Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 31 (4425) от 9 августа 2018:


№ 31 в формате pdf
 

Визиты

Профессор Акэо Мисаки посетил ОИЯИ

26-27 июля ОИЯИ впервые посетил известный ученый Акэо Мисаки, профессор японского Университета Сайтама, приглашенный профессор НИИЯФ имени Д.В.Скобельцына МГУ и Алтайского государственного университета.

В ходе визита гость из Японии познакомился с ОИЯИ, начав с Лаборатории ядерных проблем. Здесь профессор посетил тестовую площадку гамма-телескопа эксперимента ТАЙГА, в создании которого он выступает как приглашенный эксперт. Акэо Мисаки также ознакомился с лабораторией по изготовлению фотодетекторов для эксперимента Baikal и побывал в мемориальном кабинете Б.М.Понтекорво. Профессор Мисаки посетил Лабораторию теоретической физики и Лабораторию информационных технологий, ознакомился с суперкомпьютером "Говорун". В Лаборатории информационных технологий состоялся семинар профессора Мисаки, посвященный проблеме разнообразия ЛПМ-ливней при экстремально высоких энергиях, который вызвал живую дискуссию.

Кульминацией посещения ЛИТ стала передача подписанного со стороны ОИЯИ протокола о проведении совместных научно-исследовательских работ Объединенным институтом ядерных исследований и Университетом Сайтама, Япония. Протокол предполагает создание теоретической, математической и вычислительной базы для моделирования ЛПМ-ливней в области сверхвысоких энергий, численного исследования их характеристик и структуры с целью решения проблем, возникающих при анализе экспериментальных результатов таких астрофизических проектов, как IceCube, Antares, Baikal и ТАЙГА.

СПРАВКА. Основная область интересов профессора Акэо Мисаки - это физика космических лучей. Наиболее известны его работы по теории переноса мюонов в среде и теории так называемых широких атмосферных ливней (ШАЛ) в атмосфере. ШАЛ представляют собой каскад гигантского числа элементарных частиц (сотни миллионов и больше), рождающихся при столкновении космической частицы сверхвысокой энергии с атмосферой Земли. Регистрация ШАЛ служит прямым доказательством существования внегалактических "ускорителей" заряженных частиц невероятной мощности и эффективности, а детальное изучение характеристик ливней позволяет не только проверять теоретические модели астрофизических ускорителей, но и изучать взаимодействия элементарных частиц при энергиях, и близко недоступных на современных коллайдерах. Профессор Мисаки одним из первых осознал важность эффекта Ландау-Померанчука-Мигдала (ЛПМ-эффект) для расчета структуры ШАЛ. Эффект ЛПМ приводит к падению интенсивности мягкого тормозного излучения в среде и связан с тем, что при многократном рассеянии релятивистской заряженной частицы на атомных ядрах происходит деструктивная интерференция фотонов, испущенных в различных точках пространства. Работы японского ученого по учету ЛПМ-эффекта в ШАЛ стали классикой в этой области физики. Многие годы профессор Мисаки тесно сотрудничает с физиками Московского, Иркутского и Алтайского университетов в области физики космических лучей и нейтринной астрофизики сверхвысоких энергий.

По завершении первого дня своего визита в ОИЯИ профессор Мисаки дал короткое интервью.

- Уважаемый профессор Мисаки, в еженедельнике "Наука в Сибири" в июле 1999 года опубликована статья о вас и вашей общественной деятельности. Что побуждает вас этим заниматься?

- Я изначально испытывал симпатию к идеям социализма. Россия также всегда вызывала мой пристальный интерес. В период перехода от Советского Союза к новой России ваша страна оказалась в весьма непростой ситуации. У японских ученых, работающих в области физики частиц, всегда был большой интерес к российской фундаментальной науке. Профессор Фусими в свое время высказывал идею о том, что Япония должна оказать поддержку российской науке для сохранения ее научных достижений. Будучи в 1961-1973 годы директором Института физики плазмы Нагойского университета, он имел тесные научные связи с Курчатовским институтом. В 1978-1982 годы он был президентом Научного совета Японии и в то время - одним из двух иностранных членов Российской академии наук. Профессор Фусими был моим другом и увлек меня своими идеями сотрудничества с Россией, которые легли в благодатную почву, поскольку я тоже стремился поддерживать активные связи с российскими учеными. Я член Российско-Японского Форума, который ставит своей целью укрепление и развитие отношений наших стран вне политики. Второй иностранный член РАН - это профессор Нисидзава, который был президентом ассоциации, занимавшейся установлением дружественных отношений с Россией. Профессор Нисидзава активно сотрудничал с Сибирским отделением РАН в Новосибирске. Будучи генеральным секретарем этой ассоциации, я посетил Новосибирск в составе японской делегации. И мое интервью - это, по сути, краткая история развития моего сотрудничества с Россией.

- А как начались и складывались ваши отношения с Россией и с ОИЯИ?

- Мое главное призвание это астрофизика. В этой области я давно, около 30 лет, сотрудничаю с Московским государственным университетом, Иркутским государственным университетом, Алтайским государственным университетом. В этом году Алтайский университет проводил в Барнауле 26-й Европейский симпозиум по космическим лучам, на котором мне было предложено организовать рабочее совещание, посвященное ЛПМ-эффекту и его применению в исследовании космических лучей при сверхвысоких энергиях. Незадолго до этого мое внимание привлекли публикации группы сотрудников ОИЯИ Ольги Воскресенской и ее коллег, посвященные этой тематике. Данные публикации крайне важны для исследований, проводимых Университетом Сайтама. Поэтому я с радостью пригласил авторов для участия в организованном мной совещании и принял ответное предложение посетить ОИЯИ для обсуждения вопросов о проведении совместных работ и подписания протокола о сотрудничестве ОИЯИ и университета Сайтама.

- Вы впервые в Дубне и успели познакомиться с несколькими лабораториями ОИЯИ. Каковы ваши впечатления?

- Я очень впечатлен научной деятельностью ОИЯИ и впервые вижу институт такого типа. Не все увиденное соотносилось с моей специализацией, но сравнивая с положением дел в японской науке, хочу отметить, что Россия определенно имеет стратегический подход к тому, как развивать науку. Часть направлений исследований поддерживаются в России из средств Федерального бюджета с помощью грантов. К сожалению, в настоящее время правительство Японии не так высоко оценивает важность фундаментальной науки. Интерес лежит в основном в области практического применения достижений науки, способных принести прибыль в ближайшем будущем. У вас же меня очень впечатляет как раз большое уважение к науке.

- Каким вы видите развитие вашего сотрудничества с ОИЯИ?

- Наше сотрудничество с российскими учеными раньше не имело официальной поддержки, оно ограничивалось только персональными контактами. Сейчас я намерен выстраивать и развивать наше научное сотрудничество на основе протокола между Университетом Сайтама и ОИЯИ в области нейтринной астрофизики при сверхвысоких энергиях. Существуют три основных эксперимента в этой области: IceCube в США, европейский Antares и эксперимент Baikal в России. Но, по моему мнению, энергии этих экспериментов схожи и не дают оценок нужной точности. Я высказывал эту точку зрения на конференции в Барнауле. Мне думается, что для этих задач мы должны провести компьютерное моделирование эксперимента. Результаты работ ваших сотрудников (уточненная теория ЛПМ-эффекта - прим. ред.) очень важны для реализации наших исследований, и я очень рад предстоящей совместной работе.

- Уже около 20 лет ОИЯИ проводит на озере Байкал Международную школу по физике элементарных частиц и астрофизике. Что Вы думаете о возможности выступить там в качестве лектора?

- Почему бы и нет, может быть, в следующем году. Я знаю об этой международной летней школе, мои друзья из Иркутска принимали участие в ее организации, я хорошо знаю Дмитрия Наумова, заместителя директора Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ, одного из организаторов этой школы, и его отца Вадима Наумова (ЛТФ ОИЯИ), с которым мы знакомы еще со времен его работы в Иркутске.

Кристина МОИСЕНЗ,
справка - Вадим НАУМОВ,
перевод Елены БАЗАНОВОЙ,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер