Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

С заседания научного совета РАН в Дубне

При активном участии российских ученых

Широкий круг вопросов, связанных с проектами мега-сайенс на территории России, обсудили участники второго заседания Научного совета по физике тяжелых ионов при президиуме РАН, проходившем в Дубне 10 июля. Председатель совета академик Ю.Ц.Оганесян выступил с кратким отчетом о деятельности совета за время, прошедшее после первого заседания, которое также проходило в Дубне в 2012 году.

На втором заседании в Дубне было рассмотрено состояние дел по созданию ускорительных комплексов NICA - докладчик Г.В.Трубников, и FAIR (Германия) - Б.Ю.Шарков. Доклады о сверхплотной барионной материи представили В.Д.Кекелидзе, А.С.Сорин, о возможной постановке эксперимента U+U - Г.М.Тер-Акопьян, И.Н.Мешков, о рассеянии электронов на экзотических ядрах (из программы NUSTAR) - Л.В.Григоренко, С.В.Степанцов, о результатах совещания по проблемам радиационного риска, связанных с безопасностью межпланетных полетов, - Е.А.Красавин, о подготовке кадров - М.Н.Стриханов, В.М.Самсонов. Ю.Ц.Оганесян познакомил участников заседания с основными положениями своего доклада, который предстоит представить на президиуме РАН.

Об особенностях нынешней сессии, прошедшей в Дубне, рассказывает руководитель научного центра по созданию ускорительного комплекса FAIR (Германия, Дармштадт) член-корреспондент РАН Борис Шарков:

- Второе заседание сравнительно молодого совета РАН по физике тяжелых ионов снова проходит в Дубне. Основой деятельности этого совета является партнерское сотрудничество ОИЯИ и FAIR в рамках двух мега-проектов - и европейских и мировых - по консолидации научных программ, по консолидации всех ресурсов, включая технологические достижения по ускорителям, по физике детекторов и так далее. Особое внимание на заседании этого совета уделено образовательной составляющей. Нам нужно сделать так, чтобы к моменту, когда начнут функционировать эти два огромных ускорительных комплекса: NICA в Дубне и FAIR в Дармштадте, - у нас выросла бы целая генерация молодых ученых и специалистов, участвующих в подготовке экспериментов, которые с момента запуска установок начнут делать выдающиеся, мирового класса экспериментальные работы. К этому привлечены самые лучшие образовательные институты, такие как университет и Учебно-научный центр в Дубне, как выдающиеся университеты Санкт-Петербурга и МИФИ.

Все это происходит сейчас на фоне того, что и МИФИ, и Санкт-Петербургский научный центр получили большие гранты от Минобрнауки РФ как раз по этой тематике, поэтому складывается очень благоприятная обстановка: одни строят установки, другие готовят детекторы, третьи готовят молодежь, и все вместе ведут к тому, что научное сообщество получит мощную экспериментальную базу. И в нашем отечестве, в России, и за рубежом. Сотрудничество идет по всем каналам, по всем уровням, оно очень плодотворное, это очень хороший пример, когда объединяются и судьбы людей, и технологии, и компьютинг, и разработка чипов... Таким образом возникает интеллектуальное сокровище для современного поколения всех физиков.

- На первом заседании вашего совета, которое тоже проходило в Дубне, вы представили очень впечатляющую панораму проектирования и создания FAIR, всех этих модулей, из которых складывается новый проект. Это чисто немецкий, прагматичный подход, точный расчет, или уже общемировой тренд?

- FAIR это международный проект. Германия действительно играет ведущую роль, мощно участвует в финансировании, ее вклад составляет около 70 процентов, но на самом деле в этот проект вкладывают свои усилия многие страны. Второй по величине участник - Россия, и все страны-участницы вносят серьезный вклад, свои традиции, свои подходы при реализации ускорительного комплекса и детекторов. Сейчас проходит очень большая контрактная кампания по размещению изготовления компонентов ускорителей, заключаются контракты на изготовление узлов экспериментальных детекторов. Они немного отличаются по масштабам от церновских, их цена измеряется сотнями миллионов евро. Самые передовые технологии используются при изготовлении сцинтилляторов, в компьютинге, в архитектуре детекторов, - это все действительно на самом высоком современном уровне. Очень хорошо, что российское научное сообщество, в том числе ОИЯИ активно и целеустремленно в этом участвует, - во всех коллаборациях есть весомый вклад наших соотечественников.

Евгений МОЛЧАНОВ,
фото автора


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер