Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея WIN

N 1-2 (3991-3992) от 15 января 2010:

Версия N 1-2 в формате pdf (~1.2 Mb)


На рубеже семилеток

В канун нового года редакция обратилась к директорам лабораторий и УНЦ ОИЯИ с предложением подвести на страницах газеты итоги прошедшей семилетки ОИЯИ и прокомментировать задачи на будущее.

  1. С какими чувствами Вы встречаете 2010?
  2. Какие из результатов, полученных коллективом Вашей лаборатории в прошедшей "семилетке" ОИЯИ, Вам представляются наиболее яркими, значимыми?
  3. В эти дни стартует новая Семилетняя программа развития Института. Какие задачи предстоит решать Вашей лаборатории?
  4. Что Вы хотите пожелать Вашим коллегам, сотрудникам ОИЯИ и - отдельно - научной молодежи?

Владимир КЕКЕЛИДЗЕ,
директор Лаборатории физики высоких энергий имени В.И.Векслера и А.М.Балдина

1. Новый год встречаю с отличным настроением, потому, что в 2009 году сотрудниками Лаборатории были достигнуты хорошие результаты, позволяющие с уверенностью приступать к решению амбициозных планов, намеченных на 2010-й. Их реализация, прежде всего связанная с развитием ускорительно-экспериментальной базы ЛФВЭ, позволит нам достичь новых рубежей в области физики высоких энергий. Это исключительно ответственная и трудная задача. Впервые придется работать в новых непростых условиях и эффективно освоить ресурсы, в несколько раз превосходящие те, что выделялись в прошлые годы.

2. Считая важнейшей задачей лаборатории развитие ее ускорительной базы, с удовлетворением отмечаю, что в этом направлении достигнуты значительные успехи. Обновлены и модернизированы основные системы нуклотрона, позволившие обеспечить его достаточно стабильную работу с параметрами, близкими к требуемым.

Конечно, наиболее яркие результаты в области физики высоких энергий в прошедшей семилетке были получены в экспериментах, выполненных в передовых ускорительных центрах.

Визит министра экономического развития РФ Э.С.Набиуллиной в ЛФВЭ ОИЯИ. Декабрь 2009.

Прежде всего отмечу завершенные физические исследования, получившие мировое признание, в которые наши сотрудники внесли существенный вклад на всех этапах, включая подготовку экспериментов, их проведение, анализ данных, получение окончательных результатов и их представление на самых престижных конференциях.

К ним относится серия экспериментов NA48, NA48/1 и NA48/2 на SPS CERN, в которых:

  • открыто явление "прямого СР-нарушения" и десятикратно улучшен существовавший предел точности по ограничению на прямое СР-нарушение в распадах заряженных каонов;
  • обнаружен так называемый "cusp" эффект в распадах заряженных каонов на три пиона, позволивший беспрецедентно точно измерить базовый параметр киральной теории - длину пион-пионного рассеяния;
  • обнаружено пять новых редких каналов распада и с наилучшей точностью измерены время жизни и масса короткоживущего нейтрального каона, существенно улучшены точности измерения некоторых параметров и определены новые параметры ряда известных распадов заряженных и нейтральных каонов, с наилучшей точностью измерена и существенно "поправлена" масса эта-мезона.

Всего в этих экспериментах было сделано более семи признанных открытий, а блок NA48 вошел в пятерку наиболее ярких экспериментов CERN, осуществленных за его более чем пятидесятилетнюю историю.

В эксперименте H1 (DESY) с наилучшей точностью измерены структурные функции, характеризующие распределение партонов в протоне в широкой, недостижимой ранее кинематической области вплоть до масштаба размером 10-16 см.

В ряде экспериментов получены новые данные и интересные указания, которые требуют дальнейших исследований, уточнений или подтверждений.

Так, в экспериментах HERMES (DESY) и COMPASS (SPS, CERN) значительно продвинулись в понимании спиновой структуры нуклонов. Экспериментально измерен вклад валентных кварков и глюонов в полный спин нуклона, получены уникальные результаты по поперечной поляризации кварков в нуклоне, измерена величина поляризации странного моря. Все это позволило внести существенный вклад в разрешение проблемы "спинового кризиса".

В экспериментах STAR и PHENIX (RHIC, BNL) обнаружен ряд явлений, указывающих на возможное наблюдение нового кварк-глюонного состояния адронной материи.

В столкновениях ядер на SPS CERN обнаружен так называемый эффект "рога" - аномалия при рождении странных частиц, которая требует дальнейшего изучения и объяснения (эксперимент NA49).

На установке HADES в GSI подтвержден эффект аномально большого выхода диэлектронных пар в диапазоне инвариантных масс (150-550 МэВ) по сравнению со значениями, предсказанными теоретическими моделями (DLS-головоломка).

По объективным причинам, сравнимых по яркости результатов в экспериментах на нуклотроне пока не появилось. Однако были получены вполне добротные и признанные данные по ряду актуальных проблем. В первую очередь, это результаты эксперимента ФАЗА, выполняемого физиками ЛЯП, где получены свидетельства фазового перехода ядерной "жидкости" в ядерный "туман". Можно отметить также получение прецизионных данных о сечениях упругого рассеяния дейтронов при низких энергиях в эксперименте LNS и данных по сравнению сечений нейтрон-протонного упругого рассеяния с сечениями развала дейтрона протонами в дипротонную пару (эксперимент Дельта-Сигма). В недавно завершенном 40-м сеансе нуклотрона получены и анализируются новые данные о развале дейтрона в дипротонную пару (эксперимент СТРЕЛА).

Завершен важный этап нашего участия в программе Большого адронного коллайдера в ЦЕРН. На высоком технологическом уровне полностью выполнены все обязательства лаборатории по изготовлению крупных блоков детекторов CMS, ALICE и ATLAS, созданию системы подавления поперечных колебаний пучков - "LHC damper". Осуществлен физический запуск этих установок. Изготовлены и поставлены приборы, обеспечившие основной мониторинг циркулирующего пучка в коллайдере.

Созданы и запущены в эксплуатацию важнейшие блоки ИРЕН, позволившие ввести в строй новую базовую установку ОИЯИ.

Сотрудники лаборатории участвуют в работах по программе Международного линейного коллайдера ILC, что позволило Дубне претендовать на возможное размещение будущего коллайдера. В рамках этого же проекта завершены уникальные исследования высокочастотной стойкости резонаторов для будущего ускорителя CLIC (CERN).

Кроме того, реализован ряд интересных инновационных работ, в том числе разработана и создана система контроля скрытых веществ (проект "Двин"), создан и сдан в эксплуатацию компактный электронный ускоритель для радиационных технологий.

3. Задачи четко обозначены. Впервые стратегические планы хорошо сбалансированы по ресурсам. Важнейшая задача нашей лаборатории - реализация проекта NICA/MPD, которая позволит не только развить базу и инфраструктуру в области физики высоких энергий, но и вывести наш Институт на лидирующие мировые позиции в области физики тяжелых ионов высоких энергий. Конечно, в области физики частиц мы продолжим работы в экспериментах на внешних ускорителях, в которых наши физики смогут проявить себя на лидирующих позициях.

4. Хочу пожелать всем сотрудникам ОИЯИ, и особенно моим коллегам в лаборатории, больших успехов в работе, крепкого здоровья, счастья и благополучия в их семьях. Научной молодежи к уже высказанным пожеланиям посоветую учесть открывающиеся перспективы работ на базовых установках ОИЯИ и сделать правильный выбор своего научного пути.


Редакция Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ