Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 39 (4687) от 19 октября 2023:


№ 39 в формате pdf
 

Их имена - в истории науки

Памяти коллеги из Германии

Год назад, 18 октября 2022 года, на 88-м году ушел из жизни профессор Фридрих Гённенвайн. Его хорошо знали в в лабораториях ядерных реакций и нейтронной физики ОИЯИ, он неоднократно бывал в Дубне, участвовал в конференциях. Его немецкие коллеги опубликовали некролог в журнале Physik Journal. Теплые воспоминания о Фридрихе сохранили и дубненские ученые, по инициативе которых был подготовлен этот материал.

После окончания средней школы в Хомбурге Фридрих поступил в Штутгартский музыкальный колледж на класс форте­пиано и органа, затем прошел стажировку по изготовлению органов в мастерской в Гамбурге. Эти годы сформировали в нем многие качества, которые он впоследствии передавал своим ученикам. В зимнем семестре 1953-1954 гг. Фридрих наконец начал изучать физику в университете Тюбингена, а в 1959 году защитил дипломную работу. Это была его первая встреча с ядерным делением - областью физики, которой он остался верен до конца жизни. В 1964 г. он защитил докторскую диссертацию "Деление урана-238 нейтронами с энергией 14 МэВ" в Физическом институте Тюбингенского университета, в 1974 г. стал адъюнкт-профессором, деканом факультета физики, и, наконец, в 1978 г. профессором ядерной физики. Кто из студентов не знал в 1980-е годы его книги по экспериментальной физике?

С 1979 по 1985 годы Ф.Гённенвайн работал старшим научным сотрудником Института Лауэ - Ланжевена (ИЛЛ), Франция, затем некоторое время возглавлял технические службы EDEX. Он участвовал в работе высокопоточного нейтронного реактора ИЛЛ, в создании щелевого спектрометра высокого разрешения, ставшего неотъемлемой частью инструментов ИЛЛ. По возвращении в 1985 г. в Германию Тюбингенский университет присвоил ему звание ординарного профессора - редкая честь!

В 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС Фридрих вместе с другими физиками-ядерщиками делился с общественностью своими знаниями о радио­активности, делении ядер и ядерных реакторах, проводил измерения радиационного фона на детских площадках и в других общественных местах. Сотрудничая с физиками из соцстран, участвуя в совместных экспериментах в области ядерной физики, он заслужил выдающуюся репутацию в международных институтах. В 1988-м Фридрих официально вышел на пенсию, но практически ежедневно бывал в институте на тематических семинарах и коллоквиумах с фундаментальными дискуссиями, продолжал публиковаться, приглашался с лекциями по всему миру. В 2021 году в рецензируемом журнале вышла его публикация. Фридрих Гённенвайн был не просто талантливым преподавателем университета и чрезвычайно успешным исследователем, он был человеком, думающем о будущем планеты. Мы все потеряли уважаемого коллегу, соратника и друга.

В 2003 году премия имени Г.Н.Флёрова была присуждена Дж. Гамильтону (Университет Вандербильта), Ф.Гённенвайну (университет Тюбингена) и сотрудникам ОИЯИ М.Г.Иткису и Г.Тер-Акопьяну за исследования спонтанного деления ядер и деления ядер, индуцированного нейтронами и заряженными частицами.

- Фридрих - один из известнейших специалистов в области деления, - вспоминает о коллеге профессор М.Г.Иткис (ЛЯР). - Я знаком с ним с незапамятных времен. Наша лаборатория сотрудничала с ним на протяжении многих лет. Основные его работы были связаны с изучением нарушений четности не только в слабом, но и в сильном взаимодействиях. Он много лет проводил эксперименты в Институте Лауэ - Ланжевена в Гренобле. Фридрих - соавтор монографии по физике деления, индуцированного нейтронами. Он не раз приезжал в Дубну, общался с молодежью в нашей лаборатории, учил ее уму-разуму.

- С Фридрихом Гённенвайном я познакомился в 1993-1994 годах, когда был на стажировке в Техническом университете Дармштадта, - рассказал заместитель директора ЛНФ Ю.Н.Копач. - Тогда была достигнута договоренность об обмене студентами между ОИЯИ и Германией. Так я поехал на год в Дармштадт и попал на очень интересный эксперимент, который проводился в Гейдельберге с участием нескольких центров Германии, в том числе ТУ Дармштадта. Фридрих Гённенвайн возглавлял команду из университета Тюбингена. Эксперимент был успешным, и при подготовке публикаций мы с Фридрихом общались в течение нескольких лет. С 1999 по 2002-й я работал в GSI в Дармштадте, и тогда мы с ним познакомились ближе. Я занимался делением, а Гённенвайн был человеком, который знал про деление практически все и делением занимался всю жизнь. Он не только прекрасно разбирался в теории, но и был хорошим экспериментатором, хотя в последние годы уже больше занимался организацией экспериментов. У него была большая библиотека, он очень следил за литературой, знал все новые работы по тематике деления. Сам написал книгу на основе лекций, которые читал в Гренобле, Страсбурге, в других местах, куда его специально приглашали.

Ф.Гённенвайн, Ю.Н.Копач и И.Русков. ISINN-27, Дубна, 2019 г.

Одним из основных дел его жизни, по крайней мере в последние годы, когда я с ним общался, было исследование так называемых Т-нечетных эффектов в делении. Я не был участником этих работ с самого начала. Они начинались еще в конце 1990-х в Гренобле смешанной командой: со стороны России участвовали группа Г.В.Даниляна (ИТЭФ) и группа Г.А.Петрова (ПИЯФ), а со стороны Германии - группы Ф.Гённенвайна (Тюбинген) и М.Мутерера (Дармштадт). Через некоторое время к этим экспериментам подключилась и группа из ЛНФ. Изначально эти эксперименты были нацелены на поиск нарушений временной инвариантности в делении. За эффектами Т-неинвариантности гоняются давно, в ЛНФ была в свое время такая программа исследований, на ISINN это было одной из важнейших тем. А первый ISINN, когда конференция еще не обрела свое название, проходил как рабочее совещание по поиску эффектов нарушения пространственной четности и временной инвариантности. Так вот, никому не удавалось измерить эффект с достаточной точностью, а они сходу получили огромный эффект, сравнимый с тем, который наблюдается в Р-нечетных корреляциях. Некоторое время этот эффект не могли объяснить. Какие-то модели предлагались, но они были не очень убедительны, четкого доказательства, что такое объяснение работает, не было. Гённенвайн даже говорил, что, если в течение года никто не даст объяснения, он будет считать, что они открыли эффект Т-нарушения. В конце концов было найдено объяснение, которое показало, что никакого нарушения временной инвариантности нет, хотя эффект оказался весьма важным для понимания процесса деления. Тем не менее эффект так и продолжили называть TRI-эффектом (от английского Time Reversal Invariance, эффект нарушения инвариантности по отношению к обращению времени).

Позже этой же командой был обнаружен еще один эффект, в котором при делении наблюдался некий угол поворота в вылете частицы, поэтому его назвали ROT-эффект (от английского rotation - вращение). Оба названия были придуманы Гённенвайном. Как оказалось, эти два эффекта имеют сходную природу. Была опубликована большая статья, описывающая и сами эффекты, и модели, их объясняющие. Определяющий вклад в ее написание и в разработку теоретической модели, описывающей эти эффекты, внес Фридрих. Хотя не все теоретики согласились с той интерпретацией, которую представили экспериментаторы. Можно сказать, что это открытие дало большой толчок в развитии теории. Этим занимаются в Воронежском университете на кафедре, которую ранее возглавлял С.Г.Кадменский, А.Л.Барабанов из Курчатовского института, В.Е.Бунаков (Санкт-Петербург). Количество опубликованных работ по описанию этих эффектов исчисляется многими десятками.

С Фридрихом мы встретились еще в одном эксперименте, который проводили в Страсбурге на установке DEMON, состоящей из сцинтилляционных нейтронных детекторов большого размера. Идея эксперимента была выдвинута Гённенвайном, и заключалась она в измерении угловых корреляций не между нейтронами и осколками деления, что делают обычно, а между двумя нейтронами и осколком деления, что могло дать информацию о том, насколько сильно влияют спины осколков деления на угловое распределение нейтронов. Эксперимент провели, и такая корреляция действительно была обнаружена, правда, на пределе чувствительности.

Ф.Гённенвайн довольно часто бывал в Дубне, у него были хорошие отношения с группой, занимающейся делением в ЛЯР. Он участвовал в наших конференциях ISINN. На одной из них, в 2004 году, была организована экскурсия по нескольким городам Золотого кольца. Мы с женой во время этой поездки с ним много общались и поняли, что он очень разносторонний человек. Ему очень понравилась эта поездка и позже он о ней неоднократно вспоминал. С ним было легко общаться, с самого начала мы перешли на ты, несмотря на большую разницу в возрасте. У него было много студентов, я застал его действующим профессором, и атмосфера общения в их группе была очень душевной. Я это особенно почувствовал на свадьбе одного из аспирантов, на которую пригласили Фридриха, всю его группу и меня. Он продолжал поддерживать контакты со своими бывшими студентами, и они поддерживали с ним связь, периодически собирались вместе. Я помню, во время экспериментов, когда не оказывалось мелких деталей или нужных инструментов, он сам ехал в магазин и покупал необходимое на свои деньги. Для него было главным, чтобы эксперимент состоялся.

Фридрих был тесно связан с музыкой, он ее не только любил, но и хорошо понимал, в том числе как физик. В 1995 году ОИЯИ проводил школу по нейтронной физике в Ратмино, в которой Фридрих участвовал в качестве лектора. Помимо своего основного доклада, он прочитал лекцию на тему: музыка и физика. Он рассказывал, как устроено ухо, почему некоторые звуки нам приятны, а некоторые нет, что такое гармония, это было очень интересно. Я помню, что, когда во время ISINN в Дубне проходили концерты, он всегда на них ходил, потом делился впечатлениями.

Подготовила Ольга ТАРАНТИНА,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер
Besucherzahler
??????? ?????????