Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 40 (4434) от 18 октября 2018:


№ 40 в формате pdf
 

Современные мемуары

Игорь Михайлович Василевский вспоминает

(Продолжение. Начало в №№ 32, 35, 36, 38)

История создания уникальной установки МИС была довольно сложной
(продолжение главы)

А.А.Тяпкин попросил М.Малы выступить на семинаре ЛЯП и рассказать о предлагаемой им оптической системе и фоторегистраторах для МИС. Через несколько дней такой семинар состоялся. После доклада М.Малы я выступил с аргументированной критикой его предложения и предложил свой вариант оптической системы. Для получения изображения всех камер на одном кадре я предложил использовать комбинированный вариант веерообразного расположения искровых камер с плоскими зеркалами. Коллаборация МИС ОИЯИ приняла этот вариант оптической системы и по рекомендации Тяпкина поручила мне ее разработку. По составленному техническому заданию в Ленинградском институте точной механики и оптики (ЛИТМО) разработали и изготовили оптическую систему фотограммометрических камер. В декабре 1967 года в опубликованном в Дубне препринте "Описание пятиметрового магнитного искрового спектрометра, сооружаемого Объединенным институтом ядерных исследований", была представлена оптическая система с веерообразным расположением искровых камер и плоскими зеркалами.

А вскоре и в ЦЕРН, где на упомянутом Руббиа ОМЕГА-спектрометре рассматривались два варианта оптической системы: один, по-прежнему, с призмами, а второй с веерообразным расположением искровых камер, - второй вариант стал основным. В отчете ЦЕРН нет ссылки на наш препринт, но это меня совсем не волновало. Я был рад - создатели ОМЕГА-спектрометра тоже выбрали веерообразное расположение искровых камер. Значит, мы все сделали правильно. Тяпкин заявил, что и ЦЕРНу надо учиться у Дубны.

3. Оптические зеркала

При реализации выбранной оптической системы спектрометра встретились большие практические трудности. В оптической системе МИС ОИЯИ должно было использоваться десять больших плоских зеркал, имеющих внешнее алюминированное покрытие и толщину около 150 мм. Причем радиус кривизны поверхности этих зеркал - около 30 километров. В ответ на обращение дирекции ОИЯИ на Лыткаринский завод и в Ленинградское оптико-механическое объединение был получен категорический отказ по причине перегрузки этих заводов срочными правительственными заказами. В.П.Джелепов обратился за помощью к начальнику управления Госкомитета по атомной энергии К.Н.Мещерякову. В моем присутствии влиятельный управленец по "вертушке" позвонил заместителю министра оборонной промышленности. Тот обещал оказать максимальное содействие. Теперь на эти два оптических завода со мной поехали сотрудники обоих ведомств.

Директор ЛОМО аргументировал свой отказ тем, что выполнение нашего заказа потребует занять большие станки на 8 месяцев, а он сейчас выполняет заказ более высокой категории, чем серпуховские работы. После звонка в Москву заместителю министра директор объединения предложил нам: "Приходите через 3-4 года, тогда изготовим ваши зеркала... конечно, если не будет новых очень срочных заказов". Практически то же услышали от директора Лыткаринского оптического завода. У нас совсем опустились руки, однако решили сделать еще одну попытку. Письмо за подписью Н.Н.Боголюбова было направлено полномочному представителю ГДР в ОИЯИ - с просьбой изготовить зеркала на предприятии Карл Цейсс Йена. Вскоре директор предприятия Э.Галерах уведомил нас, что портфель заказов, в основном из Западной Европы, заполнен на следующие два года, но заказ из ОИЯИ является для них почетным, и он будет выполнен в течение двух месяцев после получения письма с гарантией на оплату. Действительно, вскоре эти уникальные зеркала были изготовлены.

4. Электромагнит. Дискуссия в ИФВЭ и совещание в ОИЯИ

Когда руководство ИФВЭ узнало, что физики ОИЯИ хотят создавать большой магнитный искровой спектрометр для проведения экспериментов на У-70, то они проинформировали нас, что ИФВЭ приобрел электромагнит СП-130, имеющий рабочий объем 80х150х600 куб. см, и скоро будет начат его монтаж в ИФВЭ. На базе этого электромагнита физики ИТЭФ под руководством В.В.Владимирского хотят создать свой магнитный искровой спектрометр. Серпуховчане предложили нам объединиться с ИТЭФ и создать единый спектрометр Мы были очень рады принять это предложение, так как горели желанием ускорить начало исследований на самом крупном ускорителе в мире. Однако как только Владимирский узнал об этом, он немедленно обратился в дирекцию ИФВЭ с просьбой продать электромагнит СП-130 ИТЭФ. Дирекция ИФВЭ никак не могла отказать в этой просьбе бывшему (до назначения А.А.Логунова) научному руководителю создания У-70.

Магнитный искровой спектрометр в ИФВЭ, 1973 год. Фото Юрия ТУМАНОВА.

Нам пришлось все начинать с начала. Электромагнит СП-130 нам не очень нравился из-за относительно малого вертикального размера внутренней полости, поэтому начали проектирование в НИИЭФА имени Д.В.Ефремова нового электромагнита с рабочим объемом 130х150х500 куб. см. В верхней балке этого электромагнита были предусмотрены наклонные щели, через которые можно было вести фотографирование искровых камер спектрометра. Этот электромагнит получил название СП-136. Общий вес его составлял около 1000 тонн.

На 6-й сессии Научно-координационного совета при ИФВЭ в декабре 1968 года в повестку дня был внесен пункт: "Использование в экспериментах на ускорителе ИФВЭ больших искровых спектрометров". От ИТЭФ доклад делал В.В.Владимирский, от ОИЯИ - А.А.Тяпкин. Тяпкин поручил сделать этот доклад мне. Нам было задано много вопросов. Затем выступил один из ведущих физиков ИТЭФ И.А.Радкевич из группы Владимирского и в категорической форме заявил, что МИС ОИЯИ создавать не надо (как будто он не знал, как ИТЭФ отнесся к нашему участию в их спектрометре). Его активно поддержал К.А.Тер-Мартиросян, говоря о параллелизме. Я сидел рядом с Тяпкиным и уговаривал его, чтобы он напомнил участникам сессии, как нам не удалось договориться с Владимирским. Но Тяпкин ответил: "Не будем тратить на это нервы. Это уже история. Видишь, оппоненты тоже не лезут в драку. Все успокоится и станет на свои места". Однако дискуссия набирала обороты - выступили и другие сотрудники ИТЭФ. Все они говорили о параллелизме. Вспомнили, что двухметровая жидководородная пузырьковая камера создана в ОИЯИ и ИТЭФ, и ее создатели тоже претендуют на проведение экспериментов в ИФВЭ.

В защиту создания МИС ОИЯИ очень резко выступил М.Г.Мещеряков и после научных доводов напомнил, что говорил о параллелизме В.И.Векслер. Как-то Векслера на научном собрании упрекнули, что он допустил параллелизм, создав два фотоэмульсионных сектора. На это Векслер ответил: "У меня два яйца - это что, тоже параллелизм? Нет это для надежности". Это вызвало хохот в зале, накал критики сошел на нет, и дискуссия по этому вопросу была закончена. На этом совещании присутствовал вице-директор ОИЯИ Х.Я.Христов, который взял на заметку дискуссию о МИС ОИЯИ.

К середине 1969 года были опубликованы предложения лабораторий ОИЯИ в перспективный план развития Института на 1971-1975 годы. Беспокойство директоров ЛЯР и ЛНФ вызвали большие финансовые затраты, которые планировались для проведения исследований на У-70. В начале сентября 1969 года Х.Я.Христов собрал совещание для обсуждения серпуховской тематики, на котором присутствовали А.М.Балдин, В.П.Джелепов, М.Г.Мещеряков, Б.М.Понтекорво, А.Н.Тавхелидзе, Г.Н.Флеров, И.М.Франк, ученые секретари секции Ученого совета по физике высоких энергий М.Г.Шафранова и автор этих строк.

Г.Н.Флеров очень хорошо подготовился к этому совещанию. Он съездил в ИТЭФ и ИФВЭ. В ИТЭФ он ознакомился с созданием двухметровой водородной пузырьковой камеры, а в ИФВЭ - с ходом работ на искровом спектрометре ИТЭФ. В своем выступлении Г.Н.Флеров сравнил площадку в ИТЭФ вокруг двухметровой водородной камеры с муравейником - столько там работает специалистов. В ОИЯИ же пустынно, работа ведется очень медленно. Затем он предложил не перевозить двухметровую водородную камеру ЛВЭ в ИФВЭ: достаточно, что ОИЯИ поставит двухметровую пропановую пузырьковую камеру. Он предложил МИС в ОИЯИ не создавать, а пригласить в Дубну В.В.Владимирского, чтобы он разрешил физикам ОИЯИ работать на спектрометре ИТЭФ: "Зачем нужен второй магнитный искровой спектрометр?". На этом совещании страсти накалились. Выступления Г.Н.Флерова, И.М.Франка были направлены на всемерное сокращение серпуховской программы.

В.П.Джелепов отметил, что в ЛЯП была проделана большая работа по разработке многокубовой жидководородной пузырьковой камеры, однако в ИФВЭ будет установлена аналогичная камера из Франции - "Мирабель". В такой ситуации необходимо создавать МИС ОИЯИ, который будет обладать высокой эффективностью отбора событий и поставит большое количество фильмовой информации для стран-участниц. Здесь Г.Н.Флеров бросил реплику: "ЛЯП, как поросенок: шерсти мало, а визгу всегда много", - и многие согласились, что такие высказывания в научном учреждении недопустимы. В решении совещания было записано, что необходимо пригласить в Дубну В.В.Владимирского и обсудить с ним проблему МИС ОИЯИ. Когда Н.Н.Боголюбову подробно доложили об этом совещании, он запретил приглашать на совещания, посвященные серпуховской тематике, директоров ЛЯР и ЛНФ. Вскоре по приглашению Х.Я.Христова в ОИЯИ приехал В.В.Владимирский. Он заявил, что для такого большого ускорителя и двух магнитных искровых спектрометров мало.

В дирекции Института стали готовить проект плана развития ОИЯИ на 1971-1975 годы. Как-то во второй половине дня в пятницу В.Л.Карповский, административный директор Института, пригласил к себе В.П.Джелепова, А.А.Тяпкина и меня. Он сообщил, что по предложению Х.Я.Христова изготовление электромагнита МИС ОИЯИ переносится на конец пятилетки 1971-1975 годов с окончанием его изготовления в следующей пятилетке. Джелепов возмутился: недавно Н.Н.Боголюбов подписал письмо председателю ГКАЭ А.М.Петросьянцу с просьбой ускорить изготовление электромагнита СП-136. Однако Карповский сообщил, что сегодня Н.Н.Боголюбов дал ему указание направить письмо на завод с просьбой отложить изготовление электромагнита СП-136 на более позднее время. В понедельник он подготовит такое письмо и командирует с ним начальника отдела снабжения ОИЯИ на завод. А во вторник на директорском совещании будет утвержден проект плана развития ОИЯИ на следующее пятилетие, к участию в котором он нас и пригласил.

Когда мы вернулись в ЛЯП, я попросил В.П.Джелепова направить меня в командировку на завод, чтобы ознакомиться с ситуацией по изготовлению СП-136. Я постараюсь вернуться утром во вторник, как раз к директорскому совещанию. На заводе я узнал, что почти весь металл для изготовления ярма электромагнита завод уже получил, а изготовление СП-136 начнется через три недели. Это означало, что, получив на следующий день письмо из ОИЯИ, изготовление СП-136 сдвинут на несколько лет. И я стал просить начальника цеха начать хотя бы символически изготовление СП-136, чтобы порадовать директора ОИЯИ, дескать, ему будет приятно, что его просьба к А.М.Петросьянцу подействовала. Начальник цеха сослался на резчиков, занятых срочной работой. Тогда я пошел к мастеру - просить отрезать небольшой кусок металла, чтобы я мог сообщить в ОИЯИ о том, что начато изготовление СП-136. Мастер подошел со мной к резчикам: дело больно хлопотное, надо перестраивать оборудование... Тогда я пообещал старшему этой группы, что хорошо их отблагодарю. "Это другое дело", - услышал я в ответ.

Пошел в магазин около завода, других поблизости не было. В магазине только коньяк. А у меня не было времени для выбора. Я оставил себе денег на поезд, а на остальные купил коньяк. После обеденного перерыва был отрезан кусок металла с размерами 300х300х50 куб. мм. Тогда я взял у начальника цеха справку о том, что на заводе начата работа по изготовлению электромагнита СП-136. В заводоуправлении мне на эту справку поставили печать. Как только пришел в Дубне на директорское совещание, передал эту справку Карповскому. Он ее прочитал, улыбнулся и помахал мне кулаком. При обсуждении финансирования работ в следующей пятилетке Карповский сказал, что ему передали официальную справку с завода о том, что изготовление электромагнита СП-136 уже начато и заводом приобретен почти весь металл для ярма магнита. Если же ОИЯИ сейчас откажется от изготовления СП-136 или поставит вопрос о сдвиге сроков его изготовления на конец пятилетки 1971-1975 годов, то по существующему положению должен будет заплатить большую неустойку. Изготовление электромагнита СП-136 было решено финансировать в текущей пятилетке и в начале пятилетки 1971-1975 гг. В заключение хочу отметить огромную помощь В.П.Джелепова при проектировании и изготовлении электромагнита СП-136.

(Продолжение следует.)
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер