Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея WIN

N 38 (4028) от 1 октября 2010:

Версия N 38 в формате pdf

Проблемы образования

Назад, в будущее

"Сегодняшние школьники после окончания вузов будут заниматься видами деятельности, которых сегодня еще не существует".

Так сказал президент РФ Д.А.Медведев на недавнем совместном заседании президиумов Госсовета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке и технологиям. Рассматривались вопросы раскрытия личности школьника, гармоничного ее развития, смены образовательной парадигмы, создания такой среды, в которой талантливые дети и молодежь будут востребованы.

Вспомнить старое

Как известно, все новое - хорошо забытое старое, или еще не совсем забытое. В советские времена школьники Дубны могли получать знания сверх школьной программы на факультативных занятиях в своих школах и в общегородской физико-математической школе. В последней дополнительные знания и навыки им давали сотрудники ОИЯИ. А потом, на волне общих перемен в стране, ушли в небытие бесплатные дополнительные возможности для развития детей.

Более десяти лет в нашем городе усилиями учителей-энтузиастов и Горуно работает городское научное общество учащихся (ГНОУ), задачами которого стало развитие школьников, создание условий для их самоопределения и самореализации, развитие у детей навыков научно-исследовательской работы, умения самостоятельно мыслить. Работа внутри общества ведется по отдельным предметным секциям (межшкольным факультативам) - по физике, математике, экспериментальной физике, химии, программированию. Руководители факультативов - опытные педагоги школ города, большие энтузиасты своего дела, среди которых есть и Соросовские учителя, и лауреаты городских конкурсов. Так, занимаясь в секциях физики и математики, учащиеся 7-го и любого следующего класса могут получать дополнительные знания по программе Заочной физико-технической школы, имеющей статус федеральной программы. Она работает уже более 40 лет на базе Московского физико-технического института (государственного университета), но ездить в Москву и даже поступать в ЗФТШ при этом необязательно - занятия в секциях ведутся по утвержденной программе заочной школы.

Успеть увлечь

Кроме общей цели развития детей межшкольный факультатив ставит перед собой две вполне конкретные задачи: подготовить учащихся к поступлению в вуз, а поступившим - помочь начать самостоятельно учиться. Работа это не простая, к ней оказывается готов не каждый педагог. Для достижения большего эффекта в факультатив стараются вовлечь не только выпускников, хотя есть отдельная секция для одиннадцатиклассников по физике (подготовка к ЕГЭ), но и учащихся средней ступени - 7-9-х классов. В этом возрасте, когда школьникам еще любопытно все и они легко увлекаются разными предметами, еще можно как-то повлиять на их интересы. К моменту же окончания школы детьми руководит внешне-побудительный принцип - куда-то поступить.

Чтобы найти внутреннюю мотивацию, "зацепить" каждого занимающегося на межшкольном факультативе, преподаватели стараются использовать свои педагогические находки. Физику школьного курса с нестандартных позиций преподает А.А.Леонович. Он не озадачивает ребят сложными физическими головоломками, а постепенно развивает в них умение оценить задачу с точки зрения здравого смысла, вырваться из привычных школьных шаблонов, стандартных решений. Невозможно остаться равнодушным зрителем, занимаясь в секции экспериментальной физики И.А.Ломаченкова. Его курс лабораторных работ "Физика на кухне" захватывает и школьников, и студентов.

Почему такое внимание на факультативе уделяется физике и химии? С того момента, как ЕГЭ окончательно вошел в нашу жизнь, оказалось, что эти предметы сдает большой процент выпускников. Причем, крепкие знания по этим предметам при поступлении требуются не только будущим профессиональным физикам и химикам, но и технологам, инженерам, медикам, ребятам, выбравшим другие специальности. Как известно, в стране уже несколько лет отмечается перепроизводство экономистов и юристов. А потребность в инженерно-технических кадрах, наоборот, год от года возрастает. Провозглашенный в стране курс на модернизацию экономики, образование особых экономических зон разного типа будет только способствовать росту этой потребности.

Стать олимпийцем

Межшкольный факультатив старается отвечать современным запросам. Если в школах, на областном и региональном уровне олимпиады по физике проводились только для старших классов, а для учащихся, начиная с 7-х классов - только последние три года, то межшкольный факультатив проводит их для учащихся 6-7-х классов уже пять лет. Олимпиады - важный элемент процесса обучения. Участие в них развивает такие важные качества, как целеустремленность, собранность, приносит ценный опыт, а победы - упрощают процесс поступления в вуз. И чем раньше школьник начнет участвовать в олимпиадах, тем, в конечном итоге, получит больший эффект. В прошлом учебном году пять учащихся, занимавшихся в различных предметных секциях ГНОУ, стали победителями и призерами городских олимпиад, один - призером областной олимпиады, 9 учащихся - победителями и призерами XII городской научно-практической конференции. Команды клуба "Прометей" (школа N7), работающего в рамках ГНОУ, принимали участие в IX чемпионате Московской области по интеллектуальным играм среди молодежных команд. Если оценивать результаты работы педагогов призовыми местами, то наиболее эффективной оказалась работа секций физики, математики, химии, клуба "Прометей".

И самые последние результаты. Прошедшая в минувшую субботу Десятая городская физико-математическая олимпиада среди учащихся 6-8-х классов выявила следующих победителей: в группе 6-х классов призером стал Алексей Иваненко (шк. N9, кл. 6Б), 7-х победили Александра Тюрина (шк. N4, 7А) и Иван Капранов (лицей N6, 7Л), призеры - Семен Иванов (лицей N6, 7Л), Петр Арбузов (тот же класс), Павел Старостин (гимназия N11, 7Б), Алексей Васильев (тот же класс). В группе 8-х классов победителями стали Константин Яковлев (гимназия N3, 8А) и Дмитрий Ефремов (шк.N 4, 8А), а призерами - Екатерина Утробина (гимназия N3, 8 А) и Владислав Жуков (лицей N6, 8Л).

Ольга ТАРАНТИНА

Из выступления Д.А.Медведева на том же заседании: "...У нас нет самого главного, что было создано в других странах за последние годы, а именно, общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодежи. Речь идет о формировании сети научных и гуманитарных центров при ведущих университетах страны, о заочных школах для одаренных школьников. Здесь возможны любые формы и могут быть использованы самые разные программы".

 


Редакция Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ