| ||||||
С днем рождения, Дубна! Прогулка по ДубнеА вы пробовали пройтись по родному городу и взглянуть на него глазами приезжего человека? И самому себе стать гидом? Представим себе это так...
Когда-то Дубна и в самом деле была городом велосипедистов. Ее в конце 70-х годов прославил Сергей Петрович Капица в авторской передаче "Очевидное - невероятное". И вскоре после этого в Дубну хлынули похитители велосипедов... С тех пор прошло много лет, у людей появились средства, и они пересели на автомобили. Отсюда новые темы для разговоров: "Я вчера в такую пробку попал!" Это в нашем-то городе, с 75 тысячами населения!
Московское море богато флорой и фауной, украшено заливами и островами с причудливой береговой линией и буйством дикой природы. Одни говорят, что в этих местах любил охотиться Берия, другие - Василий Сталин. Для охотников весна начинается с охоты на уток, осень - на кабанов. Почетный гражданин города, последний советский директор Дубненского машиностроительного завода Геннадий Алексеевич Савельев, сам большой любитель охоты, собрал местные охотничьи рассказы в книжке "Дубна охотничья". Однако на первом месте, конечно, рыбалка. По пятницам с вечерней электричкой на Большой Волге высаживаются хорошо экипированные и вооруженные новейшими средствами ужения московские рыбаки: летом - удочками, зимой - мормышками. Туннель, "Аппендицит", дамба, Московское море - далее везде - а теперь, когда у Дубны новый мост и туннель на ремонте, зимний путь лежит по льду: от "Сталина", как до сих пор называется это место, до монумента Ленина.
Дубна прославилась как город физиков, но в действительности это конгломерат городов, и каждый живет своей жизнью. Когда спускаешься с плотины и сворачиваешь на улицу Жуковского, вас встречает тактическая ракета и слоган: "Слава создателям авиационной техники". Кажется, что въезжаешь в другой город. Так оно и есть. Добро пожаловать на Тридцатку!
Любимый город может спать спокойно.
В целом Дубна располагает к умиротворению, к созерцанию. Здесь легко вести рассеянный, редкий на события образ жизни. Сама жизнь течет размеренно и неторопливо, как воды, омывающие город со всех сторон. Природные катаклизмы здесь редкость, землетрясений нет, а такие напасти, как ураган 26 июня 2005 года, который по подсчетам мэрии повалил 1000 деревьев, или обмеление Московского моря летом 1996-го, случаются не чаще, чем один раз в пятьдесят лет. Чудаки и оригиналы - общественное достояние Дубны. В правобережье их больше, особенно их много в Институтской части города, то есть, собственно, Дубне. На левом берегу чудаков меньше, но каждый на вес золота. На правом берегу чудаками дорожат, на левом к ним относятся снисходительно, если они, конечно, безобидны, то есть не вольнодумцы и не возмутители спокойствия. Чудаки чаще всего оригиналы, у них отсутствует общепринятое чувство юмора. Они способны хранить невозмутимое выражение лица, когда другие смеются, и смеяться, когда остальные недоуменно пожимают плечами.
Теперь об остряках. В Дубне их не так много, как принято думать, но они есть. Близко к ним стоят мастера научного и бытового розыгрыша. Одним из них был академик Бруно Понтекорво. О его розыгрышах до сих пор ходят легенды, а рассказы о нем составляют по меньшей степени четверть дубненского фольклора. Остались ли в Дубне еще физики 60-х годов, те самые герои не нашего времени, о которых ставили фильмы, писали стихи и сочиняли легенды? Да, они еще есть, но вряд ли вы их сейчас узнаете. Как говорится, "были физики в почете"... О климате и погоде. Климат своеобразный, но иногда весна похожа на весну, осень - на осень, лето - на лето, и когда наступает классическая зима, Дубна преображается в царство Снежной королевы, а Московское море - в белое безмолвие, особенно в пасмурную погоду, когда только по одиноким фигуркам рыбаков можно разглядеть, где кончается море и начинается небо. А в общем у нас влажно, сыро и в жару душно - Дубна выросла на болоте и потому так засасывает.
И снится нам не рокот космодрома...
Вот что писал о Дубне в 1979 году Леонид Сильвестров, физик и поэт, сравнивая ее с Протвино: "Похожи они тем, что обе выросли вокруг ускорителей, обе названы именами рек - Дубны и Протвы. Но Дубна тиха, старомодна, уютна, безалаберна и гостеприимна. Она не рвется в мировые звезды, не поражает размерами ускорителей и не служит объектом экскурсий. Но за ее тишиной чувствуется отсутствие потогонной системы, за безалаберностью скрывается разнообразие идей и интересов, а за старомодностью - классическая свобода в выборе экспериментов и исследований. Без всякого порядка она раскинулась в междуречье Дубны и Волги, ее кривые улочки заросли липами и тополями, а в архитектуре смешаны все стили от 40-х до 70-х..."
Первое, что бросается в глаза в зале экспозиции, - модель знаменитого дубненского синхрофазотрона. Дотроньтесь до него. Запомните этот момент. Вы прикоснулись к истории институтской Дубны.
"Художка" на пленере. Александр РАСТОРГУЕВ, |
|