| ||||||
К юбилею ЛВТА - ЛИТ Чтобы не терялся интерес к жизниМы продолжаем публикацию воспоминаний сотрудников Лаборатории информационных технологий имени М.Г.Мещерякова. О своем жизненном пути рассказывает заместитель главного инженера ЛИТ Николай Николаевич КАРПЕНКО, который приехал в Дубну готовить дипломный проект в 1969 году.
| ||||||
![]() |
| БИС-2 Протвино. Иосиф Иванченко, Александр Сеннер и Николай Карпенко |
Когда шел сеанс, мы не считались со временем, приходилось работать сутками. Иногда, бывало, на эксперименте полный затык. Иванченко бегает, нервничает, а мы с Сашей Сеннером достаем шахматы, начинаем играть. Играем-играем, вдруг: "О! А мы же там не проверили!" Проверяем, всё, работа пошла. Пётр Моисенз на сеансы ездил редко, занимался созданием программ для обработки данных с "Нейтринного детектора". Он был спокойным и уверенным, не нервничал, у меня с ним были очень хорошие отношения. Он был сильным математиком, и если возникали какие-то вопросы, всегда помогал. Еще в нашем коллективе работали Толя Чвыров, Игорь Евсиков, Мила Сеннер, Зоя Коженкова, группа была большая, сильная. Чуть позже к нам присоединилась Юля Шарапова и из ЛТФ перешел Володя Пальчик, который и сейчас продолжает работать в ЛИТ. Группа была дружная, когда удавалось собраться, то ходили на шашлыки, на футбол.
Каждое лето я ходил со школьниками в пешие походы и на байдарках по Волге, Уралу, рекам Карелии. Я стоял у истоков скаутинга в Дубне в 1990-е, но как-то это дело в городе не прижилось. Вероятно, мы опередили время. Идеи в этом движении были хорошие - долг перед Богом и Родиной, помощь ближним. Это была апробация новых форм работы с детьми и молодежью.
По рекомендации Н.Н.Говоруна я стал секретарем производственных совещаний у М.Г.Мещерякова, вел протоколы заседаний. Николай Николаевич и Михаил Григорьевич очень отличались характерами. К Говоруну можно было когда угодно зайти в кабинет поговорить, прийти к нему домой обсудить любой вопрос. Наши дочери учились в одном классе, я их водил в походы. Михаил Григорьевич был суровым человеком - и по виду, и в делах. Если я забывал хоть одну запятую в протоколе поставить, он сильно выражал свое недовольство. Общались мы с ним мало, все-таки разные поколения, а с Говоруном общались много. Мещеряков был сильный, требовательный руководитель. Говорун был очень открытым, простым человеком, легко сходился с людьми. Я никогда не слышал, чтобы он повысил на кого-нибудь голос. Он был замдиректора и начальником отдела математической обработки экспериментальных данных, в который входил сектор Иванченко. Когда нас отправляли в Талдом убирать картошку, он ездил вместе с нами. В Дубну нас привозили на автобусе, а потом по городу Николай Николаевич развозил по домам на своих "Жигулях" сотрудников с мешками картошки. Мне он во многом помог. Заставил сесть за диссертацию: материала было очень много, но оформлять его было некогда. Руководителями диссертации были Н.Н.Говорун и И.М.Иванченко.
Как-то дирекция нас информирует, что намечается эксперимент, который должен дать быстрый результат, - управление траекториями заряженных частиц с помощью монокристалла. Действительно, сеансы еще продолжались, а результат уже был опубликован. Эксперимент "Кристалл" проводился группой физиков ЛВЭ и программистов ЛВТА на ускорителе ОИЯИ. Кстати, мне повезло - результаты мирового уровня были получены во всех экспериментах, в которых я участвовал.
Александр Сеннер, Иосиф Иванченко, Николай Карпенко, Михаил Шафранов (ЛВЭ). 1980 г.
Я люблю находиться среди людей, именно так я чувствую себя наиболее комфортно. Когда я начинал работать, этого корпуса еще не было, БЭСМ-6 размещались в корпусе рядом с ЛТФ. А новый корпус ЛВТА мы помогали строить, регулярно участвовали в субботниках, убирали мусор. Сейчас корпус тоже меняется, я бы сказал хорошеет. Что касается людей - мы отдавали себя работе и всё время проводили в коллективе. Мне кажется, в нашей лаборатории люди больше общаются друг с другом, особенно раньше, когда были машины коллективного пользования - CDC-6200, CDC-6500, ЕС-1040, ЕС-1060, вокруг которых все объединялись.
Коллективная жизнь в те годы во всех лабораториях кипела: в ДК выступали творческие коллективы. ЛВТА была знаменита своей стенгазетой "Импульс" с авторскими заметками и рисунками на злобу дня.
Дубна меня покорила своей тишиной, уютом по сравнению с шумной и суетной Москвой, где мне пришлось прожить несколько дней. А здесь - тишина, запах сирени. Тогда Дубна была еще маленькой. Волга меня тоже покорила, как и море в Одессе, - у нас в деревне была крохотная речушка.
С загранкомандировками поначалу было сложно, даже в Болгарию не пускали, ничего не объясняя. Как выяснилось позже, ограничение на выезд за границу было связано с моей службой на Тихоокеанском флоте. В 2000-х годах Ю.К.Потребеников рекомендовал меня в эксперимент HERA-B (DESY, Германия), в котором я участвовал в течение пяти лет - три месяца там, три месяца здесь. Но меня всегда тянуло домой, только здесь я себя чувствовал хорошо.
Интерес в жизни определяется выбором цели. Я полагаю, целей должно быть несколько, но одна из них - глобальная, которая уходит за горизонт, например познание мира. Пусть ее можно достигнуть спустя десятки лет или не достигнуть вовсе, но она ведет человека. А чтобы не разочароваться, должны быть краткосрочные и вполне достижимые цели: эксперимент проведен, результат получен и опубликован, продвинулись на шаг. Когда нет большой цели или, проще, мечты, теряется интерес к жизни.
С 2007 года я работал в должности заместителя главного инженера лаборатории, потом два срока главным инженером. Думаю, немалую роль играют люди, которые тебя окружают. Может показаться странным, но меня всю жизнь окружали женщины. И это хороший стимул, чтобы жить и чего-то добиваться. Когда я работал в группах на экспериментах, для меня не было проблемой спросить, если я чего-то не знал. И потом, работая заместителем и главным инженером, я сталкивался с вещами, касающимися вычислительной техники, сетей, которые я не знал детально. Я опирался на людей, которым доверял, советовался с ними.
В преддверии 60-летия лаборатории хочу пожелать коллегам интересных работ, здоровья - моему поколению и тем, кто старше, всем удачи, молодежи - чтобы была у них мечта, чтобы знали, ради чего живут, и любить свою лабораторию, свой город.
Записала Ольга ТАРАНТИНА
|