдела физики тяжелых ионов Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ профессор А.И.Малахов. Ученый был удостоен премии имени П.А.Черенкова за цикл исследований в релятивистской ядерной физике, проведенных в ОИЯИ и зарубежных центрах и положенных в основу физической программы ускорительного комплекса NICA.

Александр Иванович Малахов - известный российский физик, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской инженерной академии и Международной инженерной академии, руководитель секции "Ядерная энергетика" РИА, заведующий кафедрой физико-технических систем университета "Дубна".

Вехи научной биографии (с комментариями лауреата)

Знаменательно, что присуждение мне премии имени П.А.Черенкова совпало с 70-летием лаборатории и 30-летием запуска Нуклотрона. Для меня это очень дорогая награда. Практически все физические установки мира содержат в своем составе черенковские детекторы, разработкой которых я также занимался. Я хочу поблагодарить руководство ОИЯИ за поддержку моего выдвижения на премию, особенно Ю.Ц.Оганесяна и В.А.Матвеева. Я также благодарен П.И.Зарубину - ученому секретарю конкурсной комиссии РАН за помощь в оформлении премиальных документов. И, конечно, огромная благодарность соавторам моих работ.

***

Еще в школьные годы я ощутил интерес к тому, как устроены материя и Вселенная. В младших классах перечитал учебники по физике и математике для старшеклассников. Вполне естественно, что после школы я поступил в МИФИ. Дипломную практику проходил в ИТЭФ в Москве и затем продолжил там обучение в аспирантуре. Для меня это был очень плодотворный период, так как в это время (конец 60-х) активно начал работать ускоритель в Протвино, имевший в то время самую высокую энергию в мире, и наша группа проводила там исследования.

***

В 1971 году я получил предложение от А.М.Балдина перебраться в Дубну. Решившая мою судьбу беседа с Александром Михайловичем в его квартире в Дубне на Лесной улице была долгой. Меня поразили широчайшая эрудиция директора ЛВЭ и его внимательное, очень уважительное отношение.

Я начал работать в ЛВЭ в секторе М.Н.Хачатуряна. Начальником отдела в то время был И.А.Савин. Я попал в ЛВЭ в момент начала создания установки ФОТОН, которая по тем временам была спроектирована на самом высоком научно-техническом уровне. Основа детектирующей системы - 90-канальный черенковский годоскоп, изготовленный из свинцового стекла высочайшей прозрачности, обладал рекордным энергетическим разрешением. Мне пришлось заниматься созданием этого прибора.

В это время мне посчастливилось познакомиться с Павлом Алексеевичем Черенковым, который участвовал в международных семинарах, проводимых в Дубне А.М.Балдиным по проблемам физики высоких энергий и квантовой хромодинамике (впоследствии эти семинары получили название "Балдинская осень"). Павел Алексеевич был очень интересным и эрудированным собеседником. Несмотря на свой статус Нобелевского лауреата, он был прост в общении. Мы с ним, в частности, обсуждали конструкцию нашего многоканального черенковского годоскопа, и он дал ряд полезных советов. Тогда, конечно, я не предполагал, что мне будет присуждена премия РАН имени этого великого ученого.

***

Ряд работ я выполнил под руководством А.М.Балдина и, естественно, считаю его своим учителем. В какой-то момент Александр Михайлович предложил мне исполнять обязанности заместителя директора ЛВЭ. Назначение произошло почти мгновенно. Приказ был подписан директором ОИЯИ В.Г.Кадышевским в тот же день. Теперь такого, как мы знаем, не бывает.

Поскольку я стал заместителем А.М.Балдина, значительно усилилось и стало более тесным наше научное сотрудничество. Нам удалось выполнить несколько совместных научных работ, в которых были сделаны важные предсказания поведения ядерных взаимодействий при высоких и сверхвысоких энергиях.

В 1997 году я был избран директором ЛВЭ и всегда ощущал поддержку и помощь А.М.Балдина, который стал научным руководителем лаборатории. При нем сложились, на мой взгляд, очень хорошие традиции, которые мы старались продолжать. У нас по-прежнему каждую пятницу проходило директорское совещание с участием всех начальников отделов и членов дирекции. Совещания проходили по квартальным планам и велись протоколы.

На основе этих протоколов по совету А.Н.Сисакяна я издал книгу "Люди высоких энергий", в которой отражен 10-летний период жизни лаборатории с 1997-го по 2007-й, в течение которого я избирался директором ЛВЭ.

***

Ну и, конечно, в нашей лаборатории была традиция не замыкаться только в собственных рамках. Сотрудники ЛВЭ одними из первых дубненских физиков появились в ЦЕРН, выполнили самый первый эксперимент на внутреннем пучке крупнейшего в свое время ускорителя в Батавии в США, участвуют в экспериментах STAR и PHENIX на RHIC в БНЛ и экспериментах ALICE, CMS, ATLAS на LHC и NA49/NA61 на SPS в ЦЕРН. В результате выполнения этих экспериментов наши сотрудники, в том числе и я, стали соавторами таких крупных современных научных достижений, как открытие бозона Хиггса, эффекта гашения струй и ридж-эффекта в ядерных взаимодействиях, увеличения выхода странных частиц при взаимодействии тяжелых ядер с ростом энергии и ряда других результатов.

Для дальнейшего развития исследований в области релятивистской ядерной физики в ЛВЭ в 2002 году созрело предложение о разработке сверхпроводящего ядерного коллайдера на основе Нуклотрона. (Это предложение опубликовано в нашей газете № 2-3 от 18 января 2003 года - прим. ред.). Таким образом, будущее лаборатории связано с созданием ядерного коллайдера NICA и физических исследований на нем.

В 2007 году я был избран начальником научно-экспериментального отдела физики тяжелых ионов, в котором в рамках одной темы объединен ряд физических проектов на Нуклотроне: СКАН, ФАЗА, БЕККЕРЕЛЬ, МАРУСЯ. Также успешно работает установка NA61/SHINE в ЦЕРН на SPS. Все эти проекты успешно реализуются.

В этот период также вместе с Г.И.Лыкасовым и А.А.Зайцевым мной был успешно развит подход А.М.Балдина по исследованию релятивистских ядерных взаимодействий в пространстве четырехмерных скоростей с использованием параметра подобия и с учетом кварк-глюонной динамики. По этой тематике опубликована серия работ.

***

Поскольку в 2023 году исполнилось 70 лет лаборатории, хочу поздравить всех сотрудников с юбилеем и пожелать им творческих успехов, хотя времена трудные, но менее тяжелые, чем те, которые мы пережили в 90-е годы.

Надеюсь, что нам удастся в ближайшем будущем исполнить планы по созданию коллайдера NICА. Уже реализован первый этап проекта по запуску в работу бустера Нуклотрона, проведен успешный длительный сеанс совместной работы бустера и Нуклотрона, получен качественный пучок ядер ксенона. Разработаны, созданы и установлены в туннеле магнитные элементы коллайдера.

Хочется пожелать всем успеха в реализации этих планов лаборатории, а также крепкого здоровья и личного счастья.

Материал подготовил Евгений МОЛЧАНОВ
В основе - текст интервью, опубликованного в еженедельнике "Дубна"
14 марта 2006 года, №14
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер