Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 5 (4653) от 9 февраля 2023:


№ 5 в формате pdf
 

Конференции

Уникальная в своем роде

Междисциплинарная конференция "Математика. Компьютер. Образование - ХХХ" работала в дистанционном формате с 23 по 27 января. На конференции сделали пленарные и секционные доклады, участвовали в круглых столах и дискуссиях сотрудники научно-исследовательских центров, университетов и институтов, музеев, библиотек и культурных центров Москвы, Ижевска, Томска, Перми, Самары, Ростова-на-Дону, Воронежа, Пущино, Дубны, Кирова, Екатеринбурга, Краснодара, а также Казахстана, Китая, Украины. Эта удивительная конференция объединяет биологов, специалистов по математическому моделированию в разных областях, филологов, преподавателей вузов, историков культуры и других специалистов. Объять всю тематику конференции невозможно, предлагаю срез наиболее интересных, на мой взгляд, выступлений.

Дифференциация доходов остается проблемой

"Об актуальных проблемах экономического развития" рассказал А.Е.Варшавский (Центральный экономико-математический институт, Москва). Начал он свой доклад с кризиса мировой капиталистической системы. Основная проблема экономики - ее либерализация, нацеленность, прежде всего, на быстрое получение прибыли, резкое усиление дифференциации доходов населения. Все это многократно повышает риски, вызываемые кризисом. США ищут пути выхода из кризиса стимулированием военных действий. По словам известного американского экономиста Р.Солоу, западное общество ждет длительный застой: в течение 50 лет вероятно сохранение серьезных проблем - рост неравенства доходов и богатства, тенденция создания рабочих мест высокой и низкой квалификации за счет среднего класса. Информационные технологии не дадут такого же роста экономики, как ранее двигатели внутреннего сгорания и электрификация. А.Е.Варшавский цитирует еще одного известного американского экономиста Д.Стиглица, у которого возникли сомнения относительно справедливости экономической системы США для большей части населения - последние 25 лет система была успешной для самых богатых. Экономическое неравенство трансформировалось в политическое, и принцип "Один человек, один голос" превратился в принцип "Один доллар, один голос". В США в этом году ожидают рецессию, самое крупное после 2008 года падение фондового рынка. Западные эксперты признают, что в США и ряде других государств Запада меняются программы обучения в школах и университетах, а при найме на работу учителей, профессоров и госчиновников отдают предпочтение "меньшинствам" - даже при их более низкой квалификации. Это - один из признаков кризиса западного общества.

"Далее автор перешел к проблемам российской экономики. Это деиндустриализация; чрезмерное неравенство доходов и чрезмерное пространственное неравенство; ориентация на экспорт сырья и импорт оборудования и технологий; высокая стоимость кредита для предприятий; значительная недооценка человеческого капитала, снижение качества образования, здравоохранения, недофинансирование науки; проблемы управления; игнорирование госорганами рекомендаций ученых и специалистов. Серьезной проблемой остается вывоз капитала из России в оффшоры. Если в США доля вывозимых финансовых активов составляет 4%, в Европе - 10%, то в России - 50% (данные 2015 г.). В этом нас превосходят только страны Персидского залива - Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Оман и Бахрейн, вместе выводящие почти 60% активов.

"Если в 2000 г. по затратам на науку (в процентах ВВП) по данным Росстата наша страна с 1% обгоняла только Турцию, Венгрию и Италию, уступая Японии с 2,9%, США (2,65%), странам Европы, то к 2020-му мы вместе с Турцией занимаем последнее место. В лидеры вырвались США с 3,5%, вторая - Япония (3,3), увеличившая затраты на науку почти на процент, ее догоняет Германия (3,2%). Сохранение затрат на науку на уровне 1%, когда в СССР они составляли 2,8%, автор назвал позором. "Сейчас много говорят о необходимости покупать промышленные роботы, но увеличение их парка требует развития производств обрабатывающей промышленности". В СССР было выпущено более 100 тысяч промышленных роботов, почти все они выбыли за 1992-1994 годы. В 2004-м парк роботов в России составлял 5000 штук, в 2015 - 8000. По числу продаваемых роботов Россия находится на 27-м месте в мире.

"О чрезмерном неравенстве доходов в России говорят и наши, и западные эксперты. По оценкам экспертов, индекс Джини (макроэкономический показатель, характеризующий степень расслоения общества) равен 44, по данным Росстата - 40,9 в 2021 г. В Москве он составлял 42,1 в 2015 г., тогда как в 2002-м - 62,7. Для сравнения: в СССР в 1989 г. во времена почти всеобщего равенства этот коэффициент равнялся 23,8. По оценкам американских экспертов, в начале ХХ века индекс Джини России (47) сильно не отличался от показателей Европы (50) и США (42), Первая мировая и Гражданская война в России снизили его до 25. На Европу и США повлияла Вторая мировая, индекс снизился до 32-35 в 1950-м. Затем индекс рос во всех странах, но возникшее в 1990-е в России неравенство росло настолько стремительно, что к 1995 г. с индексом Джини в 50 мы обогнали США и Европу.

"По данным Росстата, в первом полугодии 2015 г. доходы ниже прожиточного минимума оказались у 21,7 млн человек (15,1% жителей страны), в 2021 г. - у 16 млн (11%). Если же придерживаться зарубежных стандартов бедности, то ниже 60% от медианного значения, по оценкам автора, окажутся от 25% до 30% населения или 36 млн - 43 млн человек. Сохраняется и пространственное неравенство. По данным 2017 г. доходы консолидированных бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей составляли 31,3% бюджета страны, НДФЛ - 39,9%, тогда как население этих территорий составляло 18,5% населения России. Да и прирастало оно больше за счет миграции: по России коэффициент миграционного прироста на 10 тысяч населения составляет 14, по Москве - 89, Санкт-Петербургу - 121, Московской области - 111, Ленинградской - 171. По данным 2020 года налоговые доходы бюджета Москвы равнялись 2,254 трлн рублей, НДФЛ - 1,13 трлн или 50,1% налоговых доходов. Повышение ставки для 20% наиболее богатых с 13% до 26% привело бы к росту дохода от НДФЛ примерно на 565 млрд рублей. Его бы хватило, чтобы закрыть дефицит бюджета Пенсионного фонда, который в 2018 году составлял 256,8 млрд рублей.

"Как с горечью подчеркнул докладчик, все эти проблемы неоднократно отмечались, а рекомендации правительству, как сохранить научно-технический потенциал страны, делались в статьях и предложениях ученых РАН и ведущих вузов страны. Знакомя со своими монографиями последних лет, автор поделился предложением - в качестве поддержки НИОКР перераспределять сверхприбыль. Можно было бы потребовать от основных экспортеров сырьевых продуктов (нефть, газ, уголь, черные и цветные металлы, химическая продукция, лес) отчислять в пользу науки несколько долларов с каждой тонны проданного за рубеж сырья, учитывая, что норма прибыли для этих отраслей существенно превышает данный показатель для зарубежных фирм и объем сверхприбыли значителен. А.Е.Варшавский предлагает конкретные меры в государственной инвестиционной политике, шаги для развития инвестиционного машиностроения и особенно станкостроения, меры для обеспечения технологической безопасности. Наука не должна идти на поводу у чиновников, замечает докладчик. Предлагаемая Министерством науки и высшего образования "оптимизация" государственного сектора науки без четких параметров оптимизации приведет к ее разрушению, как это случилось в 1990-х. Он приводит и слова патриарха Кирилла: "Мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами".

"Как сообщил докладчик, первый заместитель премьер-министра РФ А.Р.Белоусов, выходец из Центрального экономико-математического института РАН, предлагает в условиях ведения боевых действий создавать благоприятные условия для инвесторов; решать технологические задачи, не сводящиеся только к технологическому суверенитету страны; проводить социальную политику, направленную на снижение бедности и поддержку потребительского спроса; организовать транспортно-логистические коридоры; поддержать экспорт.

"Идея "технологического суверенитета" была утверждена в поручениях президента по итогам Петербургского экономического форума 2022 года. Ключевыми вопросами в его укреплении и опережающем росте обрабатывающей промышленности являются наличие сырья, разработок и технологий, оборудования, квалифицированных кадров и подготовленных площадок. Нам важно стать, заметил докладчик, социально-ориентированной экономикой, для которой характерно гармоничное (близкое к золотому сечению) распределение доходов между разными группами населения.

"Скандинавские левые социал-демократы в 1918-1919 годах учились на опыте большевиков. Сегодня максимальные ставки НДФЛ равны в Дании 55,9%, Норвегии - 38,4, Швеции - 57,1. При этом максимальная ставка НДФЛ в Дании применяется ко всем доходам, превышающим средний уровень в 1,3 раза, в Норвегии - в 1,6 раза, в Швеции - в 1,5 раза. Доля поступлений от НДФЛ составляла в 2017 г. в Дании 24,2% ВВП, в Норвегии 10,3%, в Швеции 13,3%. В России по данным Росстата в 2019 г. - 3,6% ВВП!

"Вот какие выводы сделал автор в своем докладе. Необходимо создание государственного органа - аналога ГКНТ СССР для разработки и реализации госпрограмм и проектов в области науки и техники с привлечением ведущих ученых РАН, отраслевых НИИ и ведущих вузов; нацеленность на переход к социально-ориентированной экономике, реформа налоговой системы, прогрессивное налогообложение и т.д.; обеспечение роста человеческого капитала - повышение финансирования науки, восстановление и развитие системы образования и здравоохранения; обеспечение ответственности органов управления и исполнителей за качество и выполнение разрабатываемых государственных документов и проведение намеченных реформ; жесткий контроль и прекращение вывоза капитала; мобилизация всех материальных, финансовых и человеческих ресурсов для реиндустриализации, модернизации производства, импортозамещения.

Наступает время перемен

"Выступление С.Ю.Малкова (Центр проблем стратегических ядерных сил Академии военных наук, Москва) - "Цивилизации как объект математического моделирования" было сделано по материалам доклада, подготовленного вместе с факультетом политологии МГУ Римскому клубу (международная общественная организация, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты - О.Т.), правда, ответа пока нет.

"Уже ясно, что ХХ век был переходной эпохой: статистические данные и результаты моделирования показывают, что с 1970-х годов начался переход от "эпохи роста" к "эпохе глобального торможения". Мир переходит на новую стадию исторического развития, облик которой еще только формируется. Наступило время кардинальных перемен. К более стабильному состоянию мир перейдет через некоторые стадии, когда Запад будет пытаться сохранить свое лидерство, продолжать сценарии глобализации; затем - стадия неустойчивости, конфликтности и хаоса (2020-2040); новая фаза взаимодействия региональных блоков, вместо доллара функционируют несколько резервных валют; формирование нового мироустройства, объединение происходит не на территориальных, а именно на цивилизационных началах. При этом само понятие цивилизации продолжает обсуждаться.

"Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, сейчас она в кризисном состоянии. Зарубежные ученые предпочитают заниматься изучением локальных обществ, исторической антропологией. Теория цивилизаций более активно изучается в развивающихся и постсоциалистических странах, при этом статус цивилизации придается едва ли не каждой этнической группе. Трудно не согласиться, что это форма протеста этнического национализма против развитых стран "ядра" современной мировой системы. На цивилизационную динамику естественным образом влияют социо-природные условия, разница в климатических условиях предопределяет разрыв в остальном. Наиболее известную попытку описать динамику этого процесса сделал Л.Н.Гумилев в своей теории этногенеза. Слабое звено в его теории - начало циклов он связал с космическими циклами, но основные этапы были хорошо показаны.

"В современной ситуации необходим переход от "столкновения цивилизаций" к их партнерству, когда может возникнуть новая мировая религия или мировая этика, объединяющая мусульманство и христианство. Автор рассматривает два возможных пути развития. По первому формируется иерархическое сословное тоталитарное общество, управляемое явным или неявным "мировым правительством", контролирующим ресурсные и информационные потоки. Цифровые технологии используются для тотального контроля поведения населения ("цифровой концлагерь"), конкуренция и свобода самовыражения подавляются. По существу, это новый феодализм.

"Во втором варианте формируется общество, где при наличии глубокой профессиональной специализации нет дискриминации, управление осуществляется на основе сетевых технологий. Большую роль играет идеология в виде этических норм и самоограничения, управленческая элита подконтрольна обществу. Автор предложил четыре сценария. Первый (противодействие западоцентризму) предполагает противостояние давлению "коллективного Запада", отказ от идеологии либерализма, патриотизм, борьбу с пятой колонной и наследием 1990-х. Второй (недопущение хаоса) - цивилизационная самоидентификация на основе опыта исторического развития России, опыта объединения всех народов Российского государства (от Московского государства до СССР) в систему "свой-свой" (без конкуренции социумов). В третьем (взаимодействие цивилизаций) реализуется стратегия партнерства цивилизаций (БРИКС, ШОС, ЕАЭС и др.), выявляется общее в идеологических основаниях различных цивилизаций. В четвертом сценарии формируется новая идеологическая основа мировой системы, институты нового мироустройства. Как перейти из режима столкновения цивилизаций, а конфликт России и Украины - это столкновение западной цивилизации с российской, в режим сотрудничества и партнерства, как управлять процессами взаимодействия цивилизаций, - это пока остается проблемным вопросом.

Развал образования и его результаты

"Доклад Г.Г.Малинецкого (Институт прикладной математики имени М.В.Келдыша, Москва) "Как учить? Чему учить? Кого учить?", как всегда, был шире обозначенной проблемы. Начал он его с "горячей" темы военной стратегии, напомнив высказывание великого китайского полководца VI века до н.э. Сунь Цзы - "Стратегия без тактики - самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии - суета перед поражением. Лучшее из лучшего - покорить огромную армию, не сражаясь. Поэтому самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; следующее - разбить войска. Самое худшее - осаждать крепости". По мнению докладчика, НАТО следует этой стратегии.

""Прибавочный продукт, который дает наша промышленность, невелик. Наше будущее - высокие технологии и образование", - заметил докладчик и подкрепил доказательство цитатами, которые уже не раз приводил в своих докладах: "Войны выигрывает школьный учитель и приходской священник" (О.Бисмарк), "Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто" (А.Эйнштейн), "Учиться, учиться и учиться!" (В.И.Ленин), "Советы обогнали нас в космосе за школьной партой" (Дж. Кеннеди). "Нам вновь надо обгонять США за школьной партой. Я преподаю в Бауманке, и студенты 6-го (!) курса как-то поинтересовались: как складывать дроби?", - поделился опытом докладчик и задался вопросом: а будет ли кого вообще учить, есть ли будущее у России? Для воспроизводства населения на каждую женщину должны приходиться 2-3 ребенка. Только в конце 1980-х суммарный коэффициент рождаемости в СССР немного превышал уровень воспроизводства поколений, дальше было его снижение с небольшим всплеском до 1,7 - 1,78 в 2012 - 2015 гг., после чего опять пошло снижение. По прогнозу Д.И.Менделеева 1906 года, в России в 2000 г. должно было проживать 594 млн человек, а к 2020-му - свыше миллиарда. Великий ученый ошибся? А для США и Германии его прогноз оказался очень точным. По прогнозу ООН к 2100 г. лидером по численности населения станет Индия с 1,5 млрд человек, населения Китая немного превысит 1 млрд, на третье место поднимется Нигерия (800 млн), четвертыми будут США с почти 500 млн, далее идут страны Азии и Африки, чье население составит 80% населения Земли, Россия на 22-м месте - менее 100 млн человек. И по продолжительности жизни мы сегодня занимаем 103-е место из 183 стран, а по продолжительности жизни мужчин - 125-е. При этом 1% сверхбогатых граждан России обладают 60% активов, тогда как в США - 35%.

"Нынешние непрерывные реформы образования стали следствием реформ 1970-1977 гг., которые уходят корнями в период ломки русской школы в послереволюционные годы. Сталинские реформы 1930-х, в основу которых были положены принципы русской классической гимназии конца XIX - начала XX вв., создали уникальную систему просвещения, позволившую нам выйти на недосягаемый для Запада уровень. Развал начался в 1957-м, когда Хрущев ввел в школах производственное обучение, затем появились учебники математики с элементами высшей математики Колмогорова. Сегодня, по данным Рособрнадзора, 35% школьников России неуспешны по одному предмету, в странах-лидерах таких только 5 %, а более половины школьников России пользуются услугами репетиторов.

"Обычное образование - это всегда диалог, а компьютерное - монолог. Предложенная Г.О.Грефом программа "Сберклассы" предусматривает отказ от учителя, и она вошла в программу "Образование 2030". Многочисленные министры образования (с 1990-го, нынешний министр - 11-й) занимались тактикой - информатизацией, гуманизацией, "болонизацией", "егэизацией", когда была неверно выбрана стратегия, заметил докладчик. Каждая страна отслеживает уровень своего образования, наши реформаторы считают, что это не важно, - если что, всегда можно все изменить! В стандартном тесте по физике для 15-летних первые 10 мест занимают Китай и его части (Макао, Гонконг), Сингапур, Япония, Южная Корея, Тайвань, а также Эстония, Финляндия, Канада. Россия - на 33-м месте, а 20 лет назад входила в тридцатку. Российский президент говорит о необходимости технологического рывка, но ЕГЭ позволяет отобрать случайных людей, и цена такого отбора будет велика. ЕГЭ уродует среднюю школу: школьник не учится аргументировать, ставить вопросы, у него нет лабораторных занятий, он не получает практические навыки и не работает со справочной литературой. То, что не проверяется ЕГЭ, быстро отмирает. Автор ратует за отмену государственной итоговой аттестации и возврат к советской форме экзаменов, а сейчас "мы весьма успешно перепиливаем ветку, на которой сидим!"

"Мы 30 лет тянулись к большой Европе от Лиссабона до Владивостока, но Европа ментально - совершенно другой мир. В России нужно воспитывать русских. Попытки войти в западную цивилизацию, по мнению докладчика, глупы и бесполезны. В академической и вузовской науке до сих пор приветствуются публикации в западных журналах, цитирование и самоцитирование, упоминание в Scopus и Web of science, но, как говорят, Хиршем "Першинг" не собьешь!

"Неправильным считает Г.Г.Малинецкий создание единой корпорации Ростех. В СССР была конкуренция нескольких конструкторских бюро, шло соперничество творцов - А.Н.Туполева, А.И.Микояна, О.К.Антонова, С.В.Илюшина, в производство отбирались лучшие образцы. То, что мы сегодня не участвуем в компьютерной гонке, колоссально отстаем в роботизации - результат развала системы образования. Великие ученые вложили огромные усилия в наше образование, создавая факультеты в университетах, учебники, проводя олимпиады. В стране должно быть единое образовательное пространство с одним простым и одним сложным учебниками по каждому предмету. Президент уже два раза говорил о необходимости единого учебника истории, но школьники продолжают учиться по 68-ми!

"Г.Г.Малинецкий любит цитировать восточную пословицу: когда караван поворачивает назад, хромой верблюд становится первым. Мир меняется, так или иначе, Россия станет первой. "Если мы перестанем хромать, то будущее состоится, я очень надеюсь".

(Окончание следует.)

Ольга ТАРАНТИНА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер
Besucherzahler
??????? ?????????