Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 39 (4687) от 19 октября 2023:


№ 39 в формате pdf
 

Послесловие ко Дню учителя

Подойдите к нам, Виктор Алексеевич!

Репортаж из прошлого

Начало девяностых годов прошлого столетия. Март, пять часов вечера, на небе - этюд в багровых тонах.

Четвертый этаж нового корпуса Вычислительного центра. Зал терминалов, подключенных к базовой ЭВМ ЕС-1061. Горстка пользователей, вперившись в зеленоватые экраны, стучит по клавишам...

Из коридора доносятся звонкие голоса, топот, и в зал врывается толпа школьников, пришедших на практику по программированию. В считанные секунды зал оказывается переполнен. Вбегает запыхавшийся учитель; сражение за рабочие места в полном разгаре.

- По двое! Садимся по двое!

Наконец терминалы поделены. Опомнившись, школьники смотрят на учителя.

- Виктор Алексеевич!

- Задания всем даны, можно приступать!

В зал, волоча за собой стул, входит сослуживец Стельмах.

- Развел тут... Стул у меня стащили...

Через полчаса появляются первые программы. Два молодца молча взирают на то, как из работающей программы, как из рога изобилия, на монитор сыплются бесконечные ошибки. Мальчики ошеломлены. Вот-вот случится что-то непоправимое...

- Зови этого...

Учитель, как добрый чародей из восточной сказки, странствует от одного терминала к другому, находит ошибки, спрашивает, отвечает и отпускает комментарии.

- Виктор Алексеевич, подойдите к нам! - слышится то по одну, то по другую сторону фанерной перегородки, разделяющей терминальный зал надвое.

- Та-ак, что это у вас? И вы утверждаете, что этот алгоритм будет работать?

Ученицы встревоженно смотрят на учителя.

- Нет, мы этого не утверждаем.

- Та-ак...Что это у вас?

Ученицы робко:

- Куры.

- Я спрашиваю, что это у вас за величины?

- Четыре и пять.

- Что "четыре и пять"?

- Четверо поросят и пять кур.

- Какие это величины, я спрашиваю? Интеджэ или риал?

- Виктор Алексеевич! - орут с противоположного конца зала.

- Подумайте, - говорит Виктор Алексеевич и направляется к двум рослым отрокам у окна. Один отрешенно смотрит в окно, другой - в монитор, на котором ничего нет.

- Так, что у вас? - строго спрашивает учитель.

- У нас не работает.

- Не работает, - удовлетворенно повторяет учитель. - А что вы делали?

Он мог бы сразу обратить их внимание на то, что терминал не включен, но он должен научить их мыслить самостоятельно.

- Вы делали что-нибудь?

- Нет.

- А как же он у вас будет работать! Вы думаете, что он сам включится, увидев что вы сели? Или о чем вы думаете?

Мальчики молчат, предпочитая не говорить, о чем они думают. Виктор Алексеевич нажимает волшебную клавишу POWER, и монитор оживает. Учитель выразительно смотрит на своих нерадивых учеников. Те опускают головы. Один рассматривает томящиеся под столом ноги. Другой упирается взглядом в пол, пряча издевательскую улыбку.

- Почему вы не включили?

- Мы не знали.

- Чего вы не знали?

По всему видно, что ничего они не знали, но не хотят в этом признаваться.

- Ну вот, - говорит учитель. - Вот тут все и выясняется. Кто работал на уроке, а кто...

Не закончив фразы, он идет к девочкам. На лице его появляется отеческая улыбка.

- Так, что у вас? - добрым голосом спрашивает он.

- Программа, - слышится в ответ чудесный щебет.

- Я вижу, что программа, - стараясь придать голосу строгость, говорит учитель. - Я хочу знать, что это за программа. Понять логику этой программы...

Девочки с изумлением переглядываются.

- Это программа, которую вы нам задавали.

- Вот тут у вас ошибка... В таком виде ваша программа работать не будет. Посмотрите внимательнее. Козлов!

- Что, Виктор Алексеевич?

- Чем смеяться, сходили бы лучше, посмотрели олимпиадные задачи.

- Какие задачи?

- Хорошие задачи. Повышенной трудности. Которые Тувакин из Москвы привез.

- Какой Тувакин?

- Такой Тувакин, - рассеянно отвечает учитель. - Победитель олимпиады по программированию... Нашли?

- Что нашли?

- Ошибку.

- Нет еще.

- Ищите. Впрочем... - исправив ошибку сам, Виктор Алексеевич спешит дальше.

- Виктор Алексеевич!

- Подождите... Не все сразу, - уже изрядно измочаленный, отзывается учитель. - Та-ак... Значит, от голов вы отнимаете ноги и получаете... что? Поросят? Так?

- Нет!

- А почему тогда...

- Виктор Алексеевич!

- Что?

- Что такое ошибка 230?

- Это ошибка такая.

- Какая?

- Это надо книжку читать.

- Какую книжку?

- Хорошую книжку.

- А где достать эту хорошую книжку?

- В комнате у системщиков. В общем, неважно, где. Вам ее там все равно не дадут...

Наконец Виктор Алексеевич распрямляется, смотрит на часы и объявляет:

- Заканчиваем! Наше время истекло. Уходим!

- Давно пора, - ворчит сослуживец.

Терминальный зал стремительно пустеет и наступает благословенная тишина.

Александр РАСТОРГУЕВ,
рисунок Сергея РАСТОРГУЕВА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер
Besucherzahler
??????? ?????????