Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 40 (4688) от 26 октября 2023:


№ 40 в формате pdf
 

Школы

Для подготовки молодых кадров

C 16 по 20 октября в ЛИТ работала "Осенняя школа по информационным технологиям ОИЯИ".

Вторую осень в Дубне собираются студенты старших курсов бакалавриата и магистратуры, специализирующиеся в области информационных технологий, из российских университетов от Твери до Камчатки. Они знакомятся с научными проектами и исследовательскими задачами Объединенного института, слушают лекции ведущих специалистов лабораторий Института, российских университетов и исследовательских центров. Тематика школы включает распределенные вычисления в исследованиях ОИЯИ; математическое моделирование и численные методы; методы и технологии обработки и анализа информации; цифровую экосистему ОИЯИ; поддержку и развитие МИВК ОИЯИ. Помимо лекций программа школы содержала практические занятия, хакатон по параллельным вычислениям, экскурсии на ускорительный комплекс NICA и выставку "Базовые установки ОИЯИ".

- Очень приятно, что столько молодых людей со всей страны собрались на эту школу для того, чтобы чему-то научиться, а впоследствии, возможно, и присоединиться к большой семье ОИЯИ, - приветствовал собравшихся вице-директор Института В.Д.Кекелидзе. - Мы живем во время четвертой информационно-технологической революции. Вы, конечно же, знаете создателя всемирной паутины Тимоти Бернерса-Ли. Основу WWW он создал, работая в европейском физическом центре ЦЕРН. ОИЯИ с его множеством проектов остро нуждается в передовых технологиях. И именно ЛИТ здесь находится на передовом фронте. Замечательно, что вы вовлекаетесь в этот процесс. Это поможет вам на жизненном пути, сформирует вашу карьеру.

- За неделю осенней школы вы познакомитесь с ключевыми направлениями исследований ОИЯИ, - поздравил участников школы с началом ее работы председатель оргкомитета школы В.В.Кореньков. - Вы сможете выбрать себе тему для дальнейшей работы в своих университетах. На весенней школе есть время скорректировать свою работу для качественной подготовки и защиты бакалаврской или магистерской диссертации. В качестве лекторов на школу мы пригласили ведущих российских специалистов в области информационных технологий не только из ОИЯИ, но и из других организаций. Тематика школы по сравнению с первой немного расширилась за счет важного для нас проекта - "Цифровая экосистема ОИЯИ".

Можно сказать, что наш эксперимент удался. Год назад мы проводили первую школу, и более 20 ее участников взяли в качестве темы своих бакалаврских или магистерских работ нашу тематику, которой продолжили заниматься в своих университетах. Я участвовал в защитах большинства этих работ - в Твери, Санкт-Петербургском госуниверситете, Северо-Осетинском госуниверситете, и результаты у всех хорошие. Темы, с одной стороны, оказались интересные, а, с другой, многие уже вошли в круг наших работ. Многие из поступивших в аспирантуру делают свои кандидатские диссертации по нашей тематике. География второй школы осталась прежней - в ней участвуют 52 студента из 11 университетов России. Желаю вам выбрать тему для работы и, в некотором смысле, образ жизненного пути. Эти знания, опыт вы сможете использовать в разных направлениях. Будем рады, если вы поступите в аспирантуру ОИЯИ или на работу к нам, или же будете сотрудничать с нами в своих университетах.

А для нашего еженедельника В.В.Кореньков добавил:

- Результаты первого года оказались вполне удачными. На второй школе мы ставим более жесткие условия отбора: к нам должны приезжать только те студенты, кто планирует рассмотреть свою работу в ОИЯИ. Это мы согласовали с их руководителями, чтобы большинство тем для бакалаврских и магистерских диссертаций были нашими темами. Весенняя школа дает ориентиры, затем главное - защита в их родных университетах, а дальше посмотрим, кто придет к нам на работу.

- Сотрудничество ИСАУ с ЛИТ в подготовке специалистов имеет 30-летнюю историю, - поздравила с началом школы ее участников директор Института системного анализа и управления университета "Дубна" Е.Ю.Кирпичева. - Среди наших преподавателей около 30 сотрудников лаборатории, треть из них - выпускники ИСАУ. Мы гордимся их успехами, я рада видеть некоторых из них среди организаторов этой школы. Всем участникам школы пожелаю успехов, у вас уникальная возможность быть в этом центре, учиться в этом центре и развиваться в этом центре.

- Значение школы трудно переоценить, и здесь есть несколько моментов, - поделился мнением профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Д.Б.Дегтярев. - Первый заключается в том, что такого рода школ сейчас в России не то что нет, но они редки по многим причинам. В первую очередь потому, что мы изменили парадигму подготовки специалистов после развала Советского Союза. В последние 20 лет в области информационных технологий готовят либо теоретизирующих специалистов, которых нужно немного, для Академии наук, чтобы рисовать турусы на колесах, либо специалистов в виде, скажем так, аутсорсинга: это подготовка программиста-кодера, который может обслуживать в основном западные компании. Оказалось, что очень большое число вузов сориентировались на одно из этих двух направлений. "Я буду получать 400 долларов, если выучу Java за четыре месяца?" Такие разговоры я хорошо помню в конце 1990-х - начале 2000-х, когда работал в ИТМО. А когда нужна не просто технологическая направленность, а требуется большая, длительная работа, движение вперед, на острие - это мало, где было и есть. И ОИЯИ является счастливым исключением, почему сюда я сам езжу и ребят вожу. Мы даже подвиглись на то, чтобы открыть новую специальность, новую образовательную программу по информационным технологиям, чтобы готовить не кодера и не теоретизирующего человека, а специалиста, способного быть на этом острие. А ОИЯИ - место, где востребованы и распределенные вычисления, и большие данные, и блокчейны, и, скажем так, сложные научные расчеты. Недаром в IBM всегда говорили: человек должен думать, а машина работать. Научить молодого человека в первую очередь думать, а не нажимать кнопки, - это идея и особенность этой школы.

О роли информационных технологий в научной программе ЛРБ ОИЯИ рассказал участникам школы директор лаборатории А.Н.Бугай:

- Мы в биологии постоянно сталкиваемся с проблемой большого объема данных, которые как-то нужно обрабатывать. Следует заметить, что в биологии по сравнению с физикой, например, многие вещи делаются вручную, это очень кропотливая работа. Например, смотреть в микроскоп и пересчитывать какие-то события, это долгое и кропотливое занятие. Даже если современные технологии приходят на помощь в виде цифровой съемки, то фотографии обрабатываются все равно вручную. Для автоматизации обработки нужны современные технологии в виде машинного зрения, нейросетевых подходов. Во-вторых, так же как в физике высоких энергий, в биологии наблюдается большой пул данных. Современные омиксные технологии, геномика, протеомика генерируют очень большой массив данных, который надо как-то между собой связывать и объяснять. Здесь тоже нужны современные подходы, и мы в этом движемся аналогично физикам. Ну и, наконец, моделирование. Процессы в биологии очень сложные, они требуют привлечения высокопроизводительных вычислений, самых разных вычислительных подходов - это и метод Монте-Карло в радиационной биологии, и молекулярная динамика, и сложнодинамические системы, и даже современные квантовые технологии постепенно начинают входить в обиход. И еще надо изучать те процессы, которые проходят на субмолекулярном уровне. Помимо фундаментальных задач, радиобиологических, генетических и так далее, есть и прикладные аспекты. Это исследование космоса и медицина - применения в терапии рака, диагностике и другое, и здесь информационные технологии тоже очень востребованы. Вы знаете, что в медицине сейчас пытаются диагностику проводить с применением искусственного интеллекта. Вот и мы занимаемся похожими вещами.

Человек не должен быть чистым биологом или чистым математиком. Он должен понимать структуру задачи. Именно поэтому мы обращаем очень большое внимание на привлечение ИТ-сферы в такого рода междисциплинарные исследования.

В последний день школы своими впечатлениями поделились студенты.

Федор Шувалов (Санкт-Петербургский госуниверситет): Об ОИЯИ нам много рассказывал наш заведующий кафедрой Александр Борисович Дегтярев. На школе мне было очень интересно, хотя многое было не понятно. Я учусь только на втором курсе бакалавриата, недостаточно математической базы, а поскольку у меня специализация не физическая, то на лекциях по физике было сложновато. Но по профилю, по распределенным вычислениям, многое понятно и очень много интересного. Я получил информацию о том, как технологии используются на практике, и понимаю, куда развивается область. Понравилась экскурсия на коллайдер, было интересно увидеть все своими глазами. Понравился и город, хоть маленький, но красивый.

Виктор Колосков (Санкт-Петербургский госуниверситет): Впечатления только положительные, очень интересно, особенно в темах, связанных с моим профилем - "Большие данные и распределенная цифровая платформа". Также были интересны лекции по машинному обучению и джозефсоновским переходам, хотя я не физик, но пытался понять. Хорошо, что дают много примеров практического применения. Я участвовал в хакатоне, не знаю, насколько хорошо у меня получилось, но в целом это тоже был интересный опыт, потому что раньше я в хакатонах не участвовал.

Анна Лойко (Тульский госуниверситет): Сложно, но очень интересно. Больше всего мне понравилась лекция по радиобиологии, поскольку у меня первое образование - два курса по биотехнологиям, а информационными технологиями я занимаюсь первый год. Возможно, я здесь нашла себе тему для будущих исследований.

Виктория Павлова (Тульский госуниверситет): Для меня эта поездка стала возможностью узнать, где и как у нас делается наука. И когда все это видишь воочию, действует вдохновляющее. Меня впечатлили масштабы и глубина исследований, идущих в реальном времени. Если в это вдуматься, то поражает. Поездка получилась очень насыщенной, и есть над чем подумать.

Михаил Курбаков (Тульский госуниверситет): Я второй год участвую в этой школе. Мне и в прошлый раз все понравилось. Моя область специализации машинное обучение, я аспирант второго курса. Я не выбираю тему для работы, а у нас идет взаимодействие между лабораториями. Мы с Алексеем Жемчуговым в прошлом году практически начали сотрудничество, но в нашей лаборатории в университете не получилось на это выделить время, и я приехал сюда опять, чтобы перезапустить наше общение.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер
Besucherzahler
??????? ?????????