Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея WIN

N 20 (4010) от 14 мая 2010:

Версия N 20 в формате pdf

Молодежь и наука

Четырех дней было мало...

С 12 по 17 апреля в Учебно-научном центре ОИЯИ проходила школа "Радиационная охрана и ядерная безопасность" для студентов университетов Польши. 16 студентов и одна аспирантка разных специализаций по физике, химии, юриспруденции и даже филологии университета имени М.Кюри-Склодовской в Люблине и университета имени А.Мицкевича в Познани получают вторую специальность: "радиологическая охрана".

Школа проводится уже в третий раз, и раз от раза число ее участников увеличивается. Инициатором проведения школы стал член Ученого совета Объединенного института, председатель комиссии по сотрудничеству с ОИЯИ государственного агентства по атомной энергии Польши профессор М.Будзиньски.

За четыре учебных дня участники школы услышали лекции по инструментальным методам радиационной безопасности и аварии на Чернобыльской АЭС, познакомились с методами и средствами контроля радиоактивности внешней среды, с автоматизированной системой радиационного контроля на ускорителе У-400М ЛЯР и в самой лаборатории, организацией радиационного контроля на установках ИРЕН и ЭГ-5 ЛНФ. Несколько практических занятий были посвящены изучению дозиметров фотонного и нейтронного излучения и их проверке, индивидуальным фотографическим дозиметрам этих излучений. Последние два дня школы были отведены для экскурсий в Сергиев Посад и Москву.

Началась школа в понедельник - день траура в России и странах Евросоюза - минутой молчания в память о погибших в авиакатастрофе под Смоленском польских государственных и общественных деятелях.

Это наша общая трагедия, - отметил, открывая школу, директор УНЦ С.З.Пакуляк. Он поблагодарил В.Хмельовского за постоянную работу, благодаря которой Польша лидирует по количеству молодых ученых, приезжающих в Институт. И выразил надежду, что кто-то из нынешних ее участников со временем станет сотрудником ОИЯИ.

Что по этому поводу думают участники школы и какие впечатления у них остались?

Якуб Вытович (физический факультет): Во-первых, поразил масштаб лабораторий Института. В какой-то степени их можно сравнить с польским институтом в Сверке, но, в отличие от него, помимо научно-исследовательской здесь хорошо заметна образовательная компонента. Во-вторых, мы увидели крупный международный институт с экспериментальными установками, каких нет в Польше. Что касается самой школы - аналогичные лекции мы слушали и еще услышим в Люблине, а вот приборов и оборудования здесь гораздо больше и они разнообразнее. Я, как и большинство моих товарищей, впервые в Дубне и вообще в России, поэтому было интересно узнать, как живут и работают россияне.

Я планирую вернуться сюда с коллегой делать дипломную работу, если это поддержит профессор М.Будзиньски. Но работать надеюсь в Польше - если у нас построят АЭС, там мы пригодимся как специалисты.

Ига Петрис (юридический факультет): Поразило не только количество и масштаб лабораторий, но и число научных направлений, и широкое международное сотрудничество. Из увиденных нами экспериментальных установок меня больше всего впечатлили ускорители ЛЯР. Большое впечатление оставил доклад Ю.Ц.Оганесяна, научного руководителя лаборатории, в которой мы побывали. Просто удивительно, как удалось объединить усилия нескольких институтов разных стран для проведения эксперимента по синтезу новых сверхтяжелых элементов. И удивителен сам факт сотрудничества, а не конкуренции между иностранными институтами.

Это успешное взаимодействие и полученный яркий результат - следствие большого авторитета ОИЯИ и лично Ю.Ц.Оганесяна. Синтез 117-го элемента - доказательство того, что институтам из разных стран необходимо сотрудничать, объединять свои усилия. И сколько при этом необходимо преодолеть различных административных барьеров, чтобы, например, в необходимые сроки доставить берклий в ОИЯИ... Об этом тоже рассказывал академик Оганесян. Мне как будущему юристу хотелось бы принимать такие решения, которые помогут работать ученым, в том числе, облегчить сотрудничество специалистов из разных стран, упростить процедуру обмена аппаратурой, приборами, исследовательскими материалами, включая и радиоактивные. Сейчас такой процесс может длиться неделями и месяцами. Мне также хочется объединить польское законодательство в области охраны окружающей среды, радиационной безопасности и защиты и европейские стандарты, документы, регулирующие деятельность ядерно-физических исследовательских институтов и атомных электростанций.

На школе очень понравились лекции Г.Н.Тимошенко (ЛРБ) и В.Хмельовского, лекции и практические занятия Ю.В.Мокрова (ОРБ). Вообще, нам встречались очень милые люди, готовые всегда прийти на помощь. Еще очень тронуло то, что почти на каждом шагу, узнавая в нас поляков, незнакомые люди - сотрудники Института - подходили и выражали свои соболезнования.

Магистр химии аспирант Магдалена Пекаш: Мне были интересны практические занятия, поскольку теоретических лекций и в Польше предостаточно. Было увлекательно проводить измерения, что-то делать своими руками. Мне было полезно практическое занятие по методам и средствам контроля радиоактивности внешней среды, которое проводила С.И.Аленицкая (ОРБ). Я занимаюсь этой же тематикой - мониторингом состояния окружающей среды, поэтому особенно интересно сравнить и методику, и аппаратуру. Прекрасный доклад сделал Г.Н.Тимошенко - мы впервые встретились с человеком, участвовавшим в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Фотографии с места аварии, его комментарии, подробности, которых не найти в печати, - это было захватывающе. Облако с Чернобыля затронуло восточную часть Польши, так что наш интерес не был только научно-теоретическим.

Запомнилась экскурсия на ИРЕН... А, вообще-то, четырех дней мало, чтобы получить хорошую практику по этой специальности.

Ольга ТАРАНТИНА, перевод Владислава ХМЕЛЬОВСКОГО.


Редакция Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ