Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Концерты

Три века русской музыки

В Доме ученых ОИЯИ в пятницу 22 февраля состоялся концерт ансамбля солистов Московской государственной академической филармонии "Концертино".

Нашими гостями были заслуженный артист России Виктор Пономарев - флейта, лауреат международных конкурсов Иван Паисов - гобой, Ярослав и София Красниковы - скрипки, лауреат международных конкурсов Ольга Жмаева - альт, заслуженный артист России Виктор Козодов - виолончель, Павел Саблин - контрабас и заслуженный артист России Дмитрий Шведов - клавесин и фортепиано. "Концертино" - частый гость ДУ. В зале был полный аншлаг, пришлось добавлять стулья. Концерт приурочили к завершению сессии Ученого совета ОИЯИ, который в этом составе собрался в Дубне в последний раз.

В первом отделении мы услышали композиции музыкантов 18-19-го веков. Это Дмитрий Бортнянский (1751-1825) - увертюра к опере "Сын-соперник", Александр Алябьев (1787-1851) - сюита из музыки к комическому балету "Волшебный барабан". Алябьев, между прочим, воевал в Отечественной войне 1812 года, сражался в битве народов под Лейпцигом, участвовал во взятии Парижа. В отставку вышел в чине подполковника, но присоединился к декабристам, был лишен дворянства, звания, орденов, сослан в Тобольск, и только в середине 30-х годов вернулся из Сибири. Последовали сочинения Михаила Глинки (1804-1857) - ноктюрн "Разлука", короткое, но яркое произведение Модеста Мусоргского (1839-1881) - "Лиможский рынок" из цикла "Картинки с выставки". Александр Бородин (1833-1887), чей "Ноктюрн" следовал далее по программе, был не только композитором, но и профессором химии медицинского факультета в Питере. Морскую службу совмещал с музыкой офицер морского флота России и профессор консерватории в Петрограде Николай Римский-Корсаков (1844-1908). В концерте прозвучал "Полет шмеля" из его оперы "Сказка о царе Салтане" (существует множество аранжировок этого произведения, которое часто играется на бис). Продолжил 1-е отделение "Вокализ" Сергея Рахманинова (1873-1943) и завершил "Вальс-скерцо" Петра Чайковского (1840-1893).

Второе отделение было посвящено композиторам 20-го века. Игорь Стравинский (1882-1971) накануне первой мировой уехал в Париж и в конце тридцатых годов прошлого века перебрался в США. Остальные сражались с трудностями быта на родине. Итак, отделение началось "Менуэтом" и "Финалом" из сюиты "Пульчинелла" Стравинского на мотивы итальянского композитора 18-го века Перголези. Далее последовал Дмитрий Шостакович (1906-1975) - "Увертюра", "Колыбельная", "Парад машин" из неоконченной оперетты "Большая молния", "Элегия" и "Полька" для струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель). Концерт продолжили "Менуэт" и "Фуга" из "Сюиты в старинном стиле" Альфреда Шнитке (1934-1999). Его жизнь складывалась несладко - отец немец, родился в городе Энгельс в Республике немцев Поволжья, мать еврейка. В начале девяностых переехал в Гамбург, работал профессором консерватории, где и скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Завершился концерт сочинениями Валерия Гаврилина (1939-1999) "Галоп", "Вальс" и "Тарантелла" из музыки к балету "Анюта". На бис прозвучали короткое сочинение Сергея Прокофьева (1891-1953) и "Танец с саблями" Арама Хачатуряна (1903-1978). Бурные аплодисменты.

P.S. При просмотре Википедии узнаешь многое, чего не ожидал.

Антонин ЯНАТА


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер