Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 8 (4248) от 20 февраля 2015:


№ 8 в формате pdf
 
 

Концерты

Пятница 13-го: библиотека, барокко, Бах...

Такое вот готичное сложилось сочетание. А на самом деле 13 февраля в универсальной библиотеке имени Д.И.Блохинцева состоялся первый концерт из цикла "Слушаем классику". В читальном зале в этот вечер играли Александр Листратов - историческая виолончель и Алексей Шевченко - фортепиано, солисты барочной капеллы "Золотой век".

"Сегодняшнее мероприятие - один из совместных проектов с Хоровой школой мальчиков, - рассказывает директор библиотеки Ирина Леонович. - На следующей неделе серию концертов продолжит Дубненский симфонический оркестр. В марте отмечается 330-летие И.С.Баха, и мы договорились, что у нас будет цикл баховских вечеров. У нас не очень много зрителей, это прежде всего наши читатели. Зато в читальном зале более камерная обстановка, пожилым слушателям некого стесняться, концерты бесплатные. Бывает прохладно, но мы закупили пледы и раздаем их зрителям. Каждый концерт будет сопровождать книжная выставка, можно будет взять почитать дополнительную литературу".

Александр Листратов рассказал о том, какая музыка сейчас считается старинной. Затем об истории виолончели - о том, как она потеснила виолу да гамба, о капелле собора Сан-Петронио в итальянской Болонье, о разных смычках и шпилях, о том, как выглядит инструмент сейчас. Открылся концерт исполнением "Молитвы для виолончели и фортепиано" К. Сен-Санса, последним произведением композитора, относящимся к эпохе модерна.

Сюиты для виолончели соло, написанные И.С.Бахом, относятся к числу самых загадочных его произведений. Дело в том, что Бах никогда не писал для инструментов, на которых не играл сам. Он играл на клавесине, флейте, органе, виоле де гамба, на скрипке. На виолончели же не играл. И когда обнаружилось, что у него есть произведения для виолончели соло, которые были переписаны рукой второй его супруги Анны Магдалены Бах, сначала решили, что это просто упражнения. И только в 20-м веке они были сыграны и получили свою жизнь. Каждая сюита состоит из семи пьес: прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух менуэтов и жиги. В этот вечер были исполнены несколько сюит, в том числе "Сюита ми бемоль мажор", самое таинственное произведение. Виолончелисты стараются ее не исполнять, поскольку она написана не в самом распространенном для барокко стиле - гротеск, и, по словам известного испанского виолончелиста П.Казальса, в этом произведении музыка закрыта очень глубоко.

Кроме того, в этот вечер прозвучали произведения для фортепиано одного из сыновей И.С.Баха - Карла Филиппа Эмануила. Он был талантливым композитором, законодателем музыкальной моды вплоть до начала 19-го века, и такие композиторы, как Гайдн, Моцарт и Бетховен, считали его своим учителем. И.С.Бах был последним представителем музыки барокко. А начиная с его сыновей получил развитие галантный стиль, его еще называют чувствительным или сентиментальным, он созвучен периоду немецкой литературы Sturm und Drang ("Буря и натиск"), развивающемуся в это время.

Закончился концерт "Сонатой для виолончели и фортепиано" К.Дебюсси, вернув слушателей в эпоху модерна. Техника исполнения, конечно, виртуозна, другое дело - полупустой зал, не самое лучшее пианино... Хотя, надо отдать должное, слушатели охотно аплодировали, концерт не показался скучным или трудным для восприятия. Несмотря на то что музыканты много рассказывали о произведениях, композиторах и инструментах, практически ничего не говорили о себе. Пришлось спросить их об этом после концерта.

Алексей Шевченко - доцент Московской консерватории по классу фортепиано, клавесина, всех исторических видов клавишных инструментов, преподаватель органа, победитель одного из самых престижных конкурсов в городе Мондаино, Италия, и один из лучших органистов России. Александр Листратов - создатель и художественный руководитель барочной капеллы "Золотой век", ведущий барочный виолончелист в стране, ведущий специалист в области исторического исполнительства - так представили музыканты друг друга.

- Александр, это просто удивительно. Небольшой город, читальный зал, три-четыре десятка слушателей. Вы, наверное, к другим сценам привыкли...

- На днях мы будем играть эту программу в зале Московской консерватории. Любой исполнитель будет играть, даже если в зале один человек, - количество слушателей никакого значения не имеет. Мне четыре сюиты Баха предстоит играть через месяц в Шанхайской национальной опере, где будет 1700 человек, и все билеты уже проданы. Алексей будет играть в консерватории в Рахманиновском зале. Необязательно, что в тех залах будет сложнее играть, а здесь проще.

- Библиотечное пианино, боюсь, не самый достойный инструмент для такого уровня исполнителей...

- Инструменты разные бывают. Мы, например, только вчера узнали, что китайская приглашающая сторона, самая богатая страна в мире, нам удосужилась достать клавесин. До этого предполагалось, что на концерте в Шанхае у нас не будет клавесина. Или, допустим, Алексей 24 марта будет играть сложнейшее соло в Большом зале филармонии Санкт-Петербурга, у нас там будет большой концерт. Однажды дирижеру показалось, что с акустикой что-то не так, он попросил спилить пару регистров органа. Регистры спилили, и теперь музыканту придется играть на органе со спиленными регистрами.

- "Сюиту ми бемоль мажор", вы сказали, не любят исполнять виолончелисты. Почему вы взяли ее в свой репертуар?

- Люди так устроены - если что-то делать выгодно и удобно, им нравится, а если трудно - не нравится. Вот наш брат исполнитель не любит свою репутацию ставить под удар, хочет всегда оставаться успешным. А мы относимся к числу исполнителей, которые не боятся рисковать. Берем то, что, другим кажется заведомо обреченным на неудачу, может, это такие творческие амбиции. Виолончельная сюита - это вершина творчества, и для меня как для человека, который играет Баха, самое большое достижение, когда сыграешь три или четыре сюиты, а публика готова слушать еще. Раньше считалось, что одна сюита в концерте - это уже скучно, играли только в консерватории, и то отдельные части.

- Алексей, вы преподаете в Хоровой школе, нравится вам наш город?

- Дубна - замечательный город, мы его полюбили. Здесь лучший в стране хор мальчиков, который имеет высокую международную репутацию. Есть замечательный 30-регистровый орган - один из двух в Подмосковье. Второй находится в Красногорске, это близко от Москвы, и он намного хуже. Поэтому у дубненцев есть все основания гордиться тем, что здесь есть.

Галина Мялковская
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер