Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 36 (4633) от 22 сентября 2022:


№ 36 в формате pdf
 

Дворжак. Серенада для струнных

25 сентября в ДК "Мир" состоится четвертый концерт-знакомство с музыкальным наследием стран-участниц ОИЯИ. Композитор, чья музыка прозвучит в этот вечер, считается одним из самых известных чехов всех времен, его произведения, сочетающие классические традиции и самобытные черты отечественной музыки, ценили во всем мире, так как музыкальная изобретательность композитора настолько богата, насколько неповторима красота его мелодий. О предстоящем концерте мы побеседовали с директором Дубненского симфонического оркестра Натальей Кастро.

Наталья Александровна, начался новый творческий сезон и с ним продолжение музыкальной истории "Знакомство через музыку". Очередной концерт цикла вы посвятили Чехии. Как обычно это происходит, идете от страны или все-таки от композитора?

Обычно от страны, но в данном случае - от композитора. Еще в июле, готовя программу ко Дню города, мы старались найти особенный репертуар для выступления open-air. Особенный, потому что нам была задана тема "усадебного" концерта, концерта в парке, создания атмосферы уюта и изысканности. Именно тогда, в череде многих других шедевров, мы и исполнили вальс из Серенады для струнного оркестра Антонина Дворжака, а по окончании программы приняли решение сыграть для дубненских слушателей это произведение целиком! Поэтому в сентябре у нас - Антонин Дворжак, Чехия, знакомство с музыкальной культурой этой страны через одно из самых красивых произведений в мире!

Антонин Дворжак - представитель романтизма. У вас как у музыканта какие эмоции рождает его музыка?

Надо признаться, что для многих из нас слово "романтизм" связано с такими заштампованными фразами, как "романтический вечер", "романтическое настроение" и ассоциируется с ужином при свечах, шампанским, розам и соответствующей музыкой. Для меня это совсем не так, конечно. И я позволю себе напомнить, что с точки зрения эпохи в литературе, музыке и искусстве вообще, романтизм, как и любое другое направление, - это прежде всего отражение жизни, отражение времени. А время тогда дало опыт французской революции, которая, с одной стороны, привела к огромному подъему духовных сил, а с другой, - к глубокому разочарованию, когда принципы "свободы, равенства и братства" остались утопической мечтой. И обманутые в лучших надеждах художники нового времени выражали свой протест по отношению к новому порядку вещей, раскрывая такую сферу чувств, как кипение страстей, возобладание чувства над разумом, высшие степени взволнованности, страстности, красочности, глубину и многообразие душевных переживаний, сложную внутреннюю жизнь людей. Всё через призму личного! Ни у одного из композиторов других эпох мы не встречаем таких "интимных страничек дневника", как у композиторов-романтиков. И музыка Антонина Дворжака как истинного романтика для меня прежде всего предельно живая, проникновенная, устало-красивая, порой тревожная, порой комичная, порой торжественная и всегда очень личная. С глубоко национальными корнями, безусловно, ведь чешский народ удивительно музыкален, есть поговорка даже: "Что ни чех - то музыкант"…

Великий сын чешского народа - так соотечественники с любовью называют замечательного композитора, одного из основоположников национальной композиторской школы. Ведь в плодотворную композиторскую работу он погрузился, только став органистом в церкви. Интересно, что явилось моментом для начала сочинительства?..

Да, этот вопрос возникает закономерно, ведь Дворжак лишь в 16 лет начал профессионально обучаться музыке. До этого, хотя он и брал уроки игры на скрипке, альте и затем органе, все же большую часть времени проводил в мясной лавке отца, который хотел передать ему свое дело. И ведь какую чуткость и дальновидность проявил отец Антонина, когда согласился отправить сына в Прагу в органную школу, по-видимому, уступив его нескончаемым просьбам! Там молодой музыкант страдал от безденежья и, как пишут критики, много сочинял. Можно предположить, что денежная необходимость и послужила поводом для сочинительства. Но надо признаться, что повод - совсем не главное. А главное то, что Дворжак действительно был гением! Писал он быстро, признавался, что "руки не успевают за мыслями", и сетовал на нехватку наименований для своих произведений. По его мнению, все поэтичные и оригинальные названия уже были использованы другими композиторами. А к тридцати годам он стал настолько известным, что в нотных магазинах за его изданными сочинениями выстраивалась очередь и концерты проходили с неизменным аншлагом.

Мы знаем, что под влиянием П.И.Чайковского Дворжак посещал Россию в 1890 году и дирижировал оркестрами, исполняющими его музыку. Что известно об этом периоде его творчества?

В 1888 году Дворжак познакомился с Чайковским. Это была знаменательная встреча двух выдающихся славянских композиторов, почти ровесников, вступивших в пору высшего расцвета своего творчества. "Вы великий художник", - писал Чайковский Дворжаку. А тот поделился с ним мыслями о музыке "Онегина": "С радостью признаюсь, что Ваша опера произвела на меня большое и глубокое впечатление - именно такое, какое я всегда ожидаю от настоящего художественного творения. Это чудное сочинение, полное теплого чувства и поэзии, разработанное до деталей, короче говоря: это музыка, манящая и проникающая столь глубоко в душу, что ее нельзя забыть". Дворжака и Чайковского долгие годы связывала тесная дружба. Неудивительно, что сразу же по возвращении на родину автор "Онегина" начал хлопотать о вызове Дворжака на гастроли в Россию. Они состоялись в 1890 году; в авторских концертах, прошедших с огромным успехом в Москве и Петербурге, Дворжак исполнил Первую и Третью симфонии, Симфонические вариации на собственную тему, Славянскую рапсодию и другие свои произведения.

Расскажите, пожалуйста, о наиболее знаменитых его произведениях и, конечно же, о Серенаде для струнных, которая прозвучит для нашей публики.

Композитор знаменит тогда, когда его творчество тесно, неразрывно связано с культурой его страны, уникальностью интонаций, колорита, глубокими национальными истоками. Антонин Дворжак обожал народные мелодии родной Чехии, вплетал их в мелодическую ткань своих лучших работ: Седьмой симфонии, которую регулярно играют по всему миру, непревзойденного цикла виолончельных концертов. Даже главный "хит" - Девятая симфония "Из Нового Света" - была косвенно посвящена родине композитора: ее он писал в 1893 году в Соединенных Штатах, но… тоскуя по дому.

Говоря о Серенаде для струнных, которую дубненский оркестр исполнит в предстоящем концерте, - не уверена, что смогу словами передать очарование этой музыки. Известно, что Дворжак создал ее в 1875 году - в счастливую пору первых творческих побед и семейной гармонии, что ощущается в атмосфере его музыки. Многие слышат в ней элегантный оттенок, наводящий на мысль об изящной жизни в сопровождении "серенады" в величественном доме некоего аристократа 18-го века…

Дирижировать снова будет Сергей Поспелов, какие у вас творческие планы на предстоящий сезон?

Мне бы очень хотелось, чтобы все намеченное осуществилось. Есть предложения оркестру снова выступить в залах Москвы, в концертном зале Соборной палаты с программой из двух фортепианных концертов Шопена. Наш майский опыт выступления в этом престижном концертном зале не прошел бесследно. Серьезная программа, исполненная Сергеем Поспеловым (на снимке) в качестве солиста с полным симфоническим составом ДСО произвела огромное впечатление на московскую публику, и нам, конечно, хотелось бы выступить там снова. Для дубненской публики готовятся интересные проекты, объединяющие различные жанры, в том числе художественное слово, живопись, готовим разные форматы наших программ и составов.

Наталья Александровна, давайте расскажем читателям о новом проекте Music Talk. Как вы видите его в идеале?

Да, это как раз один из наших новых форматов. Идея в том, что классическая, академическая музыка - это наше интеллектуальное наследие, и ее интересно не только слушать, но и узнавать много нового для более глубокого и полноценного понимания замысла, это важно, поверьте! Для этого - диалог музыкантов со зрителем в формате концерта в живой и непринужденной обстановке. Но это уже тема следующего интервью, я думаю!

Беседовала Элеонора Ямалеева.
Фото из личного архива Натальи Кастро
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер