Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 1 (4749) от 16 января 2025:



 

Музей ОИЯИ

Доступно и интересно о науке - детям

"КЛАССная лаборатория" - так называется экспериментариум, который уже несколько лет успешно работает в Музее истории науки и техники ОИЯИ. Прежде всего это научно-познавательные экскурсии: как семейного формата, так и для школьных групп. Кроме того, при лаборатории создан Клуб будущих ученых - сообщество любознательных детей от 6 до 14 лет, а также их родителей. В рамках деятельности клуба регулярно проводятся различные мероприятия, главные из которых - "КЛАССные уроки в музее" и интеллектуальные игры. Подробностями об этом поделилась с читателями газеты директор музея Анастасия ЗЛОТНИКОВА.

КЛАССные уроки проводятся для небольших групп детей - так, чтобы абсолютно каждый смог посмотреть представленные экспонаты и поучаствовать в экспериментах. Цель - знакомство детей с основами естественных наук, познание и осмысление окружающего нас мира. Мы стараемся преподнести информацию просто и понятно, а главное - увлекательно, не упуская при этом научного обоснования. Это уроки, на которых можно "потрогать" науку, экспериментировать и не бояться задавать вопросы. Разработаны и проводятся занятия по различным разделам физики (оптика, акустика, механика и др.), затрагиваются темы из биологии, химии, математики, астрономии. Рассказ и демонстрация опытов ведутся от простых приборов к более сложным, от обычных ситуаций к необычным.

В ходе занятий по оптике дети с большим азартом искали ответы на вопросы: можно ли выпрямить надломленный карандаш; можно ли развернуть стрелку на табличке, при этом не прикасаясь к самой табличке; можно ли проткнуть пальцем 10-рублевую монету. Или они пытались понять, как создаются мультфильмы, что появилось раньше - мультипликация или кино…

На занятиях по акустике ребята знакомились с переговорным шлангом и поющей вешалкой, узнали, что такое лазерный виброскоп и как устроена музыкальная шкатулка. Они слушали тягучий скрип стержня Хладни, трубу грома и песню, извлеченную патефонной иглой из виниловой пластинки.

На "уроках" по разделам механики были представлены различные типы и системы маятников, включая маятник Ньютона, волновой маятник Чеботаева и, что довольно неожиданно, игрушку "шагающий бычок". Ребята познакомились также с механическими игрушками, придуманными много лет назад. Их зрелищность основана на остроумном применении незыблемых физических законов… На занятиях, посвященных мостам, ребята смогли увидеть и пощупать оригинальные модели балочных мостов, мостов на быках, поворотных и разводных мостов.

Знакомство с магнитным притяжением и отталкиванием, стрельба из магнитной пушки (это была прицельная стрельба), свист магнитных пуль и абстрактные картины, нарисованные магнитной жидкостью, - всё это и многое другое было изучено на уроках, посвященных магнетизму.

Очень познавательными оказались занятия на тему "Секреты бумаги". На них много внимания было уделено технологиям бумажного производства, были показаны разные сорта бумаги, включая гербовую, мелованную и др. Ультрафиолетовый фонарик помог ребятам увидеть скрытые надписи и штрихи на бумажных деньгах. А также были продемонстрированы неожиданные механические возможности бумаги, ее "мягкая сила", которая выдерживает и бронзу, и гранит.

Большой интерес у ребят вызвало занятие, посвященное такой, кажется забытой сейчас, науке, как филателия. Они увлеченно рассматривали коллекцию, насчитывающую свыше 3000 марок, самые старые из которых были напечатаны в середине XIX века в Пруссии, России, Саксонии. Здорово, что многие ребята принесли в музей личные (семейные) коллекции марок, почтовых открыток и с нескрываемой гордостью рассказывали о них.

Занятия Клуба будущих ученых удовлетворяют и развивают детскую любознательность, расширяют кругозор, активно включают участников в познавательный процесс. Этим же целям служат и проводимые в нашем музее детские интеллектуальные игры в формате "Что? Где? Когда?", брейн-рингов и научных квизов. Иногда тематические, посвященные, например, экологии, великим изобретениям, таблице Менделеева или средствам связи. В играх, кстати, участвуют не только дети, но и родители. Причем, и те, и другие в равной мере заряжаются спортивным азартом. Интеллектуальные игры не только помогают расширять и активизировать наши познания, но и развивают командный дух, необходимый не только в игре.

Отрадно, что к нам присоединяются волонтеры. Так, студенты кафедры экологии и наук о Земле университета "Дубна" провели познавательную встречу с удивительным миром полезных ископаемых Московской области и рассказали о том, какие минералы скрыты под нашими ногами. Ребята смогли почувствовать себя настоящими геологами и в прямом смысле прикоснуться к коллекциям горных пород, собранным студентами и сотрудниками музея. Здесь были сланцы, известняки, гипсы, агаты, граниты местного происхождения, а также образцы древней подводной фауны: гребешки, белемниты, аммониты.

Интеллектуальные игры иногда проводят молодые люди, которые выросли у нас на глазах и в наших стенах знакомились с наукой, на протяжении нескольких лет были активными членами Клуба будущих ученых. Пришли к нам погружаться в мир науки в возрасте 10 лет, а теперь уже студенты лучших технических вузов. Так, математический квиз провела многократный победитель и призер олимпиад высокого уровня по математике и информатике, ныне студентка МФТИ Таисия Злотникова. А новогодний астрономический брейн-ринг "Тайны Вселенной" отлично удалось подготовить и презентовать братьям Гомзиным. Старший из них, Дмитрий, - ученик 10-го класса, победитель и призер самых серьезных олимпиад по физике и астрономии.

К нам присоединяются родители детей, которые экспериментируют дома и готовы делиться своими знаниями. Это и сотрудники ОИЯИ, и представители других наукоемких предприятий, с образованием в области химии и физики, или просто увлеченные, творческие люди. Так, на занятии по александрийскому фонтану Герона ребята смогли попробовать себя в роли настоящих инженеров, изготавливая модели этого древнего устройства из современных подручных материалов. И успешно справились с необычной задачей.

В этом году мы планируем сделать цикл занятий для самых юных будущих ученых - для ребят 5-6 лет. Вот им любознательности точно не занимать!

Будем рады видеть увлеченных людей, которые готовы внести свой вклад в виде энергии, времени, знаний и умений в наш клуб.

Если вам интересна наука (физика, химия, биология, экология, астрономия, геология, математика, инженерное дело) и вы даже ей занимаетесь; если вы любите детей и готовы провести их в мир науки, делать ее понятнее и интереснее; и если у вас есть немного свободного времени, чтобы периодически участвовать в придумывании и проведении занятий и научно-популярных мероприятий для детей... Тогда вы идете правильной дорогой в направлении нашего музея (ул. Флёрова, 6). Можно написать нам на почту zlotnikova@jinr.ru или в группу ВК https://vk.com/future_scientists, а также позвонить по телефону 216-58-31.

Давайте вместе будем делать науку понятной и интересной для наших детей!
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер