Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

1

Номер 28 (4370) от 13 июля 2017:


№ 28 в формате pdf
 

Новости культуры

Дубненский симфонический оркестр.
Концерты в стиле proms

Начиная с конца мая цикл променад-концертов ДСО "Белые ночи в Дубне" вот уже пятый сезон собирает в стенах большого и малого залов ДК "Мир" удивительных, блестящих музыкантов! Хочется назвать этот цикл фестивалем, ведь с каждым годом его программа становится все более масштабной, разнообразной и насыщенной. Скорее всего, в будущем году мы назовем его proms-фестиваль "Белые ночи в Дубне". Но почему proms?

Создавая различные проекты, мы конечно же хотим ориентироваться на лучшие образцы того, что до нас было создано. Первые променад-концерты провел в 1895 году в лондонском Куинз-холле молодой капельмейстер Генри Вуд. Основным секретом их притягательности была доступность: билеты продавались на стоячие места. С годами proms стали играть роль солидного просветительского мероприятия, а термин promenade становился все более условным. Именно там состоялись премьеры многих сочинений Шенберга, Малера, Сибелиуса, Бузони, молодых композиторов Британии, а также Чайковского, Мясковского, Прокофьева, Хачатуряна и многих других.

Дубненские концерты в стиле proms - это программа на все вкусы, где известные имена композиторов и исполнителей, конечно же, привлекали публику, но вместе с проверенными шедеврами - или в одном концерте, или внутри цикла обязательно звучало что-нибудь редкое и не менее прекрасное.

Так, открытие цикла концертом аутентичной музыки сразу обозначило живой интерес публики. Вообще, аутентичное исполнительство завоевывает все большее число поклонников. Секрет в том, что в этом движении наряду с достоверностью преподнесения старинного нотного оригинала исполнитель его интерпретирует, "пересочиняет" и даже может допустить импровизацию. Это подчеркивает неповторимость и самого концерта. Именно такая атмосфера уникальности присутствовала при исполнении музыки композиторов ренессанса и раннего барокко лауреатами международных конкурсов Асей Гречищевой и Александром Гулиным. Их влюбленность в музыку той эпохи, совершенное владение инструментами, а также сами произведения композиторов Франческо да Милано, Сильвестра Ганасси, Джона Дауленда, Георга Телемана - все это заставило слушателей испытать настоящее приключение, совершив экскурсию в Италию, Францию, Германию и Англию XVI-XVII веков.

Отдельно хочется сказать об Александре Гулине. В Дубненском симфоническом оркестре он работает уже более 10 лет, является концертмейстером группы виолончелей. Его знает и любит дубненская публика по сольным выступлениям с нашим оркестром, в составе квартета солистов ДСО. Поэтому очень приятно представлять Александра еще и как солиста российского оркестра Pratum Integrum, участника записей с эксклюзивным репертуаром на лейбле Caro Mitis и как солиста в различных ансамблях на барочной, современной виолончели и виоле да гамба.

Еще один музыкант, карьера которого начиналась в Дубненском симфоническом оркестре, ставший традиционным участником цикла "Белые ночи в Дубне" - лауреат международных конкурсов Вадим Тейфиков. В настоящее время Вадим является солистом оркестра MusicAeterna Пермского государственного театра оперы и балета имени П.И.Чайковского п/у Теодора Курентзиса. Для цикла дубненских променад-концертов программы, которые представляет этот удивительный музыкант в дуэте с замечательным пианистом, также солистом оркестра MusicAeterna Алексеем Сучковым, - бесценная находка. Именно этот дуэт познакомил дубненскую публику с музыкой нашего современника, живого классика Николая Капустина, в прошлом сезоне цикла ими была исполнена джазовая соната для скрипки и фортепиано. В этом году по-юношески романтично и мятежно прозвучал в исполнении музыкантов и струнной группы Дубненского симфонического оркестра под управлением Евгения Ставинского Концерт ре минор для скрипки, фортепиано и оркестра Ф.Мендельсона, а несомненным открытием неравнодушной к джазу публики стал Концерт для скрипки, фортепиано и оркестра Николая Капустина ор. 105. Поиск новых форм, создание единой драматургической линии концерта продемонстрировал "Бетховенский проект" Вадима Тейфикова и Алексея Сучкова.

Традиционно в рамках променад-концертов вниманию публики был представлен совершенно необычный вечер фортепианной музыки киевского пианиста Вячеслава Зубкова, в программе которого прозвучали "концертштюки" оригинального жанра - виртуозные транскрипции на темы известных музыкальных произведений. Концерт Даниила Саямова познакомил дубненскую публику с интереснейшей программой - Карманов, Скрябин, Бах. Прозвучали пьеса "Past Perfect", которую Павел Карманов создал в тесном взаимодействии с пианисткой Ксенией Башмет, восьмая соната Скрябина, "Гольдберг-вариации" Баха - знаменитый клавирный шедевр эпохи барокко, который из-за сложности далеко не каждый пианист включает в свою программу.

И завершил триаду фортепианных вечеров концерт профессора МГК имени П.И.Чайковского, лауреата международных конкурсов, действительного члена Независимой академии эстетики и свободных искусств, члена ЭПТА (EPTA, Европейская ассоциация учителей пианистов) Александра Фоменко. От Баха до Листа - программа для самого взыскательного слушателя. Хоральная прелюдия фа минор Баха - Регера, "Патетическая" соната Бетховена, пьесы Шопена, ноктюрн "Во сне" и Соната си минор Листа покорили слушателей небывалым эмоциональным зарядом, блестящей пианистической виртуозностью, глубиной чувств.

Щедрый подарок дубненской публике - блестящий концерт "Классика и танго", который завершил цикл променад-концертов ДСО "Белые ночи в Дубне". Свой новый масштабный проект-дебют в качестве руководителя и солиста собственного камерного оркестра представил один из самых ярких современных скрипачей-виртуозов, воспитанник легендарного музыканта и педагога Эдуарда Грача, победитель пяти престижных международных конкурсов Сергей Поспелов.

Концертная программа "Классика и танго", идея которой - столкновение двух музыкальных стихий, очень разных, но в чем-то близких друг другу, обьединила яркие образцы скрипичной классики (Чакона Витали-Шарлье, соната Тартини "Дьявольские трели", концертный полонез, "Легенда" и Фантазия на тему "Фауста" Гуно Генрика Венявского) и музыку Астора Пьяццоллы (его знаменитые танго и цикл "Времена года", созданные аргентинским гением на пике его творчества).

До новых встреч в новом сезоне!

Наталья НИКИТСКАЯ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер