| ||||||
Наш вернисаж "Искусство должно быть общедоступным"Продолжаем знакомить читателей еженедельника с культурными событиями, связанными с именем Надежды Петровны Ходасевич-Леже (1904-1982), яркой и легендарной личности, роль которой в эпоху железного занавеса в искусстве ХХ века трудно переоценить.23 октября в Минске открылась выставка "Надзя", приуроченная к 115-й годовщине со дня рождения известной художницы. Этот масштабный культурный проект поддержали посольства Франции и Республики Беларусь. В праздничном мероприятии приняли участие заместитель генерального директора Национального художественного музея Республики Беларусь В.С.Вечер; Чрезвычайный и Полномочный посол Франции в Белоруссии Б.Д.Канесс; внук Нади Леже Н.Тенье; владелец Музея-фермы Ф. Леже в Лизоре (Франция) Ж.Шатене; автор книги "Надя Леже - необыкновенная история женщины в тени" Э.Шатене и другие официальные лица. С экспозицией выставки гостей познакомила куратор проекта со стороны Национального художественного музея, заведующая отделом русского и зарубежного искусства С.И.Прокопьева. Мы подробно писали о том, что год назад подобная масштабная выставка, посвященная творчеству Нади Леже, проходила в г. Лодзь (Польша). Ее куратор Каролина Зыхович недавно выпустила книгу о своей героине. Откроем секрет читателю, что и Дубна не остается в стороне: в настоящий момент собирается материал для книги "Французский след. Мозаики Нади Леже в Дубне" об этой неординарной художнице, портретные панно которой более 40 лет назад органично вписались в культурное пространство нашего города и все это время продолжают оставаться одной из главных его достопримечательностей. Многочисленные туристы, которых с каждым годом становится все больше, а также иностранные граждане, работающие в нашем прославленном наукограде, проявляют неподдельный интерес к этим ярким и необычным мозаикам.
Судьба удивительной женщины Нади Леже напрямую связана с четырьмя странами. Родилась она в белорусской деревне. Училась в Варшаве, там же вышла замуж за художника Станислава Грабовского, родила от него дочь. Продолжила обучение в Париже, где работала с Фернаном Леже, который впоследствии стал ее мужем, а Франция второй родиной. Во времена железного занавеса Надя Леже вместе с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой внесла большой вклад в налаживание отношений между Францией и Советским Союзом. Ее деятельность в стирании культурных границ была настолько велика, что в 1972 году она получила высокую советскую награду - Орден Трудового Красного Знамени. Все четыре страны гордятся творчеством Н.Леже и собирают память о ней. Франция обладает самым большим коллекционным фондом семьи Леже. Также есть собрания работ в Минске и Зембине, на родине матери Нади. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина много работ Фернана Леже, подаренных Надеждой Петровной Москве. Но, наверное, символично то, что самая большая коллекция монументальных мозаик Нади Леже находится именно у нас, в интернациональной Дубне. Наш Институт объединяет множество разных стран (в том числе Белоруссию, Польшу и Францию), содействуя укреплению не только научных, но и культурных связей. Многоликая и многоязычная Дубна способна рассказать широкому кругу людей разных национальностей о творчестве Н.П.Леже. Мозаики появились у нас осенью 1974 года. Незадолго до смерти Е.А.Фурцевой (24 октября 1974) 28 мозаичных портретов Нади Леже были переданы в ОИЯИ. Долгие годы мы считали, что их число ограничивалось двадцатью. Однако недавно в архиве местного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий было найдено приложение к Приказу №670 по Министерству культуры СССР от 12 сентября 1974 года, где перечислен список, состоящий из 28 мозаик, передаваемых в подмосковную Дубну. К великому огорчению, к настоящему времени мы сохранили всего 14 мозаик, ровно половину из означенного списка. В ходе работы над книгой и сотрудничества с музеями России и Белоруссии удалось выяснить следующие факты. Из Дубны в Картинную галерею славы деревни Зембин были переданы следующие панно: один из двух портретов В.И.Ленина, М.Шагал, Ф.Леже, один из двух портретов П.Пикассо и Д.Канвейлер. Второй мозаичный портрет В.И.Ленина был отправлен в конце 90-х годов в музей "Ленинский мемориал" (г. Ульяновск). Портрет С.Эйзенштейна, подаренный Дубной Дому ветеранов кино Москвы, долго украшал стену его внутреннего дворика, но 10 лет назад выпал из поддерживающих ремней и разрушился. Дубна безвозвратно потеряла портреты К.Маркса, Н.К.Крупской, С.Прокофьева, космонавта В.И.Пацаева и второй портрет П.Пикассо. Судьба мозаик с изображением М.Тореза и Ж.Дюкло из списка Минкульта неизвестна. Фернан Леже, учитель, соратник и муж Надежды, всегда мечтал о том, чтобы искусство было общедоступным. Его мечта воплотилась в витражах и мозаиках, которыми он украсил церкви, официальные и учебные заведения, а также в настенных росписях и скульптурах огромного формата, стоящих на улицах разных городов Европы. Дубненские мозаики под открытым небом можно воспринимать тоже как часть мечты Фернана Анри Леже. А наша задача - сохранить их в должном качестве. P.S. Обращаюсь к сотрудникам ОИЯИ с большой просьбой: если в ваших домашних архивах имеются фотографии дубненских мозаик прежних лет, если вы знаете какие-нибудь интересные факты на эту тему, свяжитесь с редакцией еженедельника ОИЯИ и поделитесь ими. Любовь ОРЕЛОВИЧ, |
|