Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 42 (4740) от 31 октября 2024:


№ 42 в формате pdf
 

Конференции

В Дубне - о проблемах радиобиологии

C 16 по 18 октября в Дубне работала традиционная конференция "Актуальные проблемы радиационной биологии. Модификация радиационно индуцированных эффектов", организуемая Научным советом РАН по радиобиологии, Радиобиологическим обществом РАН и ЛРБ ОИЯИ.

Ведущие специалисты из Федерального медицинского биофизического центра имени А.И.Бурназяна, Института медико-биологических проблем РАН, Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета, обнинских ВНИИ радиологии и агроэкологии и Медицинского радиологического научного центра имени А.Ф.Цыба, Уральского НПЦ радиационной медицины (Челябинск), Северского биофизического научного центра, НИИ медицинской генетики (Томск), сотрудники ЛРБ и научных центров Азербайджана, Армении, Беларуси, России обсуждали фундаментальные основы поиска противолучевых средств, направленных на снижение уровня повреждающего действия радиации; фундаментальные аспекты модифицирующего влияния агентов разной природы на клетки животных и растений; проблемы радиационной безопасности космических полетов; совершенствование лучевой терапии опухолей.

Открыл конференцию председатель Совета РАН по радиобиологии, научный руководитель Лаборатории радиационной био­логии член-корреспондент РАН Евгений Красавин. Он подчеркнул, что основной целью встречи ведущих специалистов в области радиобиологии является разработка новых подходов к созданию современных радиомодификаторов для практического использования в различных областях радиационной защиты, медицины и космических исследований.

Участников конференции и многочисленных студентов кафедры биофизики университета "Дубна" приветствовали вице-директор ОИЯИ Л.Костов, директор ЛРБ А.Н.Бугай; приветствие руководителя ФМБА РФ В.И.Скворцовой зачитал президент Радиобиологического общества РАН И.Б.Ушаков. Председатель Научного совета РАН по радиобиологии Е.А.Красавин, приветствуя участников, напомнил о вкладе в направление его основателей - Л.Х.Грэя, Г.Патта и Е.Кронкайта, Л.Х.Эйдуса, Е.Ф.Романцева, С.Е.Бреслера, С.П.Ярмоленко. А для СМИ Института он сказал:

- Мы собрали здесь ведущих специалистов многих центров, чтобы обменяться мнениями о том, что мы можем сделать в реализации новых подходов для защиты от вредного действия ионизирующей радиации. Это один аспект, а другой - разработка новых радиомодификаторов для повышения эффективности радиационного воздействия на опухолевые клетки при лучевой терапии онкологических заболеваний. Наша главная задача - вместе с собравшимися здесь специалистами высокого уровня обсудить и выстроить вектор дальнейшего движения в разработке новых методов использования ионизирующего излучения в различных целях.

А.Н.Гребенюк
В первом докладе конференции - "История и перспективы разработки противолучевых средств" - А.Н.Гребенюк (СПХФУ) сделал обзор мирового состояния разработок радиозащитных средств, поиска новых соединений, нарисовал, на мой взгляд, невеселую картину с выпуском противолучевых средств в России и стоящей задачей снижения побочных эффектов лучевой терапии. Завершая свое выступление, он подчеркнул актуальность тематики конференции и своевременность ее проведения. О проблемах я и спросила докладчика:

- Страхи напрасны. Выпускается хороший радиопротектор Б-190, он есть и в специализированных аптечках, и в Росатоме, и в силовых ведомствах. Что касается основных лекарственных средств, которые необходимы для населения при радиационных авариях любого генеза - военного или мирного (техногенная авария) - препараты также выпускаются: калия йодид есть в любой аптеке, есть ферроцин, пентацин. Вероятность крупномасштабного радиационного инцидента с поражением большого количества людей, то, что было в Хиросиме и Нагасаки, минимальна. Что касается каких-то аварий на объектах атомной энергетики - такая вероятность существует, но возможно поражение очень ограниченного количества людей. Если говорить о разработке препаратов, с моей точки зрения, необходимо сместить акценты с препаратов, которые применялись до облучения, поскольку это событие не прогнозируемо, на препараты, которые будут применяться на ранних сроках пострадиационного воздействия. Такие препараты, радиомитигаторы, есть, их много, механизмы их действия вполне понятны и для их разработки не требуются какие-то существенные вложения и научные изыскания, потому что механизмы действия этих препаратов - это чаще всего стимуляция кроветворной и иммунной систем.
И.Б.Ушаков
Мы можем достаточно быстро создать необходимое количество препаратов, которые могут применяться для широких кругов населения при необходимости. Эти препараты мы создаем не для того, чтобы положить их в запасники, они востребованы в широкой клинической практике для лечения многих патологий, в том числе радиационных, и это несомненный плюс. У нас есть прекрасные институты - ОИЯИ, другие центры, в которых работают талантливые ученые, и, думаю, что совместными усилиями мы решим все эти проблемы.

И.Б.Ушаков (ФМБЦ) представил сборник, изданный к 90-летию со дня рождения выдающегося ученого в области биохимической кинетики, молекулярной и радиобиологии Е.Б.Бурлаковой, неоднократно участвовавшей в этих конференциях:

- Елена Борисовна всю жизнь посвятила радиобиологии, она ушла из жизни восемь лет назад, и мы сочли необходимым отметить ее 90-летие. Я Елену Борисовну знал лично, встречался с ней еще молодым человеком, докладывал работу, представленную на соискание премии Правительства СССР. Она разобралась в не очень близкой ей и довольно сложной фармакологической работе по оборонной проблематике, которой мы занимались в 1980-е годы.

М.В.Филимонова
Вторым в программе конференции стоял доклад М.В.Филимоновой (МРНЦ) "К вопросу о фундаментальных основах поиска противолучевых средств", который она начала с признания в любви к Дубне: "Это уютное, комфортное место для доверительного обсуждения проблем радиобиологии и радиозащитных средств". Она дала совет молодым искать перспективные направления для исследований и публиковаться в журналах списка Q1, составляющих верхушку наиболее авторитетных журналов, и вслед за А.Н.Гребенюком нарисовала не очень оптимистичную картину сегодняшнего состояния этой области исследований в России. В своем комментарии для нашей газеты она сказала:

- Эта очень интересная область научных исследований, которую можно назвать поиском радиомодификаторов для совершенно разных нужд, и она может быть применима для разных групп общества. Могу точно сказать, что здесь достаточно большое поле возможностей. Я показала в своем докладе несколько групп радиомодификаторов, в каждой можно создать еще множество, и придумывать и исследовать бесчисленное множество их комбинаций, находить наиболее оптимальные с точки зрения соотношения безопасности и эффективности. И применять их для разных целей: в качестве обеспечения радиационной безопасности, имея в виду интересы страны, военных, и для использования в медицине. В медицине - это комбинированное лечение онкозаболеваний, когда наряду с хирургией и химиотерапией используют лучевую терапию. Процент лучевых повреждений, которые могут развиться спустя месяцы и годы после окончания лучевой терапии, очень высок. Заниматься поиском таких радиомодификаторов невозможно без инструментальной базы - это исследовательские установки и дорогостоящие реагенты, без базы методической - это модели, и финансирования. Я уверена, что достаточная когорта молодых людей хотела бы заниматься именно радиационными исследованиями, вижу это в Обнинске и думаю, что и в славном городе Дубна, к которому я с огромным пиететом и нежностью отношусь, много достаточно мотивированной молодежи.

Одним словом, перспективы все-таки оптимистичны?

- Оптимистичны, при условии хотя бы какой-то заинтересованности тех, от кого зависит финансирование. В любой стране это не могут быть только государственные структуры или какие-то добрые "толстые кошельки", необходимо их сочетание. В России это госзадания, которые получают научные и медицинские учреждения, это государственные гранты и гранты РНФ, и хотелось бы, чтобы было больше частных грантов - они появились в нашей недавней истории, а сейчас я о них не слышу, и частных спонсоров - например, фармкомпании или меценаты.

Это возможно при условии популяризации науки, если бы наши олигархи слышали о великолепных научных результатах, которые продолжают появляться. А если бы такая помощь частных предпринимателей каким-то образом поощрялась государством, это их еще стимулировало бы. Важно создавать такие контакты. Я в своем докладе неспроста привела пример команды коллег из Пущино с научно-популярным лекторием Science Talks, они настолько легко, интересно рассказывают о науке и находят для этого время, и это не начинающие ученые, некоторые из них руководят лабораториями. Популяризация на таком уровне, мне кажется, - это многогранное благо для всего общества в целом, для его оздоровления. Я в этом убеждена и хотела бы на­деяться на то, что это у нас будет развиваться.

Л.М.Рождественский
Задаю вопрос о сложившейся в отрасли ситуации и патриарху радиобиологии, регулярно участвующему в этих конференциях Л.М.Рождественскому (ФМБЦ):

- Я считаю, что отечественная радиобиология переживает кризис. В частности, тот ее раздел, который занимается разработкой противолучевых средств. Можно сказать, что есть внешние причины: уменьшилось финансирование науки, в конце 1990-х резко сократилось число облучательных установок, а это один из основных инструментов исследований в нашей области. Я много в свое время работал с препаратом беталейкин, был участником группы, организованной нашими главными "цитокинщиками" - С.А.Кетлинским и А.С.Симбирцевым. Они работали в Институте особо чистых биопрепаратов в Санкт-Петербурге и разработали отечественный рекомбинантный препарат беталейкин. Он показал хорошие противолучевые свойства, особенно на собаках, как наиболее приближенному к человеку виду животных. Более того, они организовали большой коллектив специалистов из разных институтов страны, провели исследования, эта работа была отмечена Премией правительства за 2006 год. При своем институте они организовали специальное производство, начали выпускать беталейкин, добились того, чтобы его можно было купить в обычной аптеке. Для противолучевого препарата это необыкновенная вещь. И вдруг мы узнаем, что его производство прекращено под каким-то наду­манным предлогом. Такие вещи не только не способствуют развитию науки, а наоборот.

Хорошо, что некоторые центры сохранились. В нашем ФМБЦ имени А.И.Бурназяна я заведую лабораторией фармакологии противолучевых средств. Мы пытаемся искать какие-то другие пути, но финансирование недостаточно для реализации крупных проектов, хотя заделы есть. Более того, я считаю, что сейчас не так важно находить какие-то новые препараты - это практически невозможно, потому что в 1970-1980-е эти исследования очень активно велись, изучили всё, что можно. И действительно эффективные препараты были сразу найдены, а дальнейшие исследования давали не так много, хотя был создан беталейкин, который даже использовался для снижения отрицательных последствий при лучевой терапии онкологических заболеваний. Я считаю, что сейчас надо больше внимания уделить комбинации разных препаратов, которая иногда дает больший эффект, чем использование их по отдельности. Какие-то вещи радиобиология может взять из общеклинической практики, например погружение в состояние искусственной комы, гипотермии, когда организм переходит в состояние гипобиоза, при котором его жизнедеятельность снижена. Все процессы приостанавливаются, в том числе и развитие последствий ионизирующего облучения, а врачи, например, получают время для выращивания стволовых клеток костного мозга больного.

Все противолучевые препараты делятся на две группы: действующие при применении до облучения и даже после облучения. У нас есть и те, и другие. И тут очень важно, если мы научимся какими-то способами, о которых я говорил, приостанавливать развитие радиационного процесса. Меня сейчас именно такие подходы интересуют.

Как вы оцениваете перспективы?

- В условиях сниженного финансирования надо искать новые пути для того, чтобы двигаться вперед в противостоянии радиационным поражениям. К тому же политическая ситуация меняется, возобновились разговоры о войне с применением ядерного оружия, и в такой ситуации не готовиться было бы неправильно. Несмотря на трудности, я верю, что радиобиология, которая нужна не только для этого, необходима и с точки зрения подготовленности к таким радиационным поражениям организма. Развивается космонавтика, а с выходом за пределы земной атмосферы радиационная опасность растет. Существует опасность солнечных вспышек, которые прогнозировать трудно, защититься механически от них тоже трудно, должна помочь радиобиология с разработкой противолучевых препаратов. И нельзя исключить аварий, не обязательно таких масштабных, как чернобыльская. Возможность непредусмотренного облучения существует. Государство, имеющее развитую атомную промышленность, просто обязано развивать способы борьбы с возможностью внезапного переоблучения человека.

- Конференция получилась, - подвел ее предварительные итоги И.Б.Ушаков, - прошла на хорошем профессиональном уровне, было много молодых лиц, много заинтересованных участников. Люди искренне интересуются радиобиологией, было много интересных вопросов, я с удовольствием записал многие из них. Вот сейчас я беседовал с сотрудником Санкт-Петербургского института ядерной физики, вспомнили flash-режимы облучения, в данном случае нервной системы, и сегодня был доклад по другим тканям, сегодняшняя секция по лечебным аспектам - лечение опухолей и других заболеваний с помощью радиационного фактора - подтвердила, что мы расширяем сферу деятельности Радиобиологического общества. Одним словом, очень интересная, плодотворная конференция оставляет пищу для обсуждений, планирования будущих научно-исследовательских работ и даже для грантов, которые могут быть поданы на конкурс РНФ или других фондов. Поэтому я с большим воодушевлением подвожу предварительные итоги, и те предложения, которые были поданы в проект решения, буду предлагать отправить не только в два отделения РАН - биологическое, к которому относится Радиобиологическое общество, и медицинское, но и физиологическое и, может быть, сельскохозяйственных наук, чтобы больше отделений Академии познакомились с научными работами Совета по радиобиологии и членов Радиобиологического общества. Мы через два года будем готовить съезд, и я думаю, эти три дня обсуждений на конференции были самыми сильными и всеобъемлющими после съезда 2021 года. Постараемся в следующем году уровень конференции если не поднять, то, по крайней мере, сохранить.

На конференции была организована постерная сессия работ молодых ученых и конкурсы на лучший устный и стендовый доклады, победители которых и активные участники секций были отмечены дипломами, сертификатами и получили зонтики с символикой ОИЯИ.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Игоря ЛАПЕНКО
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер