Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

1

Номер 29 (4371) от 20 июля 2017:


№ 29 в формате pdf
 

В УНЦ ОИЯИ

Школа во время каникул

Последнюю неделю июня в ОИЯИ работала Международная научная школа для учителей физики. Учебно-научный центр ОИЯИ проводит эти школы на базе Объединенного института и Европейской организации ядерных исследований.

- Эта школа уже одиннадцатая, если считать три, проведенные для учителей физики Москвы и Московской области, - рассказывает член оргкомитета школы Е.Г.Карпова (УНЦ). - В этом году в ней участвуют 28 человек: 10 школьников и 18 учителей. Россия представлена широко: Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Сибирь, Урал, Северо-Восточный и Центральный регионы. Представлены и страны-участницы: Казахстан, Беларусь, Болгария и, впервые, - Азербайджан.

Мы стараемся дать участникам школы максимально полное представление об основных направлениях исследований ОИЯИ, насыщая программу лекциями, экскурсиями на установки, давая возможность прямого общения с учеными и инженерами. Также мы организуем уже ставшую традиционной конференцию школьников. В этом году ученики приехали с очень интересными докладами, это настоящие, пусть еще и детские исследовательские работы, а конкурс среди учеников, который мы проводили на основе этих докладов-презентаций, был даже выше, чем среди учителей. Один день в программе школы посвящен лабораторным работам, которые учащиеся выполняют под руководством Ивана Алексеевича Ломаченкова и Данилы Кожевникова.

Еще в этом году мы решили опробовать новый формат - работу в группах. Мы ожидаем, что это поможет нам разобраться в потребностях учителей и учеников, увлечь педагогов и школьников общими делами, даст участникам возможность проявить креативность, обменяться опытом, и, в конечном счете, создать новый, полезный и школам и ОИЯИ продукт.

Учителей поделили на четыре группы, учеников объединили в пятую. Перед учениками мы поставили задачу написать неформальное сочинение "Как я провел каникулы в ОИЯИ", которым они потом могут поделиться с друзьями и одноклассниками. Учительская группа "Научпоп" получила задание разработать механизмы, привлекающие внимание к науке в целом и к ОИЯИ в частности. Они рассматривают уже имеющиеся у нас обучающие материалы, издаваемые в ОИЯИ, постеры, сувенирную продукцию, занимаются разработкой логотипа школы. Группа "Сайторазработчики" занимается анализом структуры, содержания функционала нашего сайта, через который мы проводим отбор участников. Кто как не пользователи скажут, что должно быть на сайте и что нужно поменять, как сделать его более удобным в использовании. Есть группа "Идеальный визит в ОИЯИ", которая занимается составлением плана экскурсий школьников - как виртуального тура, так и реального визита. Заявок на визиты поступает очень много, и мы сталкиваемся с проблемой отбора. Назрела необходимость разработать систему ранжирования заявок на этапе их подачи. Может быть, это будет неформальное задание, может быть, тест, требующий определенной предварительной подготовки. Еще одна группа называется "Сделай сам". Открылся обновленный музей ОИЯИ с залом "Экспериментариум", где всегда есть место новым моделям установок. Эта группа собирает какую-то установку, какую - пока держат в секрете, но музей пополнится новым экспонатом.

- Задачи участникам вы поставили заранее?

- Мы анонсировали работу в группах за две недели до приезда учителей в Дубну. Некоторые приехали на школу с идеями, кто-то их даже оформил. Например, Миляуша Мигранова из Уфы сделала полутораминутный ролик "Визитная карточка ОИЯИ", как она ее представляет. Она сама нашла фотографии, смонтировала их, получилось очень симпатично.

- На этой школе заметно омоложение лекторского состава.

- Да, мы поняли, что надо отходить от формата научных лекций и спускаться ближе к ученику. Учителю удобно получить презентации и видеозаписи лекций в той форме, которая понятна и доступна школьникам. Поэтому наряду с маститыми и опытными лекторами мы приглашаем молодых, талантливых и перспективных. Например, сегодня Юрий Северюхин прочитал лекцию "Возможен ли полет на Марс?". Он рассказывал об исследованиях в ЛРБ, и после лекции было очень много вопросов. Во время экскурсии на фазотрон мы увидели Юрия за работой, когда он с коллегами облучал мышек. Игорь Пелеванюк (ЛИТ) читает лекцию "Зачем физику компьютер?" на школах здесь и в ЦЕРН, всегда с большим успехом, на них всегда хорошие отклики.

Богдана Христова (Болгария): Я очень много слышала об ОИЯИ еще со студенческих времен, здесь учились мои преподаватели, специалисты в области квантовой физики. Мне очень хотелось сюда приехать, и, наконец, я побывала в Дубне. Визит в Объединенный институт был очень интересным, хорошо организованным. Я расскажу своим коллегам-учителям об Институте и порекомендую им приехать на школу. Я преподавала физику в школе 13 лет, а два последние года работаю региональным экспертом по образованию и экологии. Я считаю важным для себя сделать все, чтобы популяризировать физику в нашем регионе Болгарии. Личный визит сюда был очень полезным, потому что в интернете недостаточно информации, как подать заявку, как попасть сюда. И у моих коллег нет полной информации об ОИЯИ, я постараюсь поделиться с ними всем, что узнала. Это очень важно - найти достоверную информацию и побывать в ОИЯИ.

Во второй приезд на школу привез с собой двух учениц Юрий Растёгин (Украина): В первый раз я хотел сам посмотреть на состояние науки в России, после того, как познакомился с колоссальными разработками, осуществляемыми в ЦЕРН. Увидел, что здесь работают достаточно эффективно, я решил провести профориентацию для своих школьников. У меня сейчас два сильных класса, учащиеся - призеры всеукраинских олимпиад по физике, международных и всеукраинских конкурсов научно-исследовательских работ. Перед ними сейчас встает выбор - куда идти дальше. Но у нас в стране наука развивается только в теоретическом направлении, и ребята переживают, что не найдут работу, поэтому я решил показать им, что здесь есть в реальности. Мы благодарны руководству Учебно-научного центра ОИЯИ за то, что нас пригласили. Ребята в восторге от всего увиденного, лекции читаются на понятном им уровне, и материал, который излагается, им интересен. Когда они будут поступать в вузы, они выберут специальности, связанные с теоретической физикой, потому что видят, что есть перспектива и есть реальный шанс где-то себя проявить, тем более знание английского языка позволяет подключиться к международным проектам.

- Вам удалось пообщаться с российскими педагогами и коллегами из других стран?

- Да, тут чуть ли не каждый день идет обмен опытом работы, сравниваются образовательные процессы. У нас очень много общего в учебных программах, в контроле за качеством образования. Есть независимая экспертиза, которую должен пройти каждый ребенок. Я могу отметить, что на текущий момент ЕГЭ по физике более глубоко проверяет знания, чем наше внешнее тестирование. Почти те же самые программы, тот же самый объем материала, требования к поступлению в вузы практически не отличаются. Я постараюсь убедить своих коллег, чтобы приезжали с учениками, для них это крайне интересно.

Гюнеш Солтанова (Азербайджан): Я первый учитель из Азербайджана на этих школах. Я еще учусь на магистра по физике высоких энергий и не ожидала, что в ОИЯИ столько разных направлений исследований, думала, здесь занимаются только физикой частиц. Мне было интересно побывать на Нуклотроне, познакомиться с историей Объединенного института: здесь работали великие люди. Мне здесь все понравилось: очень хороший коллектив Учебно-научного центра, замечательные лекторы. В Азербайджане сегодня физическое образование позволяет только быть учителем в школе, поэтому на физические факультеты молодежи поступает мало. Я бы хотела ребятам объяснить, что в ОИЯИ очень интересно, здесь можно выбрать любое из множества направлений исследований. И город у вас очень красивый и экологически чистый. Так что все очень понравилось, спасибо вам!

О.Е.Баксанский (Москва): Я ожидал увидеть современные научные наработки, но мы сейчас прошли по музею истории развития вычислительной техники в ЛИТ, и я подумал, какие мы уже древние. Когда я был студентом, эта вычислительная техника была самой передовой, и к ней допускали только отличников, это я хорошо помню. Еще меня заинтересовал проект "Сферы", который представляла Виктория Владимировна Белага. Очень жалко, что он не используется в Москве, не входит в число базовых, а это блестящая находка и с точки зрения проведения урока, и с точки зрения отработки материала. Там тесты не те, что мы сейчас формально в школе ставим, а реальные: такой конструктор уроков - настоящее облегчение в жизни учителя. Так что у меня ожидания от школы более чем превзойдены, а ведь школа еще не закончилась. Одно жалко - времени мало, все-таки сейчас каникулы, можно было бы побольше недели здесь провести.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Игоря ЛАПЕНКО
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер