Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 36 (4533) от 1 октября 2020:


№ 36 в формате pdf
 

Памяти Первого Учителя

Наверное, абсолютно все, кто меня знает по работе, удивятся, увидев такое заглавие в начале и мою фамилию в конце... Я никогда не работала с Владимиром Казимировичем Игнатовичем, более того, не была его учеником в общепринятом смысле, и вообще: я работаю в другой лаборатории и в абсолютно другой области физики. Но, тем не менее, я считаю его своим Первым Учителем. Поделюсь, почему.

Это было давно, в начале 80-х. Я училась в 7-м классе, параллельно заканчивала музыкальную школу и уже мечтала, как на будущий год у меня не будет никаких дополнительных занятий, кроме школьных уроков. Ура! Наконец-то свобода! Но не тут-то было...

Родители, конечно же, заботились о моем будущем, поэтому в один прекрасный день объявили мне, что на будущий год я должна учиться в ЗФТШ. Что это за зверь такой, я не знала, но желания дополнительно где-то учиться еще, кроме школы, не испытывала. Надо сказать, что училась я неплохо, но на олимпиадах никогда не блистала. А тут на тебе! Дополнительные задания по математике и физике, да еще и от какого-то МФТИ! Замечу, что мой "козлячий" переходный возраст проходил довольно гладко, я просто тихо саботировала, насколько это было возможно, все то, что мне не нравилось, а если уж приходилось этим заниматься, то делала спустя рукава. Конечно, никакие вступительные задачи я решать не собиралась, надеясь, что получится проскочить мимо и ЗФТШ, и чего-то еще.

Но в результате мне были выданы решенные задачи, я их переписала в тетрадки, и бандероль ушла в Долгопрудный. Меня приняли. Радости от этого, естественно, я не испытывала, но решила продолжать саботаж и дальше. Авось получится.

Однако в сентябре родители меня отправили на какую-то вечернюю физмат школу. Сейчас это называется межшкольный факультатив. Вот чего я абсолютно не ожидала! Но спорить не стала, решила сходить на первое занятие, которое проходило еще в старой 6-й школе, на площади Мира. В назначенное время я пришла в указанный кабинет, уселась на заднюю парту и твердо решила отсидеть занятие, "посчитать ворон", а потом сказать дома, что, мол, не понравилось, не интересно и вообще. Надо сказать, что на тот момент весь интерес к физике школьным преподаванием был отбит начисто! Математика у меня получалась, а вот физика…Бррр!

В общем я начала уже дремать на своей последней парте, когда в класс зашел высокий худощавый мужчина, спокойным и довольно тихим голосом сказал, что зовут его Владимир Казимирович (тут я немного проснулась, уж очень необычное сочетание имени и отчества!) и сразу же написал на доске условие первой задачи. Я глянула: ну да, механика! Скукотища! Опять, как в школе, сейчас будут на доске формулы появляться... Но все пошло очень необычно!

- Вот что, ребята, мы не будем с вами РЕШАТЬ эту задачу! Давайте так. Пусть каждый из вас выйдет к доске и напишет конечную формулу. Просто вот из этих символов составьте подходящее уравнение!

Вот так номер! Это же неправильно! Как можно угадывать, когда решать надо?! Всё это вихрем пронеслось у меня в голове. Но все потихоньку потянулись к доске, она стала заполняться абсолютно разными формулами, а Владимир Казимирович просто кивал и приглашал следующего участника факультатива. Дошла очередь и до меня. Я, конечно, успела за это время подумать, но решения не знала, поэтому просто вышла и написала то, что мне подсказала интуиция.

- Что ж, хорошо! Смотрите, сколько вариантов! А теперь, давайте-ка уберем все, которые нам не подходят! Как? Да очень просто! Сначала проверим по размерности!

Вот тебе и раз! А так можно?? А можно, оказывается! Владимир Казимирович объяснял, выписывал выкладки, когда это было затруднительно нам сделать в уме, а потом писал рядом с каждой формулой получившуюся размерность. И стирал те формулы, которые явно не годились в качестве окончательного ответа. Ну не может же скорость в килограммах измеряться! В результате осталось штук пять. И одна из них была моя.

- Вот, посмотрите, что у нас осталось? В принципе это почти ответ. С точностью до константы, я полагаю. Давайте теперь подставим численные значения и прикинем, что более соответствует действительности...

Надо ли объяснять, что на этот момент я уже совершенно забыла, что собиралась тихо отсидеться на галерке и больше никогда на этот факультатив не ходить? Нет! Стало очень интересно! В общем я перебазировалась на пустующее место поближе к доске. Следующая задачка, а точнее подход к ее решению, оказался еще интересней.

Потом на эти занятия я просто бежала. К тому же оказалось, что часть задач идет как раз из репертуара ЗФТШ, что Владимиру Казимировичу можно после факультатива показать недоделанные задания, спросить, что непонятно по теории, а он может так качественно (в смысле без формул) объяснить, найти такие сравнения, что станет все-все понятно. А физика оказалась жутко занимательной! Да еще и на следующий год, уже в школе, появился Григорий Дмитриевич Луппов. Так что в последние два моих школьных года по физике сложился замечательный тандем.

Я все три года до окончания школы ходила на занятия межшкольного факультатива. Именно благодаря Владимиру Казимировичу, его таланту преподавателя я легко закончила ЗФТШ. В выпускных классах я уже побеждала на олимпиадах, мне легко давались все школьные предметы. Да и выбор института для меня не был вопросом. Однозначно Физтех! И Владимир Казимирович, когда про это мое намерение узнал, предложил мне дополнительную помощь. Сказал, чтобы я обязательно спрашивала, если мне что-то непонятно, давал мне дополнительные задачи, а потом, после факультатива, объяснял, если они оказывались мне не по зубам. Я считаю, что именно благодаря Владимиру Казимировичу я поступила.

На этом наши дороги разошлись. Я только в городе иногда его встречала, и он всегда интересовался, как у меня дела, чем я конкретно занимаюсь. Да и на площадке ЛЯП, потом, когда уже работала, мы редко пересекались. Но я всегда помнила, как можно заинтересовать тем, что тебе нравится, других людей. Поэтому, когда сама немного преподавала в нашем Дубненском университете, всегда вспоминала, как Владимир Казимирович вел наш факультатив, как интересно он преподносил предмет. И старалась читать лекции и вести семинары так, чтобы студентам было, по крайней мере, не скучно...

Но главное - это именно далекий 1983 год. То первое занятие, мое изумление, любопытство и огромный интерес, возникший к абсолютно нелюбимому школьному предмету, который оказался делом моей жизни. Надо ли объяснять, благодаря кому это все произошло? Владимир Казимирович не только направил меня в специальность, он открыл для меня абсолютно новый мир с кучей возможностей. Это преподаватель от Бога! И я счастлива, что мне довелось у него учиться. Именно поэтому я считаю его своим Первым Учителем. Именно так. С двух заглавных букв.

Ирина Титкова,
ученый секретарь Лаборатории ядерных проблем.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер