Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 31(3920) от 22.08.08:

Образование

Лицей нашел друзей,
или Могут ли "любители" конкурировать с "профессионалами"?

Большинство людей, преподающих в школе, - профессионалы. Это слово употребляется не применительно к качеству работы, а как показатель социального статуса. У них есть соответствующее образование (как правило - педагогическое). Они получают зарплату (хотя не очень большую). У них есть помещения, нормативы, федеральные программы, контролирующие органы, отчеты и т.д. Но параллельно с ними существуют и "любители", то есть люди, для которых образование стало дополнительной сферой приложения сил. Учить детей для них - это своего рода "хобби", или, если хотите, - форма проявление гражданской активности.

Наш лицей с этого года начал сотрудничать с проектом под названием Летняя школа "Исследователь". Благодаря энтузиазму и организаторским способностям преподавателей летней школы (сотрудники вузов и исследовательских центров, школьные учителя, студенты, аспиранты, врачи, журналисты, маркетологи, социальные работники), при поддержке ЛЯР ОИЯИ, в лицее №6 имени академика Г.Н.Флерова в этом году состоялась Первая научно-практическая школа-конференция "Флеровские чтения". Школьники из разных уголков страны (даже из ближнего зарубежья) в течение пяти дней в зимние каникулы занимались самыми разными науками - от ядерной физики до социальной психологии.

Проект "Флеровские чтения" взял за основу идею Летней школы "Исследователь", это некоммерческий, негосударственный образовательный проект.

Обычная школа встроена в образовательную вертикаль - городской отдел образования - областное министерство - федеральное министерство и т.д. "Флеровские чтения", как и летняя школа, - организация сугубо независимая. Особенность подобных проектов - участие многих людей, не работающих в школе. Например, исторические дисциплины преподает сотрудник архива древних актов, первую медицинскую помощь - врач-реаниматолог, основы журналистики - редактор отдела крупного еженедельника и т.д. Им нравится такое общение на научные и профессиональные темы. А что же привлекло школьников на эту конференцию? Об этом говорят отзывы участников:

"В эти зимние каникулы мы решили поехать на Флеровские чтения. В России ежегодно проводятся несколько таких мероприятий - школ, конференций, чтений: собираются школьники, обычно - из близлежащей области, реже - из удаленных территорий нашей большой страны. Школьников расселяют в местную гостиницу, кормят обедом в столовой и начинают "накачивать знаниями".

Отличие дубненских Чтений, где мы сейчас находимся, в том, что здесь мы презентуем собственные исследовательские работы. На нашей школе две секции: естественных наук и гуманитарных исследований. Мы считаемся "молодыми исследователями-гуманитариями".

С утра до ночи слушаем и обсуждаем. Например, "Гражданская война. Россия. Башкортостан. Туймазы" - рассказы о восстании "Черный Орел" в 1920 году. Записано в Башкирии учащимися педагогического колледжа со слов детей тех, кому родители рассказали об этом страшном времени...

Я делала доклад на тему влияния знаний на ксенофобию - чем больше люди разных национальностей знают друг о друге, тем меньше ксенофобия. Впрочем, старшие товарищи-преподаватели подвергли мои тезисы сомнению. Я проводила исследования в два приема - на летних школах, опросила 21 русского, 5 евреев, 3 татар, чувашку и гуцулку. Опросы делались с помощью шкалы Богардуса, адаптация анкеты (скромно) моя.

Для чего это все нужно? Трудно определить, но попробуем. Во-первых, люди, принимающие участие в таких школах, как правило, в дальнейшем собираются заниматься наукой. И здесь нам действительно показывают, из чего наука состоит. Во-вторых, где бы еще у нас появилась такая роскошная возможность завести друзей из самых разных городов? И очень неглупых друзей".

Здесь приведены мнения Марии Серовой, 11-классницы из села Ямкино, Ногинского района Московской области и Павла Поляникина, студента 1-го курса исторического факультета Новгородского госуниверситета имени Ярослава Мудрого. Ради таких ребят официальная школа должна налаживать сотрудничество с людьми, желающими и умеющими помочь учащимся выбрать будущую профессию, познакомить с работой ученых, журналистов, врачей. Общение с учителями - это хорошо, а провести настоящее академическое исследование, только в миниатюре (под руководством настоящего специалиста) - это уже помощь в выборе будущего.

В августе проходит Летняя школа "Исследователь". На нее собрались старые и новые участники. Будут научные доклады и исследования, встречи у костра и песни под гитару. А "любители" перейдут в ранг "профессионалов". Но не "шкрабов" (устаревшее - "школьные работники"), а настоящих - увлеченных, думающих, внимательных.

З. ИСАКОВА, президент лицейского научного общества.


Редакция Веб-мастер