Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 6 (4704) от 15 февраля 2024:


№ 6 в формате pdf
 

Конференции

МКО-2024 в Дубне:
возвращение традиций

Тридцать первая международная конференция "Математика. Компьютер. Образование" собрала своих участников в Дубне. Эти междисциплинарные встречи объединяют работников науки и высшей школы, нацеливают на сохранение традиций российской науки и образования, привлечение молодежи в эти сферы.

- Рада вас всех видеть, не виделись четыре года, - приветствовала собравшихся председатель оргкомитета конференции Г.Ю.Ризниченко (МГУ). - Мы проводили онлайн-конференции, но это совсем не то, ничего лучше личного общения не бывает. Благодарю всех, кто приехал в Дубну! Эта 31-я конференция МКО и 15-я, проводимая в Дубне, Владимир Васильевич Кореньков - основной организатор этих конференций в Дубне, он с нами с самого начала.

- Я рад, что мы когда-то познакомились с Галиной Юрьевной, что она проводит такие прекрасные конференции, - микрофон перешел к сопредседателю оргкомитета В.В.Коренькову (ОИЯИ). - Другой такой конференции, как МКО, нет. Конференция занимается практически всем: кроме заявленной тематики, еще и русским языком, жизнью музеев, Пушкиным. Это самая междисциплинарная конференция в мире.

Г.Ю.Ризниченко и В.В.Кореньков открывают конференцию

Много раз на конференциях МКО выступал с докладами академик РАН В.А.Матвеев (ОИЯИ):

- Для меня большая честь и очень приятная привилегия приветствовать от имени нашего международного Института участников конференции. Очень радует, что мы собрались в университете "Дубна", как большая семья, у себя дома.

А.Б.Рубин рассказывает о современных проблемах биофизики
- Эта конференция, эта инициатива Галины Юрьевны составляет большой этап нашей жизни, - отметил академик РАН А.Б.Рубин (МГУ). - Жизни не только научной, но и социально-личностной. Залог ее успеха - человеческий фактор, персональный профессионализм.

- Принимать большую конференцию - это большой труд и почетная обязанность. Желаю вам всем успешной работы, - завершил вступительную часть А.С.Деникин, и.о. ректора университета "Дубна", принимающего конференцию в своих стенах.

В своем докладе "ОИЯИ - междисциплинарный комплекс Большой исследовательской инфраструктуры (статус и перспективы развития)" В.А.Матвеев подвел некоторые итоги завершившейся в Объединенном институте семилетки. "Сегодня видно, что решение многих задач зависит не от того, какие средства на это выделены, а какие таланты, и именно молодые таланты, их решают". Он подчеркнул, что стратегия развития информационных технологий направлена на решение стратегических задач ОИЯИ. Потребность в кадрах привела к созданию в Дубне филиала МГУ, в котором будут готовиться и специалисты по информационным технологиям. Стратегия развития ОИЯИ до 2030 года направлена на всестороннее развитие интеллектуального потенциала и укрепление Института как международной межправительственной научной организации.

О современных проблемах биофизики рассказал в своем докладе А.Б.Рубин. С новыми образовательными стратегиями в подготовке кадров для наукоемкой экономики познакомил А.С.Деникин. Программа подготовки кадров в Объединенном институте стала темой выступления директора УНЦ ОИЯИ Д.В.Каманина.

Эта же тематика продолжилась и на круглом столе "Международные аспекты подготовки кадров для крупных научных проектов". Открывая его, А.С.Деникин отметил, что задача привлечения в Дубну иностранных студентов стояла при создании университета и сохраняется сейчас. Одним из лучших проектов он назвал совместную с Казахстаном программу двухдипломной подготовки. Она стартовала в 2010 году и в какой-то мере спасла участие Казахстана в ОИЯИ. В результате сегодня в Объединенном институте самая большая (свыше 100 человек) национальная группа именно из этой республики. После того как университет стал федеральным вузом, была запущена программа преподавания русского языка как иностранного, а со следующего года университет получит квоты Минобрнауки на подготовку иностранных студентов по заявке ОИЯИ.

В.В.Верхотурова (Томский политехнический университет) тезисно изложила свой доклад, сделанный в этот же день на пленарной сессии. По данным ЮНЕСКО, в России в 2021 году учились более 280 тысяч иностранных студентов (75% из стран СНГ, 10% из Индии и Китая). На конец 2022 года многие иностранные образовательные организации приостановили сотрудничество с Россией, приостановлены многие совместные образовательные программы российских и иностранных вузов. В мире идет борьба за таланты: с 2010 по 2020 год количество международных студентов в мире выросло с 3,5 млн до 6,5 млн, также идет переоценка возможностей онлайн-обучения. Развиваются сетевые университеты: 46 университетов из 9 стран входят в сетевой университет СНГ, 78 университетов - в сетевой университет ШОС (планируют вступление Индия, Иран, Пакистан, Узбекистан), 56 университетов из 5 стран БРИКС образуют сетевой университет этой организации.

Около 30 университетов из топ-100 рейтинга QS (один из трех известных рейтингов университетов мира) используют ядерные реакторы в своей деятельности: Массачусетский технологический, Университет Торонто, Токийский университет, Мюнхенский технический университет и другие. Исследовательский ядерный реактор Томского политеха ИРТ-Т мощностью 6 МВт используется для подготовки специалистов для предприятий ядерного топливного цикла. Это единственный в России учебный ядерный реактор.

Исследовательская деятельность на нем ведется в двух направлениях: медицинская инженерия и нейтронный активационный анализ. На реакторе производится легирование кремния, а это и наука, и профессиональная подготовка кадров, и производство одновременно. Университет приобрел систему виртуальной симуляции лучевой терапии. Весь учебно-исследовательский и производственный потенциал совместно с Росатомом был собран в международный центр ядерного образования и карьерного сопровождения иностранных студентов. И последний штрих к бренду "Томский политех": сегодня шесть из одиннадцати директоров АЭС России - выпускники этого вуза.

- Мы пока в ожидании, - поделилась планами директор Информационного центра ОИЯИ во Владивостоке А.В.Регузова. - Синхротрон на острове Русский построят только в 2027 году, для обеспечения его бесперебойной работы потребуется 200 молодых ученых, инженеров, IT-специалистов. Уже работает совместная с ОИЯИ и МИФИ программа по медицинской физике, планируется стажировка студентов в Объединенном институте. За два года работы информационного центра более 35 человек приняли участие в практиках УНЦ ОИЯИ. Дальневосточный федеральный университет нацелен на Азиатско-Тихоокеанский регион, работает с китайскими студентами, есть центр обучения русскому языку, для иностранных студентов создаются комфортные условия. Вместе с Китаем планируется организовать программу подготовки по медицинской физике.

В.В.Карезин: "Росатом - партнер"
- Росатом не только заказчик, мы еще и партнеры, - подчеркнул В.В.Карезин (директор образовательных программ ГК "Росатом"). - Для обслуживания всех продуктов, которые корпорация создаст к 2026 году, - это 11 АЭС, центры технологий и другое - потребуется три тысячи молодых специалистов ежегодно. Здесь главный вопрос - где наши интересы на рынке образования? Есть два пути решения проблемы: приглашать молодежь сюда, чтобы она училась и работала на наших установках, или создавать совместные образовательные программы, помогая партнерам с ядерным образованием в их университетах. А университеты-партнеры помогают создавать образовательные программы и выходить на международные рынки.

Росатом предлагает в помощь университетам организовать в Обнинске кластер международного ядерного образования. Он позволит российским университетам стать заметнее на международном уровне. Чем 10-15 российских университетов продвигать, например, в Руанду, эффективнее всё лучшее собрать в одном месте и рекламировать этот ресурс на международном рынке.

- Я абсолютно уверен, сейчас без концентрации усилий университетов невозможно занять мировую образовательную нишу, - отметил В.В.Карезин.

- Мы поняли, что надо консолидировать университеты, чтобы выводить их на международные рынки. "Проект 5-100" Минобрнауки (попытка вывести не менее пяти российских вузов на уровень топ-100 университетов мира, не имевшая успеха - О.Т.) не совсем правильная идея. Надо не стремиться в лидеры рейтингов, а занимать свою долю образовательного рынка, создавать конкурентоспособные продукты, и это разные задачи, - сказала В.В.Митинская (Русатом Оверсиз).

60-летнюю историю филиала НИИЯФ МГУ в Дубне и только что начавшуюся историю филиала МГУ представил А.Г.Ольшевский. Опытом создания на факультете физико-математических наук РУДН международной магистерской программы по химии (биоэнергетика и продукты переработки биомассы) поделилась А.Л.Тасевич.

- Почему нам интересна сегодняшняя дискуссия? - присоединился к разговору П.А.Швецов (Россотрудничество). - Мы администрируем квоту для иностранных студентов в 30 тысяч из более чем 170 стран. Приходится отвечать на большое количество их вопросов. О Дубне можно рассказывать за рубежом как о хорошем примере в сфере образования. Экспорт образования - это не продажа товара, а продвижение картины мира, взгляда в будущее.

- Мой доклад на конференции был нацелен на то, что мы сильно здесь не дорабатываем, - отметил В.В.Кореньков. - Для того чтобы состоялся большой международный проект, необходима инфраструктура. Это нужно не только для ЦЕРН и NICA, но и для всех российских мегасайенс-проектов необходимо организовать единую IT-инфраструктуру. Это чрезвычайно сложная задача. Специалистов, которые это могут сделать, в России сегодня не готовит никто, даже ведущие вузы. И эти два вопроса взаимосвязаны. ЛИТ ОИЯИ привлекает лучших студентов из университетов России и других стран, мы создаем IT-инфраструктуру в других странах, но необходима целенаправленная государственная политика в этих вопросах. Минобрнауки на эту проблему не обращает внимания, должен обратить внимание Росатом. Построить LHC всем странам-участницам ЦЕРН стоило 10 млрд долларов, а в создание IT-инфраструктуры каждая из стран уже вложила примерно такую же сумму.

В круглом столе участвовал С.Н.Неделько
В дискуссии круглого стола принял участие главный ученый секретарь ОИЯИ С.Н.Неделько. Он отметил, что научные инфраструктуры нуждаются в кадрах. Так, в Сербии стоит незапущенным ускорительный комплекс, а специалистов, способных работать на нем, уже нет. В ОИЯИ есть свои образовательные программы, нужна координация с другими организациями.

Своими мыслями поделился с участниками Х.Таныилдизи (Турция), работавший в ЛТФ ОИЯИ с 2007 и 2015 годов. Он озвучил проблему признания российских ученых степеней за рубежом. Специальный представитель директора ОИЯИ по образовательной политике С.Г.Арутюнян отметил, что в исследовательских университетах, в отличие от классических, готовят специалистов на заказ. Для международной кооперации самый хороший вариант - сетевая система организации, но для этого нужна удовлетворяющая всех совместная учебная программа.

В круглом столе приняли участие сотрудники и представители национальных групп ОИЯИ, участники конференции, сотрудники университета "Дубна".

(Продолжение следует)

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер