Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 47 (4389) от 23 ноября 2017:


№ 47 в формате pdf
 

Концерты

Березовый восторг

18 ноября в Доме культуры "Мир" выступал Государственный академический хореографический ансамбль "Березка" имени Н.С.Надеждиной.

Едва ли найдется еще один научный центр, хоть и расположенный на периферии, но привлекающий столь знаменитых артистов. У наших же ученых, особенно из стран-участниц ОИЯИ, таким образом есть прекрасная возможность познакомиться с творчеством самых известных коллективов мира, а в случае с "Березкой" - с почти забытым образом грациозной, необыкновенно красивой русской девушки.

Публику "разогревать" не пришлось, аплодисменты раздались после первого же номера. Традиционно, уже 80 лет, концерт ансамбля начинается с хоровода "Березка", давшего название коллективу и известного уникальным "плывущим" шагом. Танец впервые был исполнен в 1948 году в летнем театре "Эрмитаж" и сразу понравился зрителям. Примечательно, что первыми исполнительницами были колхозницы Калининской (соседней Тверской) области, а в руках девушки держали веточки настоящей березы - только через несколько лет, в связи с гастролями, их заменили на искусственные. Неподражаемый ход "Березки" считается тайной, передаваемой от поколения к поколению. Хотя есть мнение, что непрерывность и плавность движения обеспечивают не столько шаг, сколько тяжелые шерстяные сарафаны, полностью закрывающие ноги танцовщиц. Так или иначе, и сам танец, и костюмы остаются неизменными атрибутами русской культуры: круг хоровода как символ солнца, любимая на Руси красно-белая гамма в сарафане, голубой платочек в руке напоминает о полноводных реках и живописных озерах.

В этот вечер зрители еще неоднократно наслаждались четкостью перестроений, изяществом движений в хороводах "Цепочка", "Узоры", "Осенний", "Колокольцы". "Русский северный хоровод" вызвал аплодисменты еще до начала танца, когда на сцене появились девушки в необыкновенно красивых сверкающих костюмах.

Н.С.Надеждина возглавляла коллектив более 30 лет, создав более сорока "хореографических новелл", сочетающих народные традиции и классический танец. В 1959 году ансамбль пополнился мужской группой, затем был создан оркестр русских народных инструментов. В репертуаре появились и мужские, и парные танцы. В Дубне были исполнены "Топотуха", "Ямщики", танцевальная сцена "Карусель", шуточный танец "Проходка", триптих "Русский фарфор". Каждый выход артистов неизменно вызывал восторг зрителей, а в финале разноголосые "браво" сменились дружным "Спасибо!".

В 1979 году художественным руководителем и главным балетмейстером коллектива стала ведущая солистка "Березки" М.М.Кольцова, которая бережно сохраняет "надеждинский стиль" и создает новые постановки, являющиеся его продолжением.

На сайте www.culture.ru подобраны любопытные факты из "биографии" ансамбля. Из них становится понятно, что за внешней трогательностью и тонкостью романтических сценических образов скрывается огромный организаторский, творческий, репетиционный труд.

- Будущую "Березку" создатель коллектива Н.С.Надеждина увидела еще в детстве. Изображенные на старинной литографии девушки в сарафанах с веточками березы стали мечтой - вывести на большую сцену русский хоровод.

- "Не надо читать двести томов о России, достаточно посмотреть один концерт "Березки", и вы увидите, что такое русский нрав, русский характер, русское начало..." - писала французская пресса после гастролей ансамбля в Париже. Всемирный совет сторонников мира в 1959 году присудил коллективу свою золотую медаль.

- Русская "Березка" побывала почти на всех континентах. Прошла своим загадочным шагом тысячи километров по сценам Японии, Франции, Аргентины, Швейцарии, Кореи, США. Выступала в самых экстремальных условиях: к примеру, в Греции на жаре в 40 градусов танцевала "Масленицу" в тулупах, шапках и валенках.

- Костюмы "Березки" весят около двух с половиной тонн. За два часа хороводов и плясовых девушки меняют сарафаны и головные уборы более 20 раз. Всего же у коллектива около двух тысяч костюмов. Каждый - настоящее произведение искусства из бархата, шифона, кружева или батика, расшитый тесьмой и бисером.

Галина МЯЛКОВСКАЯ,
фото Светланы СЕРЕДИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер