Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея WIN

N 6 (3996) от 12 февраля 2010:

Версия N 6 в формате pdf (~15.3 Mb)

"Математика. Компьютер. Образование"

Невзирая на кризис и реформы

Более 350 человек приехали со всех концов России и из ближнего зарубежья в конце января в Дубну для участия в 17-й международной конференции "Математика. Компьютер. Образование". Они собрались, чтобы обсудить профессиональные вопросы и современные проблемы в различных областях математики и образования, в сфере использования информационных технологий, моделирования сложных биологических систем и экономических процессов.

К гостям присоединились сотрудники Лаборатории информационных технологий. А в первый день конференции ее участниками стали педагоги и учащиеся лицея N6, где прошел 12-й межрегиональный научно-практический семинар "Синергетический подход в обучении и воспитании".

Конференция проводится ежегодно поочередно в двух подмосковных наукоградах - Дубне и Пущино, поскольку ее соорганизаторами, помимо основного - межрегиональной общественной организации "Женщины в науке и образовании", - являются ОИЯИ, Пущинский центр биологических исследований РАН, МГУ, научный совет РАН по биологической физике, Институт прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН, Университет "Дубна". Традиционно программа конференции, кроме пленарных докладов и выступлений на секциях, включает тематические круглые столы - "Культурное пространство России. Книги. Журналы. Конференции. Интернет", "Гендерные проблемы в жизни и образовании" и "Проблемы современного музея".

Знания - не товар, студент - не покупатель

Доктор экономических наук В.Н.Лившиц (Центральный экономико-математический институт РАН) в докладе "Финансовый кризис в России - продолжение мифов и реалии" остановился, в том числе, и на реформах высшего образования в России как одной из компонент экономического состояния страны. Реформы 1990-х проводились, основываясь на полном отрицании всего, созданного при социализме. Но это было неправильно. Наша система образования велась от Гумбольдта, от классической немецкой системы, и серьезного сравнения ее с двухступенчатой Болонской системой никто не делал (по крайней мере, Лившицу такие данные не известны). Но бакалавров нельзя признать совершенными специалистами. Докладчик привел мнение ректора МГУ В.А.Садовничего, который считает обязательной связь преподавания с научными исследованиями, а это не предусматривается Болонской системой. И главная опасность: нельзя образование сводить к рыночным принципам, когда образование становится услугой, знание - товаром, студент - покупателем.

Одна из называвшихся причин ввода ЕГЭ - большие объемы взяток в системе высшего образования. По некоторым оценкам, в 1994-95 году на взятки при поступлении и на улаживание "хвостов" во время сессии было отдано примерно 150 млн долларов в год, в 2001-м - 500 млн, в 2002-м - 4 млрд. По приблизительным оценкам, в 2008-2009 гг. эта сумма составила около 10 млрд долларов.

А Китай и некоторые другие страны отметили резкое снижение уровня российского образования. Ведь большинство бизнес-школ учат на менеджеров, финансовых аналитиков, экономистов по переводной (а иногда и плохо переведенной в 90-х годах) литературе. А она, как правило, учит западной, то есть стационарной экономике. Наша экономика от нее сегодня сильно отличается - она переходная, а значит, нестационарная. Так чему же, спрашивается, учат наших будущих экономистов? Одно облегчение - они довольно быстро все забывают. А вывод В.Н.Лившиц делает такой: образование - вещь серьезная. Хорошее образование позволяет в самых сложных ситуациях находить неплохие пути и не попадать в капкан заблуждений. И перспективы в деле образования у России есть.

Выступление его содокладчика доктора экономических наук С.А.Панова (ЦЭМИ, зав. кафедрой экономики Университета "Дубна") из-за ограниченности времени свелось к риторическим вопросам и афористичным репликам на тему образования.

...Сколько же еще России нужно продать нефти, газа, леса, алмазов, чтобы учителя начали получать достойную зарплату?

...Реформы в России невозможны. Если они совершаются, то приводят к негативным результатам. Но страсть к проведению реформ у нас неистребима.

...Не с того они начинают - у нас 84 министра образования (федеральный плюс 83 - по одному в каждом субъекте Федерации). Я спросил во Франции: сколько у вас министров образования? Удивились: один! Ну, думаю, в США 50 штатов - тоже только один! В результате учителя уходят из школ, задавленные горой бумаг, которыми они должны отчитываться перед вышестоящим начальством.

...К нам в университет пришел циркуляр - сократить в два раза бюджетные места на кафедре экономики. Я пытаюсь выяснить, почему. Министр Фурсенко сказал: "У нас слишком много экономистов и юристов". Но при этом, у нас нет хороших экономистов и юристов. Русского языка не знают, историю не знают, математика, оказывается, сложная наука. Каких специалистов мы получим?

Печальные итоги реформ

В.Н.Лившиц поставил вопрос: где мы оказались в результате проведенных радикальных реформ? Академия наук в 2001-2002 годах (10 лет реформирования) провела исследование и получила такие показатели:

  • доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 25 процентов при пороговом значении 7 процентов;
  • отношение доходов 10 процентов наиболее богатых к доходам 10 процентов наименее обеспеченных россиян при пороговом значении 8 фактически оказалось равным 14,5 (в Москве примерно 33) (добавлю от себя, что в 2007 году этот показатель уже составил 25 по России, а по Москве - 41! Для сравнения: в Токио это отношение всего 4-5, а по Японии и того ниже - О.Т.);
  • уровень безработицы составил 8,6 процента (порог - 5);
  • доля ВВП, приходящаяся на гражданскую науку, составляла лишь 0,3 процента (порог - 2);
  • пороговый уровень износа оборудования, при котором еще не возникают системные катастрофы, равен 25 процентам, фактически уровень износа превысил 50 процентов. Поэтому не надо удивляться тому, что случилось на Саяно-Шушенской ГЭС, заметил В.Н.Лившиц. И добавил, что к этому добавились и такие последствия монетаризма в экономике, как развал единой энергетической системы страны, перегрузка станции, из которой выжимали максимум прибыли, и не только износ основных фондов, но и интеллектуального потенциала страны (почему автоматика сработала через 16 секунд вместо положенных двух?).

Одно могу сказать - дно кризиса мы прошли, и в России, и в мире. В этом году у нас ожидается прирост ВВП около 3 процентов, а ближайшие год-два - экономический подъем. Не будет ли второй волны кризиса? Никто точно сейчас не ответит. А почему он вообще разразился? Ведь столько в мире экономистов, среди них и лауреаты Нобелевской премии, и не смогли предупредить? Вообще-то, известный американский экономист Н.Рубини еще в 1992 году писал о том, что финансовый сектор оторвался от остальной экономики США, но его никто не услышал (Ну уж сейчас к его словам о том, что норвежская экономика находится на лезвии ножа из-за быстро образующегося "пузыря" на рынке недвижимости, должны прислушаться в Норвегии, куда он приехал из Давоса - О.Т.). Рынок, по словам В.Н.Лившица, не есть некое безоблачное будущее, это миф. По его мнению, далекое будущее - социалистическое, а не капиталистическое.

И завершающая реплика от С.А.Панова - "Хватит жить мифами. То Горбачев говорил, что мы станем автомобильной державой, то ВВП мы в два раза повышали, теперь должны стать ведущей страной по нанотехнологиям. Мы же по обычным технологиям отстаем. Россия - парадоксальная страна. Как можно, будучи самой богатой природными ресурсами страной, по уровню жизни плестись в конце второй сотни?"

Несколько слов о математике от В.Н.Лившица

До первой половины XIX века математика - царица наук, самая логичная наука, с ее помощью можно решить любую, самую сложную задачу. А со второй половины века ХХ это представление о математике подверглось очень большому сомнению из-за резкого снижения качества доказательств, перехода на теорию множеств: напоролись на парадоксы этой теории. В ХХ веке теорема Геделя (о неполноте - теорема математической логики о принципиальных ограничениях формальной арифметики - О.Т.) поставила крест на надеждах, что можно согласовать позиции разных математических школ. Докладчик привел слова известного американского математика М.Клайна: "Существует не одна, а много математик, и каждая по ряду причин не удовлетворяет математиков, принадлежащих к другим школам. Вопрос, что представляет собой математика, остается открытым, и можно ли вообще ожидать, что ответ будет получен?"

Какая макроэкономическая теория правильна, и корректен ли вообще этот вопрос? Найдется ли новый Гёдель, который скажет, что все сводится к логическому согласованию? Многим, не только докладчику, хотелось бы знать, найдутся ли в ближайшее время ответы на эти вопросы...

Пора пересматривать экономические доктрины

Доктор экономических наук А.Е.Варшавский (ЦЭМИ) свою лекцию "Проблемы инновационного развития" начал с анализа внешних и внутренних проблем экономики. Россия вошла в стадию перехода к рыночной системе одновременно с началом глобализации, что повлекло ухудшение экономических показателей, преимущественное развитие сферы услуг. Уровень расходов на науку по сравнению с 1990 годом сократился в три раза. Наукоемкое производство (отношение объемов за 11 месяцев 2009 года к 11 месяцам предыдущего года) упало до 40 процентов, тогда как обрабатывающая промышленность по некоторым направлениям снизила объем до 70 процентов, а по некоторым показателям вообще сохранила уровень производства. Для сравнения: во Франции и США наукоемкое производство упало на 10-20 процентов. Финансирование НИОКР с 2000 по 2007 год выросло в 4,8 раз, но если учесть инфляцию, - только в 1,876 раза. Все эти отрицательные факторы приводят к выводу, что развитие экономики необходимо подчинять целям высшего порядка. Пора пересматривать цели либерального капитализма, но пока - жадность правит миром.

В начале 2000-х Минэкономразвития сформулировало систему целей - все они направлены на развитие отраслей промышленности, технологий, и ни одна не нацелена на повышение благосостояния населения страны. А в 1970-80-е, вспомнил докладчик, каждое этапное постановление партии и правительства обязательно предусматривало своими целями повышение благосостояния советских граждан, рост производительности труда, развитие регионов и так далее. Цели должны учитывать специфику страны. Наш основной ресурс - территория с ее недрами, у Китая - население, США - финансы, технологии. Президент определил пять приоритетных направлений развития: энергоэффективные технологии, ядерные, космические, медицинские, стратегические информационные. Но непонятно, на что они нацелены. По мнению А.Е.Варшавского необходимо реализовать следующие мегапроекты: развитие оборонных технологий; производство и экспорт экологически чистой сельскохозяйственной продукции; строительство транспортных магистралей; освоение космоса; безопасная атомная энергетика; развитие робототехники; развитие электронной компонентной базы и другие. Усиление обороноспособности страны, например, будет способствовать экономическому росту: одна авиационная промышленность обеспечивает занятость большего количества людей, чем нефтегазовая. А у нас затраты на оборону сократились с 220 млрд долларов в 1988-м до 40 млрд в 2008 году. По сводным показателям, аналогичные затраты Турции выше в 4 раза, Грузии - в 8, и такая же ситуация у остальных наших ближайших соседей. Расходы на военно-воздушный комплекс снизились с 11 процентов от ВВП (конец 1980-х) до 4 процентов (конец 1990-х). А экономисты знают: вложение в ОПК приводит к увеличению ВВП в удвоенном размере.

Привел докладчик и другие факторы, тормозящие развитие оборонного комплекса: чрезмерное неравенство доходов, отток капитала за границу, отсутствие спроса частных компаний на отечественные технологии, слабый внутренний спрос на системы вооружения, ориентация на экспорт и другие. Неравенство доходов, например, негативно влияет на развитие инфраструктуры - снизились доходы населения, в 4 раза по сравнению с 1990-ми упал спрос на авиаперевозки, что повлекло снижение спроса на отечественные самолеты, рост безработицы, падение в смежных производствах. За 20 лет мы отстали и технологически.

Вернуть финансы в страну!

Какие резервы видит А.Е.Варшавский для ускорения инновационного развития? Всего ничего - изменить структуру потребления, снизить неравенство доходов, сократить отток капитала и так далее. И приводит интересное сравнение. Гособоронзаказ составил в 2007 году 12 млн долларов, в 2008-м - 15 млн. А автомобилей в том же 2007-м было продано 2,79 млн штук, в следующем - уже 3,175 млн. Легко прикинуть, умножив на среднюю цену автомобиля, что средства, уходящие в чужой автопром, сравнимы с вложениями в нашу "оборонку". Маленькая деталь, подтверждающая, что и в кризис бедные продолжают беднеть, а богатые богатеть: при том, что в 2009 году продажи автомобилей сократились вдвое, количество покупаемых ситроенов, ауди и БМВ (не самых дешевых марок) не упало, а дорогущих хаммеров - вообще выросло на 70 процентов!

Есть в этом смысле резервы и в топливно-энергетическом комплексе. Цели, преследуемые нефтяными компаниями, - обеспечить себе налоговые льготы, снизить торговую пошлину, одним словом, как можно быстрее получить максимальную прибыль. А в Норвегии, например, 12 процентов доходов нефтепрома идут на поддержку НИОКР.

Еще немного статистики. По данным Центробанка, вывоз капитала физическими лицами за рубеж составил 5,1 млрд. долларов в 2007 году, 7,3 млрд. - в 2008-м. Средний размер денежного перевода в год составляет 2 млн. долларов (!) по банкам Люксембурга и 1,1 млн. - по швейцарским банкам.

В 2008 году 45 тысяч молодых россиян получали образование за границей на собственные средства. Это означает почти 60 млрд. долларов российских вливаний в зарубежную систему образования. Это меньше, чем средства, выделяемые федеральным бюджетом на российское образование. Есть над чем призадуматься...

Между кризисом и стабильностью

Свой доклад "Жизнь в послекризисном мире" доктор физико-математических наук Д.С.Чернавский охарактеризовал как некую фантазию, обращенную в будущее. Начал он пугающе: на мир надвигаются угрозы, вызванные развитием человечества, - демографическая катастрофа, исчерпание энергетических и сырьевых ресурсов, экологическая катастрофа, эколого-экономическая опасность (недостаток средств для очистки жизненно важных ресурсов), финансовый кризис. Все перечисленные катастрофы наступят в 2020 - 2030 годах плюс-минус 20-30 лет. Важно, что все перечисленные катастрофы наступят одновременно, неожиданно и носят глобальный характер.

Пока ресурсы есть, мы ими пользуемся, но не восстанавливаем их. Сейчас наступил этап скрытого банкротства, то есть мы уже банкроты, но не замечаем этого. И чем дальше мы движемся к критической точке, тем больше движение ускоряется и становится катастрофически быстрым. Но сегодня инвестировать, например, очистку воздуха невыгодно. Выгодно станет, когда дышать будет уже нечем, но тогда будет поздно.

Теперь предположим, что человечество пережило экологический кризис, перешло в стабильное развитие, когда все отходы перерабатываются, используется только солнечная энергия и тому подобное. Каким будет мир? Как мы дошли до такого состояния? - на эти вопросы и попытался ответить докладчик. В развивающихся системах решаются одновременно две задачи - развития и стабильности, то есть сохранения прежнего. Чем быстрее идет развитие, тем выше вероятность кризисов и разрушения созданного. Чем система стабильнее, тем труднее ей развиваться. В природе фазы развития и стабильности чередуются. Основной принцип жизни развитых стран: интересы индивидуума выше интересов государства. Основная цель - производство прибыли. Критерий развития - увеличение потребления материальных благ. Такая концепция целесообразна для того, чтобы поощрять развитие, но она приводит к кризису.

Дмитрий Сергеевич объяснил механизм возникновения финансового кризиса. Некто занимается кредитованием населения. Возникает риск невозврата средств. Появляется страховая компания, страхующая этот риск, выпускает вторичные акции. Их покупают мелкие акционеры, риск переносится на них. При этом индивидуальный риск уменьшается, но оценка риска расширяется. В этой системе банк даст кредит кому угодно - безработному, инвалиду, не заботясь о большой вероятности его невозврата. Но расширение малых рисков ведет к увеличению вероятности большого. Аналогично физико-химическим процессам, где микрохаос необходим для стабилизации и устойчивости макросистем. Чем меньше микрохаос, тем больше вероятность кризиса макросистемы. Это общее для естественных наук утверждение не только не смоделировано в экономике, но даже как следует не сформулировано. Поэтому перед экономистами стоит задача не описать кризис, а выяснить, как механизм, способствующий развитию общества, дестабилизирует его.

Что же будет после кризиса? По мнению Дмитрия Сергеевича, общество будет развиваться так, что интересы индивидуума подчинятся интересам государства, стабильность общества станет считаться более важным, чем его развитие. Финансовая система подчинится государству, будет введена единая мировая валюта. Наука, стремившаяся обеспечить человечество какими-то новыми благами, теперь постарается сделать человека счастливым. Поэтому активное развитие получит психонейрофизиология, находящаяся сейчас в зачаточном состоянии. Наука будет развиваться междисциплинарным путем.

А закончил докладчик следующими выводами: последние события заставили усомниться в вечности и незыблемости либеральных принципов. Для борьбы с кризисом приняты жесткие меры, отходящие от них, но при этом декларируется либеральная модель. Это порождает неверие и недоверие в обществе.

Искать альтернативы

Директор Института биохимической физики РАН, зав. кафедрой химфака МГУ С.Д.Варфоломеев выступил на конференции с докладом "Возобновляемая энергия - будущее создается сегодня".

Еще Н.Н.Семенов в 1930-х годах обратил серьезное внимание на проблему исчерпания углеводородного сырья и опасность увеличения концентрации углекислого газа в атмосфере. Он сформулировал проблему создания принципиально новой базы мировой энергетики, но на нее не обратили внимание. Семенов посчитал балансы, из которых вытекало, что из-за таяния полярных шапок в середине нынешнего века уровень мирового океана поднимется на 7 метров.

Сегодня человечество просто купается в энергии, вырабатывая ее около 100 ГДж на человека в год. Существует альтернатива углеводородному сырью? Вполне реальная - фотоэлектричество (полупроводниковые преобразователи солнечной энергии), биотопливо, ветровая энергетика (уже широко используемая в Дании, Испании, США), теплофизические методы (фокусирующее параболическое зеркало в США).

Активный сторонник альтернативной энергетики Ж.И.Алферов считает, что "ставка на солнечную энергию должна рассматриваться как беспроигрышная в долговременной перспективе и безальтернативный выбор человечества".

Фотоэлектричество. Производство солнечных модулей в мире по сравнению с 2008 годом увеличилось на 80 процентов, здесь лидер - Китай. КПД выпускаемых сегодня модулей составляет от 12 до 40 процентов. Корпорация "Роснано" начала вкладывать деньги в их производство. Модуль солнечной батареи - это нанокристаллический фотопреобразователь, при создании которого не используются какие-то редкие материалы или сложные технологии. В будущем можно на всех крышах устанавливать такие модули. К 2020-2025 годам фотоэнергетика достигнет уровня углеводородной.

Биотопливо. В 1974 году в Бразилии возник проект двигателя внутреннего сгорания на этаноле. А в 2000-м бурный рост производства этанола наблюдался в США, где во всех южных штатах в бензин добавляют 10 процентов этанола. В Европе удваивается каждые два года производство биодизеля из растительных масел разного типа. Не так быстро (удваивается за 3,5 года), но растет и производство биогаза. Каков потенциал России по производству биотоплива? 250 млн. тонн отходов сельского хозяйства, 50 млн. тонн отходов лесной промышленности. Мы можем производить 100 млрд. литров этанола, возвращая при этом в сельское хозяйство 130 млн. тонн удобрений. В чем преимущества этого топлива? Децентрализация производства - нет необходимости в тысячах километров трубопроводов и линий электропередач. Экологическая привлекательность - решение проблемы углекислого газа. Независимость от стран-поставщиков углеводородного сырья. Экономическая целесообразность возникает уже при стоимости барреля нефти 40 - 60 долларов. Урожайность, например, слоновой травы составляет до 100 т/га. А производительность микроскопических водорослей, "вырабатывающих" биодизель, в 10 раз выше урожайности растений - до 70 тонн топлива/га. Если в 2010 году вклад биотоплива в мировое производство составил 15-20 процентов, то прогноз на 2030-й - уже 25-40 процентов.

Вот как распределились мировые пристрастия в энергетике в 2008 году: ветровая - более 8,5 ГВт (мощность всех новых источников электроэнергии), газ -около 7 ГВт, солнечная - 4,6 ГВт, нефть - 2,5 ГВт, уголь - менее 1 ГВт, десятые доли ГВт - гидроэнергетика, биогаз, атомная. В 2010 году общая мощность введенных источников электроэнергии на возобновляемом сырье превысила в полтора раза мощность источников на невозобновляемом.

От конференции - к конференции

Последним пленарным докладом конференции стало сообщение Р.Позе "М.Г.Мещеряков: к 100-летию со дня рождения". Он познакомил участников конференции, гостей Дубны с основными этапами биографии первого научного руководителя работ по сооружению самого крупного на тот момент ускорителя - синхроциклотрона, ставшего основой будущего Объединенного института, и первого директора ЛВТА, в здании которого традиционно проводится конференция.

Вот такой была очередная конференция "Математика. Компьютер. Образование" - как всегда, разнообразной, неожиданной, интересной. О том, как она эволюционирует, рассказывает бессменный председатель ее оргкомитета председатель правления Межрегиональной общественной организации "Женщины в науке и образовании" профессор МГУ Г.Ю.Ризниченко:

По сравнению с первыми конференциями, да и с серединой этого цикла, конференция изменилась сильно. В каждом направлении сформировались довольно профессиональные секции. Мы начинали делать эту конференцию для преподавателей, учителей, студентов из провинции. С течением времени она развивалась в разных направлениях: сначала динамично развивалась секция "Компьютер в образовании", сейчас - биологические секции, собравшие хороших профессионалов и много молодежи. Долго была аморфной экономическая секция, но развивается и сама наука, и наши секции, в частности, эконофизика. Вообще у нас за эти годы выработался целый корпус руководителей секций - по несколько человек в каждой, чтобы подменить друг друга в случае отъезда, болезни. Они отбирают доклады, приглашают людей, формируют тематику заседаний. У экономистов - это М.Ю.Романовский, А.В.Шатров из Вятки. Подняла на высокий уровень педагогическую секцию профессор Е.А.Солодова - большой энтузиаст пропаганды синергетики и естественнонаучных знаний среди школьников. Третий год в рамках нашей конференции идет образовательный проект "ФОРОС" - Формирование ОбщеРоссийской Образовательной Среды, в рамках которого проводятся дискуссионные семинары для старшеклассников. В нем активно участвуют школы и гимназии Ижевска, Твери, Королева, Москвы. После успешного проведения в рамках нынешней конференции семинара в дубненском лицее N 6 этот лицей также вошел в состав проекта.

На наших конференциях уже выросло целое поколение: школьники стали аспирантами, на материалах конференции защищено много кандидатских и докторских диссертаций. К сожалению, образовавшийся провал в самых активных научных кадрах, 40-50-летних, так и сохраняется, он виден и здесь. Но в этом году участвует много молодежи, хотя никакой специальной финансовой поддержки в этот раз мы не сумели организовать. Наши активные участники привели своих студентов, аспирантов. Молодые ребята хорошо выступают на секциях, но потом, как показывает статистика, в большинстве своем уходят в бизнес либо уезжают за границу. Например, математическое моделирование в биологии очень востребовано на Западе - здесь остаются считанные единицы.

В организационном плане первые конференции проходили для меня напряженно, сейчас меня освободили от мелких организационных хлопот молодые ребята, мои сотрудники, аспиранты. В финансовом плане - тяжелее. Мы общественная организация, живем без денег. РФФИ дает под научные проекты, у нас же - образовательные. Удается получать грант РФФИ под семинар "Анализ сложных биологических систем", надо искать дополнительных спонсоров. А мы плохо ищем, мы же еще все работаем. Нам сильно повезло в Дубне с Р.Позе, бывшим тогда директором приютившей нас ЛВТА, профессором Института математических проблем биологии в Пущино А.М.Молчановым, в становлении нашей конференции особую роль сыграли член-корреспондент РАН С.П.Курдюмов из Института прикладной математики, академик РАН Ю.И.Журавлев, профессор ФИАН Д.С.Чернавский. Они нас безоговорочно поддержали, сами участвовали в конференции, будучи очень занятыми людьми. Они поняли, что в этом есть перспектива. Ну и всегда собираются бескорыстные люди, помогают. В Дубне это Т.А.Стриж, В.В.Кореньков, Г.А.Коробова и другие. Также нам помогают сотрудники в Пущино, известные ученые из других российских городов -они участвуют сами в качестве лекторов или руководителей секций, привозят с собой своих молодых сотрудников. Так и держимся.

На 14 проведенных конференциях (с 1995 по 2008 год) было прослушано более 500 пленарных докладов, представлено более 4000 секционных устных и стендовых докладов, опубликовано 1186 докладов и 4540 тезисов.

Ольга ТАРАНТИНА, рисунки Елены КАПКИНОЙ.


Редакция Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ