Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 7 (4705) от 21 февраля 2024:


№ 7 в формате pdf
 

В лабораториях Института

От первых наблюдений космических лучей
к физике релятивистских ядер

Ускорители частиц высоких энергий иногда образно называют "Пирамидами XX века". Эти крупнейшие инструменты познания микромира заслуживают такой высокой оценки не только за свои впечатляющие размеры, но и за значительный импульс, который дало их создание коллективному творчеству в науке и технике. Наша эпоха имеет шанс войти в историю человечества, как "культурный слой строителей синхротронов". В основе долголетия установок этого класса лежит возможность их качественного совершенствования по мере углубления проводимых на них фундаментальных исследований и развития прикладных разработок.

В 2023 г. Лаборатория физики высоких энергий имени В.И.Векслера и А.М.Балдина ОИЯИ отметила 70-летие своего основания. Несколькими поколениями ее сотрудников и коллег в странах-участницах ОИЯИ пройден славный и полный драматизма путь. Его этапами стали первые эксперименты на синхрофазотроне по физике частиц, становление исследований по релятивистской ядерной и поляризационной физике, создание специализированного синхротрона на основе сверхпроводимости - Нуклотрона. С начала 70-х гг. получили развитие эксперименты на передовых границах физики элементарных частиц в Институте физики высоких энергий (СССР), Национальной ускорительной лаборатории имени Э.Ферми (США) и Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН).

Долгосрочную перспективу в ЛФВЭ открывает реализация мегапроекта NICA для исследований кварк-глюонных степеней свободы ядерной материи на выведенных и встречных пучках тяжелых релятивистских ядер и поляризованных протонов с энергией несколько ГэВ на нуклон. Поэтапное развитие проекта расширяет возможности экспериментов по ядерной физике и радиационной биологии, а также в смежных прикладных областях. Важным этапом проекта NICA в 2023 г. стало ускорение ядер ксенона до 3,8 ГэВ на нуклон. К настоящему времени ускорительный каскад включает в себя электронно-лучевой источник, новый линейный ускоритель тяжелых ионов HILAC, новый бустер на основе сверхпроводимости и Нуклотрон с системами вывода пучка для экспериментов ЛФВЭ. Столь масштабное развитие вряд ли было бы возможно без материального и интеллектуального капитала, накопленного за предыдущие десятилетия. Этот капитал включает приоритетные физические результаты, полученные на развивавшейся ускорительной и экспериментальной базе. В его фундаменте лежат достижения в области физики космических лучей советского периода.

За организационное начало отсчета ЛФВЭ принимается образование в 1953 г. Электрофизической лаборатории Академии наук СССР (ЭФЛАН) на правах института в составе Отделения физико-математических наук для проведения исследований в области физики высоких энергий на строившемся синхрофазотроне. ЭФЛАН возглавил В.И.Векслер - признанный лидер в исследованиях космических лучей в 30-40-е гг., а также руководитель строительства первых синхротронов на основе открытого им принципа автофазировки. В 1956 г. ЭФЛАН вошла в ОИЯИ как Лаборатория высоких энергий (ЛВЭ). ЭФЛАН заменила собой ТДС - техническую дирекцию строительства, куда принимались будущие сотрудники ЛФВЭ. При объединении ЛВЭ с Лабораторией физики частиц в 2008 г. было дано наименование - ЛФВЭ.

Одним из ключевых моментов в возникновении физики высоких энергий стало наблюдение в 1927 г. Д.В.Скобельцыным следов частиц с импульсами выше 20 МэВ/c в камере Вильсона, помещенной в магнит, которое указало на корпускулярную природу космической радиации. Исследование космических лучей продолжилось под руководством Д.В.Скобельцына в Лаборатории атомного ядра в Физическом институте Академии наук СССР. Для решения фундаментальных проблем требовались новые методы детектирования. Для изучения природы космических лучей в состав комплексной экспедиции АН СССР на Эльбрусе был привлечен В.И.Векслер, ставший признанным специалистом по счетчикам Гейгера. В 1937 г. советский физик Н.А.Добротин на II Всесоюзной конференции по атомному ядру (УФН, 1937 г.) отмечал следующее:

"В.И.Векслер доложил нам о применении к изучению космических лучей разработанной им оригинальной методики. Она состоит в использовании для счета частиц газовых пропорциональных усилителей, работающих по схеме совпадений. Это дает возможность определять не только число частиц, прошедших через эти счетчики, но и измерять создаваемую ими ионизацию. В.И.Векслер работал с такой установкой летом этого года во время экспедиции на Эльбрус. При этом оказалось, что на высоте 4200 м над уровнем моря имеются легко поглощаемые и сильно ионизируемые частицы. На уровне же моря число таких частиц заметно меньше, чем на высоте Эльбруса. Число их настолько мало, что эти наблюдения не могут быть согласованы с предположением о наличии в космических лучах интенсивной протонной компоненты. Кроме того, В.И.Векслером были получены указания на вторичный характер этих частиц. На существование таких частиц ряд авторов указывал и раньше. Но с такой отчетливостью они были обнаружены впервые. Таким образом, уже первые опыты с пропорциональными газовыми усилителями дали очень ценные результаты. И можно не сомневаться, что дальнейшее применение этой методики позволит достигнуть весьма существенных успехов, как при изучении тяжелых частиц, так и ливней".

Титульная страница отчета ФИАН и фотография извилистого следа ϖ-мезона, захваченного ядром эмульсии с образованием двух фрагментов (предоставлено С.П.Харламовым)
Исследования космических лучей были продолжены в экспедиции ФИАН на Памире, начавшейся по поручению советского руководства весной 1944 г. Д.В.Скобельцын в своем обзоре (УФН, 1946 г.) отмечал: "Открытие в ходе Памирской экспедиции электронно-ядерных ливней и выявление ядерно-каскадного процесса позволило вскрыть механизм, представляющий собой начальное звено в цепи космических лучей, развивающихся в атмосфере. Было показано, что электромагнитные каскадные процессы, с которыми до этого связывали сущность широких атмосферных ливней, являются лишь внешним проявлением ядерных взаимодействий, вызываемых частицами высокой энергии, такими как мезоны, протоны, более тяжелые атомы".

Прошли школу Векслера в Памирской экспедиции будущие профессора ЛВЭ К.Д.Толстов, А.Л.Любимов, М.И.Подгорецкий, возглавившие первые научные коллективы на синхрофазотроне. Задачи послевоенного восстановления и обороны страны не располагали к академическим тратам в суровой обстановке 40-х гг. Однако благодаря тому обстоятельству, что невоенный характер этой области был неочевиден на начальном этапе, фундаментальные исследования в этом направлении получили беспрецедентную поддержку в рамках Атомного проекта СССР. Сама же логика исследования требовала лабораторных условий для целенаправленного изучения рождения частиц, выявления их внутренней структуры, поиска неизвестных частиц и античастиц. Эпохальный принцип автофазировки, независимо предложенный В.И.Векслером в 1944 г. и Э.Макмилланом в 1945 г. в США, решал проблему создания ускорителей в космическом масштабе энергии.

В конце 40-х гг. под руководством В.И.Векслера были созданы электронные синхротроны: на 30 МэВ для исследований фотоядерных реакций (С-3, "тройка") и на 250 МэВ (С-25). Диссертация И.В.Чувило, посвященная образованию нейтронов γ-квантами, стала первой на С-3. На С-25 с помощью ядерной эмульсии Ильфорд было открыто рождение ϖ-мезонов γ-квантами. Тем самым было положено начало физике электромагнитных взаимодействий адронов, образно именовавшейся тогда "ядерными свойствами света". Основными направлениями стало изучение образования заряженных и нейтральных мезонов на нуклонах, поляризуемости (деформируемости) нуклонов в комптоновском рассеянии γ-квантов. В целом эксперименты продемонстрировали возможность описания адронной физики на основе квантовой теории поля.

На С-25 начинали работу молодые физики, занявшие впоследствии лидирующие позиции в научных центрах: М.И.Адамович, А.М.Балдин, А.С.Белоусов, Б.Б.Говорков, В.И.Гольданский, А.Н.Горбунов, Ю.М.Адо, С.П.Денисов, Р.М.Лебедев, М.Ф.Лихачев, В.И.Мороз, А.П.Онучин, Л.Н.Струнов, Е.И.Тамм, И.В.Чувило, Л.Н.Штарков. Почти наверняка этот список не полон. Освоение инжекции и ускорения медленных протонов потребовало создания модельного синхротрона МКМ (руководители В.А.Петухов и Л.П.Зиновьев), на котором были ускорены протоны до 160 МэВ. Отмечая этот успех, В.И.Векслер заявил, что синхрофазотрон "на Волге" точно заработает. Позже МКМ был переделан в ускоритель электронов С-60 и служил в ФИАН как источник синхротронного излучения до демонтажа в 2000-х гг.

Синхротрон МКМ в ФИАН. 2007 г.

В Лаборатории имени Лоуренса в Беркли (США) под руководством Э.Макмиллана создавался слабофокусирующий синхротрон для ус­корения протонов до 6 ГэВ. Благодаря разработкам, которые велись в лабораториях под руководством В.И.Векслера и А.Л.Минца, советским ответом американцам стал запуск синхрофазотрона на энергию протонов 10 ГэВ весной 1957 года. Физическое обоснование технического проекта разрабатывалось в 1950 г. группой В.И.Векслера, в составе которой были А.М.Балдин, А.А.Коломенский, А.П.Комар, В.В.Михайлов, М.С.Рабинович. Стоит отметить, что, опираясь на свой опыт исследований, "фиановцы" во главе с М.А.Марковым настаивали на электронном варианте, который и состоялся в 60-х годах под руководством Е.И.Тамма как С-25Р в отделе физики высоких энергий ФИАН в Троицке. В случае синхрофазотрона победила точка зрения физиков, связанных с Лабораторией №2 И.В.Курчатова, выступивших за протонный вариант. Этот выбор определил научную судьбу ЛВЭ спустя 20 лет: возникновение на базе синхрофазотрона релятивистской ядерной физики.

Так стартовала эпоха мирного соревнования в физике микромира. Вскоре она позволила создать наукограды и ускорительные центры в СССР, США и Западной Европе, уже открытые для самого широкого международного сотрудничества. Их можно считать общими вехами прогресса человечества за прошедшие десятилетия. Осенью того же года был запущен первый искусственный спутник - piccola luna russa ("маленькая русская Луна"), согласно одному из газетных заголовков за рубежом, как вспоминал А.М.Балдин.

Продолжение следует

Павел ЗАРУБИН,
начальник сектора обработки толстослойных эмульсий ЛФВЭ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер