Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

1

Номер 21 (4363) от 25 мая 2017:


№ 21 в формате pdf
 

Из дальних странствий

NICA в Созополе, или Сказка в благодарность
нашим болгарским коллегам и друзьям

(Окончание. Начало в № 20.)

Давайте прямо за поселком "Санта Марина" свернем с шоссе на грунтовую дорогу, уходящую вправо вдоль почти незаметного, пересыхающего летом ручья. Она огибает нависающий над шоссе холм и приводит на поляну к маленькому белому домику, размером с летнюю кухню. Его двухскатная крыша крыта черепицей, а перед дверью крошечный портик. Здесь же, на поляне, колодец с воротом. Чуть слева от входа приземистое, кряжистое дерево. Ствол его у самого основания рассечен и обожжен молнией. Уцелевшие части были стянуты стальной проволокой - и дерево выжило. Сейчас оно пышно зеленеет, а на его нижних ветках повязаны многочисленные белые ленточки.

Домик - это параклис (небольшая часовня) святой Марины. (Во времена турецкого владычества строить высокие храмы православным болгарам было запрещено, и в наследство от тех времен в Созополе осталось большое количество крошечных часовен, одна из которых, посвященная святой Параскеве, расположена практически на территории отеля, в котором проходят совещания по проекту NICA.) А за параклисом грунтовка проходит чуть дальше, и у второго колодца исчезает, превращается в тропу, поднимающуюся среди кустов к вершине холма. На вершине устроили свой лагерь местные археологи, занимающиеся раскопками фракийского поселения, существовавшего здесь, одновременно с греческим городом, в течение нескольких тысяч лет.

Дома Созополя.
Здесь же на вершине начинаются постройки современного города, и широкой дугой уходит вправо улица Одеса, огибая новый район Харманите (названный так из-за расположенных здесь когда-то многочисленных ветряных мельниц - харманов, от которых ныне уцелела только одна - как антураж небольшого ресторана) и затем спускаясь к морю. А влево, вдоль обрыва над шоссе из Бургаса, застроенная многоэтажками, замыкает город улица Вихрен, название которой становится понятно в период осенних штормов. Улица заканчивается на холме, откуда как на ладони виден старый Созополь, с узкими улочками и двухэтажными домами (в которых второй этаж, эркер из черного дерева, шире первого, каменного), с яхтами у причала, с золотыми куполами двух храмов, построенных уже после освобождения Болгарии.

"Старый" Созополь... А насколько же он стар? Пройдясь по городу, наряду с предсказуемыми для приморского поселка Рыбарской и Крайбережной вы наткнетесь и на три улицы с именами странными: Аполлония, Милет и Анаксимандр. Имена, оставшиеся самым наглядным указанием на древнегреческое прошлое этих мест.

Первое греческое поселение возникло здесь за 50 лет до правления персидского царя Кира (что примерно соответствует 609-611 году до нашей эры) на месте деревни фракийских племен нипсеев и скирмиян, обитавших в лесах Странджанских гор. Название деревни - Антея - сохранялось еще около пятидесяти лет, до прибытия новой партии переселенцев из Милета, предводительствуемой Анаксимандром. В честь Аполлона, считавшегося в Милете покровителем колоний, город был назван Аполлония Понтика.

Удивительны причуды судьбы - сам Милет, один из крупнейших древнегреческих городов Малой Азии, ныне превратился в пыльные и безлюдные развалины на окраине турецкого города Дидим. В Дидиме вы сможете увидеть и развалины храма Аполлона (грандиозного, но так и не достроенного и поэтому не ставшего чудом света, подобно храму Артемиды в Эфесе), а в одной из многочисленных милетских колоний, в домах с именем Милет на табличке, по-прежнему продолжают жить люди...

Предводитель греческих колонистов, математик, философ, путешественник и естествоиспытатель Анаксимандр Милетский достиг выдающихся успехов во всех своих начинаниях. Многие современные науки, например картография и навигация, числят его труды среди своих предтеч. Корифей при жизни, он на многие века остался одним из самых авторитетных мыслителей древности. Подтверждением этому может служить, например, легенда, возникшая в пифагорейской школе через несколько веков после его смерти, согласно которой Пифагор, будучи учеником Анаксимандра, совершил с ним вместе путешествие в Персию, где они встречались с Заратустрой. Во многих западных учебниках по истории философии Анаксимандра называют первым европейским ученым. Не столько потому, что свой основной труд - двухтомную книгу "О природе" он написал в Аполлонии, на Балканах, сколько потому, что в ней он впервые сформулировал программу развития естествознания, которую европейская наука продолжает выполнять до настоящего времени. И как знак того, что начиная именно с Анаксимандра наука выделилась в самостоятельное явление из живого организма, составленного из мифологии, философии и поэзии, "О природе" - это первая научная книга, написанная не стихами, а прозой.

Сама книга "О природе", как и все остальные сочинения Анаксимандра до нас не дошла, и нам приходится довольствоваться несколькими пересказами, суть которых можно кратко представить примерно так. Космос Анаксимандр уподобил полису древних греков. Во главе мироздания стоит правитель - вечная и неизменная Природа. Она дает материальным вещам кредит на существование, и она же устанавливает законы, которым вещи должны подчиняться в своих действиях. Законы эти являются отражением справедливости, и если какая-нибудь вещь в силу своего нрава нарушит закон, она совершает несправедливость по отношению к другим вещам. Тогда обиженные подают на нее в суд и верховный судья Природы Время приговаривает ее к исчезновению. Исследование природы с целью открытия ее законов Анаксимандр провозгласил задачей науки. Поклонники этого ученого склонны трактовать его высказывание: "Но из чего ведут свое происхождение все вещи, туда же они и гибельно канут, сие неизбежно", - и как первую в истории формулировку закона сохранения материи.

Рафаэль на своей фреске "Афинская академия" изобразил Анаксимандра печальным плешивым старцем, склонившимся над рукописью, тогда как в Болгарию он приехал моим ровесником. И сейчас, когда я смотрю с холма на созданный им город, к которому спускается каменная лестница, осененная золотыми плодами маклюры, невидимый некто стоит рядом со мной, и третий между нами - улыбающийся тигр по имени Время.

- Анаксимандр, а правда ли, что в Созополе ты начал брать уроки вокала, чтобы фракийские мальчишки не смеялись над твоим мурлыканьем?

- Ох уж и выдумщики эти потомки! Если ты, Анатолий, удостоишься их внимания, то о тебе они будут рассказывать, что ты насаждал культ Ники в Гипербореях и научил людей настаивать чай на водке...

И мы улыбаемся вместе с тигром.

А город, основанный Анаксимандром, за несколько веков вырос, и в V-I веках до нашей эры его население насчитывало более 30 тысяч человек и сравнялось с населением Афин. В это время Аполлонию стали называть Аполлония Магна, то есть великая. Но эра процветания закончилась в 72-м году до нашей эры, когда Аполлония стала жертвой карательного похода римских легионов под предводительством проконсула Марка Лукулла. В качестве возмездия за участие в войне против Рима на стороне Митридата IV, Марк Лукулл полностью разрушил крепостную стену города, храм Аполлона-целителя и предал город огню и мечу. В довершение унижения, гордость Аполлонии - 13-метровая бронзовая статуя Аполлона, во времена расцвета города заказанная не кому-нибудь, а афинской знаменитости скульптору Каламису, была признана военным трофеем и перевезена в Рим во славу императора. Насколько полно гений неутомимого Церетели античности, создателя в том числе, например, и статуи бескрылой Ники в Олимпии, отразился в этом творении, узнать нам не дано: несколько веков спустя статуя разделила судьбу большинства ценностей вечного города - в ходе одной из войн, постоянно терзавших Италию, она была переплавлена на оружие.

В IV веке нашей эры на останках Аполлонии византийскими христианами был основан новый город, названный Созополис, который, как и Аполлония, за долгую жизнь пережил времена и расцвета и упадка.

За рамками моего рассказа остаются многие эпизоды истории, достойные пера романиста, среди которых, например, оборона запорожцами монастыря Иоанна Предтечи от турок, и волшебная находка ларца с мощами самого Иоанна, и один из самых громких нумизматических скандалов современности, последовавший за вбросом на рынок большой партии фальшивых монет Аполлонии. Точно так же, как невидимыми остались корабли с ликом Мелькарта на прямом парусе, ведомые багроволицыми моряками, и тысячи лет проживавшие здесь предки Спартака. Да и сам Созополь не подает вида, что помнит об этом, - в сентябре, предчувствуя зимние холода, он занят заготовкой дров, ловлей рыбы и приготовлением инжирового варенья. А я еще раз произнесу не спеша эти сказочные слова: Антея, нипсеи, скирмияне, Странджанские горы, и перечислю названия некоторых улиц Созополя: Одеса, Вихрен, Милет, Анаксимандр, Аполлония, Рибарска, Нептун, Крайбережна, Маяк, Морски скали, Буревестник... И приведу следующее высказывание Стивена Хокинга: "Если вы считаете, что Вселенная развивается не произвольным образом, а подчиняется определенным законам, то в конце концов вам придется объединить все частные теории в единую полную, которая будет описывать все во Вселенной", - как манифестацию того, что европейская наука все еще идет по дороге, начало которой лежит в Созополе.

Анатолий СИДОРИН,
Созополь - Дубна
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер