Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 1 (4649) от 12 января 2023:


№ 1 в формате pdf
 

Их имена в истории Института

Ученики, друзья, коллеги главного научного сотрудника ЛТФ ОИЯИ, доктора физико-математических наук, профессора Николая Максимилиановича Плакиды обратились в редакцию с просьбой опубликовать их воспоминания об этом замечательном физике, чья жизнь являла яркий пример предельной научной честности, открытости и готовности обсуждать самые разнообразные научные проблемы... Читайте материалы в двух следующих статьях газеты. Окончание в следующем номере.

Прирожденный талант учителя

Статистическая физика и физика конденсированного вещества появились в ОИЯИ с приходом Н.Н.Боголюбова. В 1957 году были опубликованы его статьи "О новом методе в теории сверхпроводимости", а в 1959-м - работа Боголюбова и С.В.Тябликова "Запаздывающие и опережающие функции Грина в статистической физике". Эти две темы прошли красной линией в научной биографии Николая Максимилиановича, который аспирантом кафедры Боголюбова прибыл в Дубну в 1960 году.

В 1966 году он стал первым сотрудником сектора статистической механики ЛТФ под руководством Сергея Владимировича Тябликова - одного из лучших и ближайших учеников Боголюбова. После безвременной кончины Тябликова в 1968 году руководить сектором стал еще один близкий ученик Боголюбова Дмитрий Николаевич Зубарев. Но вскоре началась борьба с совместительством, и Дмитрий Николаевич в 1972 году вынужден был уйти из ОИЯИ. С того времени Николаю Максимилиановичу было предопределено судьбой стать носителем традиций и морали научной школы Боголюбова в области статистической физики. Практически все физики из стран-участниц, прибывающие в ОИЯИ по тематике статистической физики, общались и работали с ним, получали советы и консультации. Н.М.Плакида был научным стержнем сектора.

Среди многих высококлассных работ Н.М. несомненно выделяются два больших цикла, принесших ему мировую славу. Прежде всего это развитая им с сотрудниками теория сильно ангармонических кристаллов. Эта теория позволила решить очень важную для физики и практических приложений задачу - она объяснила свойства кристаллов при высоких температурах вплоть до температур плавления. Однако более существенно, что эта теория содержала предложенный Н.М. метод неприводимых функций Грина, который в настоящее время широко используется многими авторами. С помощью этого метода Плакиде с сотрудниками удалось преодолеть принципиальные трудности в теории структурных фазовых переходов, связанные с существенно нелинейными возбуждениями и дефектами структуры. Эти работы послужили основой монографии "Рассеяние нейтронов сегнетоэлектриками", вышедшей в 1984 году и в английском переводе в 1990-м.

Особое место в деятельности Н.М. занимает сверхпроводимость, которой он увлекся еще в студенческие годы, когда в Математическом институте имени В.А.Стеклова и в ОИЯИ под руководством Н.Н.Боголюбова закладывались основы этого удивительного явления. Еще до открытия высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) Н.М. с сотрудниками начал исследовать влияние структурной неустойчивости на повышение температуры сверхпроводимости. Окончательно значение этого эффекта получило свое оформление в совместных работах с Н.Н.Боголюбовым в 1988-1992 гг. В последние годы Н.М. разрабатывал магнитный механизм ВТСП. Глубокое знание теории и эксперимента в физике сверхпроводимости сделало его ведущим экспертом в этой области во многом благодаря фундаментальной монографии "Высокотемпературные купратные сверхпроводники", второе расширенное издание которой вышло в 2010 г. в издательстве Шпрингера (ФРГ).

Все исследования Н.М. были основаны на тщательном анализе экспериментальных данных, особенно нейтронных. Последнее связано с тем, что на сектор с самого начала было возложено теоретическое сопровождение ЛНФ в исследованиях конденсированного вещества. К этой обязанности Н.М. относился весьма ответственно и принимал участие в обсуждениях всех значимых экспериментов, которыми ЛНФ постоянно "снабжало" сектор. Достаточно упомянуть многолетние исследования на реакторах ИБР-30 и ИБР-2 предсказанной Н. Н. Боголюбовым роли конденсации Бозе-Эйнштейна в явлении сверхтекучести и исследования на реакторе ИБР-2 структурных особенностей ВТСП. Совместно с Д.И.Блохинцевым была изучена загадочная в конце 1970-х годов проблема утечки ультрахолодных нейтронов из ловушек.

У Николая Максимилиановича был прирожденный талант учителя. Он начинал работу ассистентом на кафедре Боголюбова в МГУ, в Дубне Д.И.Блохинцев привлек его к чтению лекций на своей кафедре. Это был совершенно оригинальный курс по квантовой теории твердого тела. Он написал очень содержательное учебное пособие "Некоторые вопросы квантовой теории твердого тела", изданное в МГУ в 1974 году. Но регулярная работа преподавателя его не привлекала. Я еще был аспирантом, когда Н.М. просил замещать его во время его командировок, а в начале 1980-х вообще передал мне этот курс на кафедре. Николая Максимилиановича привлекало просветительство. Мы часто ездили вместе, и меня много раз поражало, как ему не надоедает бесконечное число раз растолковывать всем желающим детали своих работ. На конференциях и научных школах за ним, как за мессией, буквально толпами ходили жаждущие получить консультацию. Он щедро делился своими глубокими знаниями.

Слава ученого и просветителя широко распространилась по всему миру. Я неоднократно убеждался, что слова "Я работаю с Плакидой" служили паролем для вхождения в самые элитные научные коллективы. Куда бы вы ни приехали, я имею в виду ведущие научные центры, везде знают его ставшие классическими работы по теории сильно ангармонических кристаллов, теории фазовых переходов, теории сверхпроводимости. В библиотеках стоят книги Плакиды. Благодаря его научным результатам, активному участию в многочисленных конференциях, у нас в стране и в мире люди узнавали, что в ОИЯИ развивается высокая наука не только в физике частиц и атомного ядра, но и в статистической физике. Его имя навсегда вписано в историю ОИЯИ, в историю мировой науки.

Отношение к науке, ученикам, к жизни вообще, его, я бы сказал, классическая интеллигентность, дают все основания причислять Николая Максимилиановича к плеяде аристократов науки.

Виктор АКСЕНОВ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер
Besucherzahler
??????? ?????????