Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный №1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Конференции

Возродить не позабытое старое

27 августа в Ратмино завершила свою работу международная молодежная конференция-школа "Современные проблемы прикладной математики и информатики". На ней с лекциями и докладами выступили ведущие специалисты в области современных вычислительных методов, математического моделирования, вычислительных платформ и методов программирования из российских, украинских и белорусских математических центров - Института математики СО РАН, Института прикладной математики РАН, ВЦ РАН, Института вычислительной математики РАН, НИВЦ МГУ, Института математики НАН Украины, Института математики НАН Беларуси, ЛИТ ОИЯИ. Участниками конференции стали студенты, аспиранты и научные сотрудники университетов и научных центров России, Беларуси, Болгарии, Вьетнама, Германии, Монголии, Словакии, Таджикистана, Украины, ЮАР.

Открыл конференцию и приветствовал ее участников директор ЛИТ ОИЯИ В.В.Иванов, так прокомментировавший это событие для журналистов: Информационные технологии в Объединенном институте развиваются в широком диапазоне. Главные задачи, решаемые нашей лабораторией, связаны с экспериментами на основных ускорителях мира, в которых принимает участие ОИЯИ: в первую очередь это ЦЕРН, участие в его экспериментах оказало большое стимулирующее действие на развитие всей информационной инфраструктуры ОИЯИ. Были созданы высокоскоростной канал связи, вычислительные мощности, программное обеспечение. А на какие еще задачи и как все это "железо" должно эффективно работать - ответит, в частности, и нынешняя школа, где будут рассматриваться вопросы применения математических методов не только в физике, но и в геофизике, нанотехнологиях и других областях.

Проведение такой конференции-школы - один из способов привлечь молодежь в эту область. А еще - хотя бы сохранить высокий уровень, заданный в прикладной математике еще до перестройки. В советские времена организацией и проведением таких школ занимались на уровне ЦК ВЛКСМ. Мы планируем возродить эту традицию. И следующие за нашей конференцией-школой будут проходить на базе одного из федеральных научно-исследовательских центров. Мы вносим свою лепту в это дело проведением первой школы.

О продолжении традиций говорил и председатель оргкомитета конференции академик РАН Б.Н.Четверушкин (Институт прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН): Люди старшего поколения помнят о регулярно проводившихся в СССР школах молодых ученых по разным направлениям, в том числе и по прикладной математике. Два года назад был создан международный координационный комитет по вычислительной математике Академий наук стран СНГ. На заседании комитета в Минске мы обсуждали ситуацию с развитием наших областей наук, она сейчас в странах СНГ не очень благоприятная. Поэтому и возникла идея возобновления школ по типу тех, в которых мы все когда-то принимали участие.

В 1970-80-х они давали возможность молодым ученым получить последнюю информацию о развитии своего направления, рассказать о личных достижениях, услышать похвалу или критику, неформально пообщаться с ведущими специалистами. Такие школы давали нам контакты, сохранившиеся на многие десятилетия, не взирая на все политические пертурбации. Поэтому мы надеемся, что здесь молодежь узнает о развитии прикладной математики, особенно на основе информационных технологий, где сейчас происходят просто революционные изменения. И конечно, наладит контакты между собой. Мы решили проводить такие школы раз в два года в России и странах СНГ, где они не проводились почти 25 лет. Это предложение было принято с энтузиазмом, а Виктор Иванов согласился провести первую школу в Дубне. Хочу отметить большую работу местного оргкомитета, поскольку начинать ему пришлось практически с нуля.

Б.Н.Четверушкин прочитал и первую лекцию на школе "Пределы детализации и формулировка моделей уравнений сплошных сред", в которой помимо узкоспециальных вопросов затронул и общие проблемы. Он рассказал, что сегодня распространяются петафлопные (т.е. с быстродействием 1015 операций в секунду) компьютеры, таких в России существует уже несколько. Уже через три года петафлопные компьютеры будут распространены достаточно широко: их будут использовать не только в крупных исследовательских центрах, но и в университетах, производственных компаниях. К 2018 году должен появиться первый экзафлопный (выполняющий 1018 операций в секунду) компьютер. Бурный рост производительности вычислительной техники делает закономерным вопрос: а нужна ли она вообще и используется ли такая высокопроизводительная техника в полную силу? Реальная потребность в ней существует: например, для мониторинга и моделирования процессов нефтедобычи, создания экологически чистого горючего, в атомной и термоядерной энергетике, для задач астрофизики и во многих других областях. Но как заметил Борис Николаевич, при том что есть и машины, и потребность в них, ситуация такова, что расчетов, использующих машины с мощностью выше 100 терафлоп на задачу, мало. Фактически существует 100-терафлопный барьер. Причина - для высокопроизводительных вычислений необходимо использовать принципиально новые алгоритмы и программное обеспечение, логически простые и эффективные. А для этого требуется принципиально новый взгляд на математическое обеспечение, математическое моделирование. И современные конференции по вычислительной математике все больше времени посвящают проблеме преодоления этого барьера. Пока хорошего решения не найдено, но уже идет написание новых языков программирования высокого уровня и в России - в Институте прикладной математики, и во Франции, Японии.

"Хочу обратить внимание молодежи - сегодня ситуация схожая с 1950-ми, когда создавались первые вычислительные машины, разрабатывались для них алгоритмы и программное обеспечение, - обратить ваше внимание и привлечь ваши усилия к этому направлению".

Удалась ли конференция-школа, узнаем у ее организаторов, лекторов и участников. Заместитель председателя оргкомитета конференции профессор А.Л.Афендиков (Институт прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН): Идея этих школ зародилась в советские времена, и я не уверен, что нам удастся полностью воспроизвести те условия: собрать молодежь и старшее поколение, показать молодым, что они не одиноки, что есть целое сообщество, - это важно для любого человека, а для ученых - критично. В математике и физике так бывает, что то, что ты делаешь, понимают очень немного людей. Поэтому молодежь надо учить, передавать ей опыт и этот специфический язык, позволяющий им находиться в одной системе координат со специалистами. Если люди перестают друг друга понимать, то рвется связь поколений, и в этом смысле молодежные школы Советского Союза были своеобразным центром, позволявшим эти задачи решать. Тогда была поддержка Академии наук и комсомола, обладавшего инфраструктурой, транспортом, что позволяло проводить их в разных уголках страны - Минске, Львове, Калининграде. Нам надо сегодня стараться сохранить культурное и научное единство.

И на эту школу мы пригласили лекторов мирового уровня, чтобы молодежь, еще не успевшая поездить за границу, услышала обзоры, содержащие последние результаты, полученные в ведущих центрах России и мира. А молодежь к нам приехала издалека - из Сибири, Белоруссии, надеемся, дальше международный статус школы будет расширяться. Единственный минус в организации этой школы - близость к Москве, поэтому занятые московские коллеги приезжали сюда на день-два, что не позволило максимально реализовать идею неформального общения молодежи и старшего поколения. То, что сделали сотрудники ЛИТ за короткий срок, - подготовили научную программу, издали тезисы докладов, организовали все мероприятие, - выше всяческих похвал.

Лектор школы профессор МГУ А.П.Фаворский: Замечательно, что есть достойное продолжение школам Самарского и Тихонова, значит, не прервется преемственность поколений. Вот Сергей Константинович Годунов (академик АН СССР, классик мировой математической науки - О.Т.) подавал молодым пример - присутствовал на всех лекциях, в отличие от некоторых молодых участников конференции. Здорово, что такие люди, благодаря которым произошло становление современной вычислительной математики, участвуют в этих школах.

Профессор В.Ф.Тишкин (ИПМ имени М.В.Келдыша РАН): Я с удовольствием пообщался здесь с А.П.Фаворским и С.К.Годуновым, и с молодежью, с учениками Антона Павловича. Важно, чтобы молодые ученые находились в обществе опытных коллег, особенно это важно сейчас, когда сложилась такая ситуация: есть столпы вычислительной математики, как Фаворский и Годунов, но нет среднего поколения ученых - тех, кто имеет и опыт, и энергию. Поэтому прямой контакт особенно важен, чтобы подстегнуть молодых. А молодежь в науке есть, хоть кто-то и уходит из нее в бизнес. Неприятно, что иногда уходят и лучшие. Раньше - именно они-то и оставались, а сейчас те, кто может двигать науку, остаются в ней не всегда. Это больной вопрос, ведь служить в банке после небольшой подготовки может каждый, а создавать новые технологии - нет. Такие конференции, как наша, способствуют закреплению молодых людей в науке.

Заместитель председателя оргкомитета профессор В.В.Иванов (ЛИТ ОИЯИ): Времени на подготовку у нас было мало: идея проведения школы обсуждалась с апреля прошлого года, однако решение о проведении ее в Дубне было принято спустя год. Нам помог большой опыт Института и Лаборатории в проведении подобных мероприятий, оказали помощь и коллеги из Института прикладной математики. Думаю, молодежи школа понравилась, особенно если учесть, что сейчас революция происходит не только в физике, но и в компьютерном обеспечении. Сейчас мы находимся на изломе: если грид с открытием бозона Хиггса уже состоялся, то значимость вычислительных методов будет видна в ближайшие 5-10 лет. И без молодых задачу эффективного использования вычислительной техники не решить.

На открытии конференции вспоминали, что в свое время делал для привлечения молодежи в науку ЦК ВЛКСМ, имевший специальную программу по вычислительной математике. Сегодня нужно смотреть шире, имея в виду развитие и "железа", программного обеспечения, конкретные задачи. Пример того же ЦЕРН показывает - не было бы физических задач, грид не состоялся бы. С закрытием коллайдера Теватрон в США спектр этих задач потеряли, а в Европе состоялся грид, который дал толчок развитию национальных центров, подготовке молодежи. Сейчас аналогичный процесс происходит в области прикладной математики.

Спасибо всем членам оргкомитета, которые прекрасно справились со своей задачей.

Виктория Буканина (Российский университет дружбы народов): Для меня участие в школе было очень полезным, узнала много дополнительной информации по своей тематике, а лекции из смежных направлений расширили мой кругозор. Пообщалась с молодыми учеными, в рамках школы это сделать было очень удобно, обменялись идеями, было интересно!

Михаил Белоносов (Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН): Я раньше выступал на разных конференциях, в отличие от них на этой после доклада задавались вопросы по существу, было обсуждение. Лекции оказались полезными, возникли новые знакомства, народа было много. В целом впечатление - положительное.

Михаил Матвеев (Университет "Дубна"): Я впервые участвую в такой конференции, поэтому для меня все было ново. Слушал лекции и по своей специальности и шире, впечатления очень хорошие. Приятно было оказаться в такой атмосфере.

Лучшие устные и стендовые доклады молодых ученых были отмечены дипломами, а все молодые участники школы получили сертификаты.

Из решения конференции-школы: "...Рассматривать конференцию-школу как важную составляющую научно-образовательной программы в области прикладной математики и информатики. Признать необходимым проведение данной школы на регулярной основе (раз в два года). Признать целесообразным расширение программы следующих конференций-школ путем проведения мастер-классов и специализированных обучающих курсов по современным методам программирования, языкам высокого уровня. Опубликовать лучшие доклады участников конференции-школы в журнале "Математическое моделирование".

Ольга ТАРАНТИНА, фото Павла КОЛЕСОВА


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер