Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 41 (4435) от 25 октября 2018:


№ 41 в формате pdf
 

Отчет о командировке

EXON-18. Встречи в Петрозаводске.

Говорят, дождь в начале пути - хорошая примета. Наша дубненская группа отправлялась на Симпозиум по экзотическим ядрам в Петрозаводск не совсем привычным образом: сначала на автобусе до Твери, а там поздним вечером "подсадка" на поезд Москва - Петрозаводск, под тем самым дождем, который сулил успех предприятия. Так и случилось. И научная, и культурная программы симпозиума, и знакомство со столицей Карелии никого из его участников: как ветеранов, так и новичков, - не оставили равнодушными. Словом, к списку городов и регионов России успешно добавлен очередной, не менее экзотичный, чем все восемь предыдущих.

Михаил Иткис: На старт выходят новые эксперименты

Незадолго до завершения научной программы EXON-2018 я попросил вице-директора ОИЯИ профессора Михаила Иткиса, открывшего конференцию обзором исследований, проводимых в ОИЯИ, поделиться своими впечатлениями.

- Михаил Григорьевич, это ведь не первый ваш EXON?

- Не первый, и думаю, не последний.

- Что вам показалось особенно интересным, ярким, какие тенденции прослеживаются в развитии обсуждаемого направления ядерной физики?

- Этот EXON отличается от предыдущих тем, что на старт выходит новая серия экспериментов. Причем не только в Дубне, но и на РИКЕН в Японии, немного отстает ГАНИЛ, но пытается завершить свою программу на установке SPIRAL-2. Наверное, к 2020-2021 году там закончат создание сепаратора, который предназначен для работ по синтезу сверхтяжелых.

Что касается собственно экзотики - все ждут запуска в Мичигане фабрики радиоактивных пучков, так называемой FRIB, которая, наверное, перекроет возможности РИКЕН в этой области. Так что некий акцент здесь сместится на запад. А все предыдущие годы лидерами в этой области были все-таки ГАНИЛ и РИКЕН. Есть совершенно новая установка ELI, которую уже в будущем году планируют запустить в Бухаресте. Ты, наверное, об этом знаешь.

- Да, уже два года назад на предыдущей конференции в Казани Каталин Борча рассказывал об этом проекте. Да и здесь эта тема в программе тоже есть.

- Как во всяком мегапроекте, там есть свои сложности, но сегодня в обзорном докладе Дмитрия Балабанского довольно подробно описана ситуация с подготовкой этой установки к физическому пуску. То есть наступает этап новых экспериментов, которые отличает более высокий технологический уровень. Адам Мэй рассказывал об установке ALICE для регистрации гамма-квантов, в этом проекте, кстати, Дубна активно участвует. В общем, основной посыл практически всех докладов сводится к тому, что надо включаться в коллаборации на создаваемых ускорителях и установках. Японские коллеги в этом плане стоят несколько в стороне, хотя с ними активно сотрудничает Дармштадт, где остановлен основной ускоритель UNILAC, а FAIR только создается.

На первом заседании EXON с докладом о статусе Фабрики сверхтяжелых элементов выступил директор ЛЯР профессор С.Н.Дмитриев.
Общее ощущение такое, что действительно закончился важный период и уже надо двигаться дальше. Сейчас возникают новые идеи в связи с более тяжелыми ядрами, обсуждаются новые подходы, в частности в докладе упомянутого тобой Каталина Борча, да и в ЛЯР об этом тоже думают - Ю. Ц. Оганесян предлагает использовать в реакциях синтеза более обогащенные нейтронами ядра: сначала испускается протон, а потом измеряется реакция, то есть заряд понижен, зато нейтронов в ядре добавилось. Это направление сейчас активно обсуждается. РИКЕН удивил всех планируемыми экспериментами: там предполагают в феврале получить 119-й элемент. Думаю, что намечаемая для синтеза этого элемента реакция ванадия с кюрием - это не лучший вариант, но мы знаем, что упорства у японских коллег не отнять. Они 600 дней получали 113-й элемент. Так что ничего исключать нельзя.

Что касается астрофизических аспектов, им был посвящен очень интересный доклад от Курчатовского института - там пытаются увязать проблемы нуклеосинтеза в природе с результатами, которые уже сегодня получены на экспериментальных установках.

Мне, конечно, понравился доклад Х.Энио из Японии, директора РИКЕН, - артистичный, полный юмора. Правда, многие факты, гипотетические результаты, с моей точки зрения, он выдает как уже свершившиеся. Но энтузиазм огромный. И если говорить о ближайших годах, то конечно, основные конкуренты Дубны - это РИКЕН и ГАНИЛ.

- А американские коллеги, несмотря на санкции, остаются вашими партнерами?

- Абсолютно четко! Переписка у нас идет, мишени они готовят, с этим все в порядке. Мы сами виноваты в том, что с лицензиями, как всегда, проблемы: раньше работали с Росатомом, с людьми понимающими, и все было нормально, а в Ростехнадзоре - чиновники чистой воды, и стало сложнее. Возвращаясь к американским коллегам, добавлю, что и Ливермор и Ок-Ридж ориентируются на Дубну. И независимо от продвижения к более тяжелым элементам, есть большой задел по изучению уже открытых ядер, исследованию их свойств.

Итак, первая часть программы конференции связана с тяжелыми ядрами, а что касается легких, мы ожидаем, что даст АКУЛИНА. Это во-первых. И ждем, что в 2020-2021 году американцы запустят фабрику радиоактивных пучков в Мичигане и, скорее всего, на этом витке обойдут и РИКЕН и ГАНИЛ.

У нас в связи с модернизацией У-400М какое-то время будет остановка, но зато потом интенсивность значительно повысится, сепаратор уже есть, и будем надеяться, что, по крайней мере, не отстанем. А то, о чем Г.М.Тер-Акопьян рассказывал, о неких новых подходах, то есть старые идеи, только с новой интенсивностью и на другом ускорителе, - и линия как бы готова... Идея в принципе верная, но у некоторых молодых сотрудников лаборатории, например, у Леонида Григоренко, вообще есть идея погнаться за Мичиганом, построить мощный линейный ускоритель, и мы понимаем, что это было бы здорово, но, к сожалению, это требует слишком больших средств... А у нас есть планы на семилетку и дальше, так что эта идея отодвигается до середины 20-х годов, а там нас ждет обсуждаемый сейчас проект 30-х годов о создании мощного нейтронного источника в ЛНФ...

Из перспективных планов, о которых говорили на конференции наши европейские коллеги, ничего нового не следует, однако сейчас очень активно работает ЦЕРН в области низких энергий. В основном это исследования на сепараторе изотопов ISOLDE, которые привлекают внимание физиков всего мира. Даже наши сотрудники предложили проект своего эксперимента на этой установке. У итальянцев пока тишина. У французов эксперименты на SPIRAL-2 идут, но каких-то ярких результатов в последнее время не получено...

Что удивительно, так это затишье в Дармштадте. Вроде, понятно - строят новый ускоритель. Но нет и такого ощущения, что они активно участвуют в каких-то больших коллаборациях.

И еще раз повторюсь, но скажу главное, что показывает EXON, - надо более тесно сотрудничать. Чем мы слабее, чем наши соперники-коллаборанты? Мы слабее детекторными системами. А по части ускорителей мы вполне на уровне.

- Чем отличается EXON от других конференций по аналогичной тематике, как выглядит на их уровне?

- Я недавно вернулся из Болоньи с Европейской конференции по ядерной физике. Первые доклады были посвящены вновь создаваемым ускорительным комплексам: мой доклад о Фабрике сверхтяжелых элементов, Паоло Джубеллино, нового директора DESY об ускорительном комплексе FAIR, Марек Левитович выступил как председатель PEK по малым европейским проектам. Все наши установки очень высокого класса - что DRIBs, что NICA, что BAIKAL-GVD. Высказывались мнения, что со сверхтяжелыми в Дубне все понятно, здесь c нами трудно конкурировать, но что касается нейтринной физики, то здесь не так все просто. Но я привел такой аргумент: сейчас на Байкале установлены три модуля, которые по объему детекторов уже перекрывают европейский Antares. А по проекту там будет десять модулей! Так что если сравнивать наш Байкал с европейскими нейтринными обсерваториями, то он смотрится очень хорошо и привлекает к сотрудничеству многих исследователей. И в создающийся в Дубне коллайдер NICA тоже многие поверили. Блестящий доклад там сделал Анатолий Сидорин. Кроме Болоньи я побывал и на ряде других конференций и считаю, что EXON не уступает ни по уровню докладов, ни по организации. Правда, немцы не смогли приехать, потому что у них возникли проблемы с пучком и они были вынуждены работать в авральном режиме.

И еще очень важный момент - сателлитные школы для студентов тех университетов, на базе которых проводятся конференции, начиная с Казанского. Но об этом тебе, наверное, лучше расскажут представители Петрозаводского университета.

Петрозаводский университет: об итогах сателлитной школы

Марина Гвоздева, проректор по международной деятельности, на открытии конференции выступила с приветственным словом от Петрозаводского университета.

- Каким образом ваш университет принимает участие в конференции, которую организует Дубна в столице Карелии?

- Мы сейчас ищем новые форматы подготовки специалистов, и такое сотрудничество, как с Дубной, для нас чрезвычайно важно. Мне кажется, организация такой сателлитной школы, которая предшествовала конференции - это бесценный опыт, который позволяет нам воспитывать новое поколение молодых людей, и что мне особенно понравилось на школе, - это ее многодисциплинарность: применение результатов физических исследований в медицине, биологии. И это позволяет нашим ребятам увидеть, понять, что в своем профессиональном поле они скорее всего будут работать в междисциплинарных командах. Около ста сорока наших студентов пришли на эту школу. Кто-то прицельно пришел на "свои" лекции, кто-то прослушал все, и это очень хорошо, и ваши лекторы заслуживают особой благодарности за то, что не пожалели своего времени, и в выходные дни провели эту блестящую школу.

Для нас очень важно, что эта конференция проводится именно в Петрозаводске, и выбор нашего университета после Владивостокского, Калининградского, Казанского, имеющих федеральный статус, для нас означает высокий рейтинг в международном научном сообществе.

С директором Физико-технического института при университете Дмитрием Балашовым и его заместителем Ольгой Березиной мы разговорились на welcome party. Ольга рассказала, что все началось со знакомства их коллеги с Юрием Пенионжкевичем на одной из конференций. Узнав, что коллега из Петрозаводска, он подошел к ней и признался, что очень бы хотелось провести очередной EXON в Карелии. Коллега спросила у Ольги, не согласится ли университет провести эту конференцию.

Ольга Березина и Владимир Балашов - о сотрудничестве Петрозаводского университета с ОИЯИ.

- Мы с Ольгой взяли на себя ответственность, - продолжил рассказ Дмитрий Балашов, - и организовали встречу с нашим руководством. Наш ректор Анатолий Воронин почел за честь войти в состав оргкомитета конференции, и таким образом это великое мероприятие свершилось в Петрозаводске. Более того, в субботу и воскресенье мы провели сателлитную школу для наших студентов, сотрудников и заинтересованных лиц. Семь профессоров, ведущих ученых ОИЯИ прочитали лекции. Я был потрясен, потому что мы рассчитывали примерно на 80 участников, однако их оказалось, если быть точным, 147. Причем не только из нашего института, но и очень заинтересовались руководство и студенты Медицинского института, потому что на школе освещались методы нейтронной, протонной терапии в диагностике, лечении различных заболеваний. Приняли участие экологи, когда узнали о лекции по нейтронно-активационному анализу природных образцов, ее Марина Владимировна Фронтасьева прочитала. Вот такая расширенная школа у нас прошла, и я остался очень доволен ее работой. Спасибо ученым Дубны!

В процессе подготовки к конференции руководство Объединенного института любезно пригласило нас в Дубну, и в декабре прошлого года мы с Ольгой Яковлевной за неделю осмотрели лаборатории, познакомились с основными научными направлениями, с подготовкой молодых специалистов в УНЦ ОИЯИ. Мы были в восторге от объема и уровня выполняемых работ. После этого наш университет и руководство ОИЯИ заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого наши студенты, магистры могут приехать в ОИЯИ на практику, участвовать в школах, которые устраивает Институт, в различных образовательных программах. Это очень важно для Петрозаводского государственного университета, и я считаю, что EXON-2018 не станет завершающим в наших отношениях. Они только укрепятся и будут усиливаться. Наши студенты после школы уже выразили желание пройти практику в ОИЯИ, и пусть их пока не так много, но это будут молодые люди, с которых все начнется. Мне очень хочется, чтобы наши первые шаги на этом пути были продуктивными, и отношения всемерно укреплялись.

- Вы, наверное, знаете о том, что российские региональные университеты уже идут по этому пути, и во многом именно благодаря EXONу?

- Я знаю, что очень тесные отношения с ОИЯИ складываются у Казанского университета, и это хороший пример для нас. Коллеги из Томского политехнического университета тоже приезжали в Дубну знакомиться с Институтом и уже даже обсуждали совместные планы, по которым будут учиться магистры. Думаю, что Петрозаводский университет не отстанет от ведущих вузов...

- От других ведущих вузов...

- От других ведущих вузов и, собственно говоря, тоже поддержит эту тематику, поскольку ОИЯИ проводил EXON и свои школы в ряде значимых федеральных и национальных исследовательских университетов. Петрозаводский университет не такой крупный, но, тем не менее, мы являемся опорным вузом в республике и занимаем хорошие позиции в рейтинге 33 аналогичных вузов в России. И мы очень рады, что предоставили площадку для проведения такого мероприятия. Для нас это очень почетно.

- Спасибо, теперь, надеюсь, до встреч и в Дубне!

(Продолжение следует.)

Евгений МОЛЧАНОВ, Петрозаводск - Дубна,
фото Владимира МАСЛОВА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер