Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 40 (4637) от 20 октября 2022:


№ 40 в формате pdf
 

Концерты

"Music Talk" - слушаем классику и говорим о ней!

"Music Talk" (от англ. "music" - музыка и "talk" - говорить) - новый совместный проект Дубненского симфонического оркестра и ДК "Мир", главное в котором - познание мира музыки через разговор исполнителей со слушателями. Идея возникла, как часто бывает в творческой среде, из диалога. Рассуждениями о самой задумке, объединении звучания музыки и теории о ней делятся авторы и создатели проекта - директор оркестра Наталья Александровна Кастро и директор Дома культуры Элеонора Робертовна Ямалеева.

Э. Я. Мы начинаем новый музыкально-познавательный проект "Music Talk". Мне он видится как рассказы о классической музыке для взрослой аудитории. Для слушателей будут звучать музыкальные произведения, а в качестве дополнения - пояснения об их замысле, особенностях, способах восприятия. Но главное - у зрителей будет возможность задать вопросы, поговорить о классике непосредственно с исполнителями!

Н. К. Да, этот формат очень назрел в настоящее время. Ключевой момент - живая музыка и живое общение. Всегда интересно то, что говорят профессионалы, те, кто здесь и сейчас дарит со сцены ни с чем не сравнимые эмоции и высокое мастерство. Причем без права на ошибку, плохое настроение или плохое самочувствие. Мы хотим предложить разговор об академической музыке. Хотим, чтобы строгие слова "классика, классическая музыка" не вызывали настороженность и опасение, будто это уже не актуально, сложно, неинтересно. Сложно - это когда непонятно, вот мы и затеяли этот диалог между каждым пришедшим на концерт слушателем и артистами на сцене!

Э. Я. Мне кажется очень любопытным момент познания музыки, когда благодаря профессиональному музыканту слушатели смогут "прочесть" мелодию и найти в ней то, что благодарно отзывается в душе.

Н. К. Мелодия - не короткий мотив, а емкая музыкальная мысль, имеющая свое развитие, кульминацию и итог в финале. Да, понять это, пожалуй, непросто для современного человека… Сейчас очень много говорится о клиповом мышлении, клиповой культуре, когда из-за нашей постоянной спешки и нехватки времени мы должны воспринимать всю информацию быстро, порой разрозненно, сжато, не обращая внимания на детали. А серьезная музыка, "искусство во времени", которую не укоротить, не сжать, не разбить на мелкие фрагменты, как-то перестала вписываться в наш стиль жизни. Поэтому отклик в душе от услышанного скорее возникнет тогда, когда мы сможем сконцентрироваться на чем-то главном и пойти за звуками, гармонией, нюансами, энергетикой артистов, за руками дирижера, наконец! Ведь это происходит на сцене только сейчас и не повторится ни завтра, ни через месяц, ни через год, никогда! Поэтому здесь и сейчас мы делаем все, чтобы установить контакт между слушателями и творцами на сцене, контакт, который усиливается еще и когда музыкант делится своими мыслями об исполняемом произведении. Именно тогда наша цель достигнет своей высшей точки, высшего результата. Именно тогда и прочтется эта мелодия.

Э. Я. А еще индивидуальное прочтение и "проживание" станет для слушателей моментом познания через музыку самого себя. Конечно же, у каждого человека путь ассоциаций может очень сильно отличаться. И что для одного - путь к свободе, для другого - невозможность сделать даже шаг. Поэтому мы с публикой идем на эксперимент с вольной интерпретацией музыки, основанной на индивидуальном восприятии.

Н. К. Да, конечно, музыка - одно из наиболее абстрактных искусств! И навязывать какие-либо образы или ассоциации не стоит. Но если принять ту точку зрения, что искусство будущего - синтетическое искусство, где не будет существовать границ между музыкой, танцем, визуальным рядом, архитектурными решениями, то объединив все это, мы как бы предлагаем свою идею, основанную на образах. Но восприятие у каждого будет свое. Каждый слушатель испытает те чувства, на которые он способен и которые ему ближе. И, если, например, Сергей Поспелов, который и откроет наш новый цикл, перед тем, как исполнить Чакону Витали, поделится своими мыслями, то для слушателя откроются неведомые ранее стороны музыкального восприятия, абсолютно различные для каждого!

Э. Я. На мой взгляд, у подобного формата разговора с аудиторией - простыми словами о самом главном - большое будущее. Для меня, наверное, самое желаемое, чтобы благодаря спикеру зрители научились понимать замысел композитора и раскрывать для себя тему услышанного произведения.

Н. К. Немного отвлекусь. В инстаграм я подписана на очень интересный для меня контент о живописи. Недавно там разбирали замысел картины, которая иносказательно и даже эпатажно развеивала пиетет перед "высоким искусством". И я задумалась, ведь действительно, нам кажется, что академическое, "высокое" искусство - оно как бы над нами, на недосягаемой для нас высоте. Оно настолько отделено от нашей повседневной жизни, наших забот, наших проблем, наших развлечений и маленьких радостей, что уже трудно сбросить с себя все незначительное и сосредоточиться на главном. И я поняла, что нам в нашем Music Talk нельзя теоретизировать, нужен разговор на равных, диалог мастера и слушателя. Пусть спикер будет Богом, играя Баха, но, опустив скрипку, он сможет поделиться со своей аудиторией тем, что эта музыка отнимает много физических сил. Чтобы исполнить, предположим, драматическую кульминацию, требуется исполнить один за другим аккорды, наполняя их сочным певучим звуком, но, чтобы каждый в зале услышал лишь внутреннюю силу, без бравады и показной актерской игры. Тем более, что манера, стиль исполнения тесно связаны со временем написания произведения, национальными особенностями, жанром, формой и многим-многим еще. Есть о чем порассуждать!

Э. Я. Да, наш Music Talk будет проходить прямо во время концерта, когда музыкант и публика непрерывно находятся под воздействием музыки и эмоций. Такое проживание произведений, наверняка, соединится во что-то очень важное. И главное - доступно, понятно, искренне музыкант будет говорить о себе в музыке, о музыке внутри него, об обмене эмоциями с залом, благодаря написанным когда-то нотам….

Н. К. Конечно, ради этого мы все это и придумали. Потому что "прожить" - это значит "прочувствовать". И чтобы раскрыть наши чувства, стоит хоть немного проникнуть в суть. Поверьте, музыканты не только с помощью технических приемов, а в еще большей степени за счет своих эмоций постараются дополнить сказанное! А эмоций надо очень много, чтобы хватило на каждого в зале, иначе все впустую!

20 октября на сцене ДК "Мир"откроет проект "Music Talk" известный в России и за рубежом музыкант, блестящий скрипач, виртуоз, дирижер, "русский Паганини" Сергей Поспелов. Он встанет за дирижерский пульт Дубненского симфонического оркестра, и конечно, будет музыка! О ней и поговорим с публикой!

Элеонора ЯМАЛЕЕВА,
фото Игоря ЛАПЕНКО
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер
Besucherzahler
??????? ?????????