Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный №1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Современные мемуары

Виктор Злоказов

Воспоминания о Мехмате 60-х

Мехмат! Как много в этом слове для мехматянина слилось...

Я поступил на мехмат МГУ в июле 1962 года. Нас - четверых абитуриентов из провинции - поместили в комнате в зоне Б. Кровати мне не досталось, спал на полу, но жизнь в комнате текла весело - мы и не думали заниматься, готовиться к экзаменам, вместо этого дружно слонялись по любопытным местам интересной для нас Москвы. Кстати, весело жили многие абитуриенты - помню, до глубокой ночи по коридорам разливались песни (запомнились слова одной: "И абитура, конечно, не дура, а очень может быть, наоборот!). Но, как говорится, недолго музыка играла, недолго фраер танцевал. Наступил самый зловещий этап абитуриентской судьбы - письменная по математике, после которой я в комнате остался один, а остальные срочно выехали в другие города, где экзамены в вузы были в августе. Спать я начал на кровати, но в комнате стало пусто и скучно.

Я подавал заявление на математику, а приняли меня, как и многих других, на механику. Секрет был прост - публика, желавшая поступить на механику, была намного слабее тех, кто хотел поступить на математику, вот и ввели общий конкурс, чтобы не снижать уровень студентов. Людей успокаивали: предметы на 1-м курсе одни и те же, так что те, кто не захочет остаться на механике, после 1-го курса может перейти на математику. Это была неправда - предметы были одинаковыми только по названию, содержание было разным. Но расчет оказался верным - большинство стерпелось-слюбилось. Так что я помню только двух перешедших - себя и А.Фоменко (будущий академик РАН и создатель "новой хронологии"). Может, был еще кто-нибудь, но я таких не знал.

Принятых сразу отправили на МКАД - надо было срочно достраивать эту дорогу. Я попробовал было "закосить", но меня в деканате припугнули - если у вас очень плохое здоровье, вам нельзя учиться на мехмате, так что вас надо срочно отчислить. Разумеется, я тотчас выздоровел - сказалась робость провинциала; через год, когда нас погнали на целину, я уже был матерым студентом и деканата не боялся. Сославшись на беспрецедентное решение комсомольской организации нашего курса о том, что на целину едут только добровольцы, я поехал не на целину, а домой - сошло безнаказанно.

Решение комсомола естественно вытекало из обычного умонастроения тогдашних мехматян - большинство было если не диссидентами, то вольнодумцами уж точно - к господствовавшей идеологии и политике партии и правительства большинство студентов математического отделения относилось с иронией (механики были более идейными). Помню мехматскую песенку о некоем студенте Ваньке, которого посылали на целину, а несознательные дружки уговаривали его не ехать:

    ...На мехмате дураки, чай, найдутся;
    без тебя на целине обойдутся.
    Про целинный кайф не верь, вам наврали.
    Ты пошли их всех к чертям, иль подале.

Но "сознательный" Ванек отвечал им с презрением:

    ...Будь такие все, как вы, простофили,
    мериканцы б нас давно раздавили...

Жили на 1 и 2-м курсах в общежитии на Университетском проспекте, но не по пять человек в комнате, а по четыре. На 3-м курсе мы попали в зоны Б (юноши) и В (девушки), мы на 23-м этаже жили по три человека в комнате; на 4-м курсе по два, на 5-м по одному - неслыханно для тогдашнего советского студента! Я впервые в жизни имел собственную комнату. Но позже, как я потом узнал, так не жили даже аспиранты.

Любопытный момент: на 2-м курсе один из моих соседей по комнате ушел в академический отпуск; на его место поселили негра Mussa Traore из Мали. Негр-то негр, но по манерам этот Traore давал 100 очков вперед многим белым - видно было, что над ним с детства поработали гувернеры, и до МГУ он учился не иначе как в Сорбонне. Французским владел безупречно, по-русски говорил чуть хуже, но тоже здорово. Целыми днями он где-то пропадал, а в те редкие часы, когда появлялся в комнате, к нему приходили двое-трое знакомых (тоже негров), и до ночи шло обсуждение африканских политических проблем (на французском языке). С нами общался он мало, но был очень вежлив, и однажды, получив посылку, угостил нас какими-то диковинными фруктами, вкуснее которых я не ел ни до того, ни после. И вот уже в 70-е годы мы с изумлением узнали, что президентом Мали избран этот самый Mussa Traore.

С 5-м пунктом анкеты у меня было все в порядке, а вот с 7-м (партийность) не очень. Мне какой-то знакомый сказал, что некомсомольцев в МГУ не принимают - я имел глупость поверить и тут же помчался в городской комитет ВЛКСМ срочно записываться в комсомол. Там на меня посмотрели большими глазами - со времен Павла Корчагина не видели таких энтузиастов и приняли быстро, единогласно, по упрощенной до предела процедуре. Однако можно представить себе мою досаду, когда по поступлении я узнал, что среди принятых были и некомсомольцы. Так что я зря старался. Впрочем, комсомольская жизнь на мехмате протекала забавно - полное отсутствие нагрузок, массовая неуплата членских взносов, на 4-м курсе с (n+m)-й попытки с огромным скрипом удалось созвать курсовое собрание (с явкой 50 процентов +1), на 5-м курсе собрать его и не пытались даже...

Производственники и военнослужащие. По закону, по-моему, 1956 года все советские вузы отводили им 80 процентов мест; в МГУ эта цифра была намного меньше, но все равно - чтобы попасть на мехмат, им достаточно было сдать вступительные экзамены на тройки; однако проблемы социально-ориентированного образования так легко не решаются - большинство из этих людей продержалось на мехмате лишь до 1-й сессии.

Военная подготовка. Те из нас, кто был "необучен, но годен" все четыре года изучали спецпредмет, что-то связанное с электроникой зенитных ракет, а после 4-го курса даже отслужили месяц в армии, приняли присягу и получили звания младших лейтенантов. Позже кое-кто пошел в армию и даже дослужился до генерала. Но в общем "спецуху" проклинали.

Аспирантов, которые принимали приемные экзамены, инструктировали: не заваливайте зазря девчонок, особенно симпатичных, но у тех, похоже, не поднималась рука пропустить на мехмат, как сказали бы сегодня, "блондинку", так что состав студентов был ярко выраженным мужским.

Много ли на мехмате было "чудиков"? Молва утверждала: много, но я не видел ни одного, а статистикой не располагаю. Были, конечно, и увлеченные алкоголем, и крупные по тем временам игроки (в преферанс и на скачках), но как-то эта сторона мехматян не оставила глубоких следов в памяти. Все-таки математики - это, как правило, первые ученики в школьных классах со своим определенным имиджем. В общежитии на Университетском проспекте комсомольский оперотряд вскрыл однажды комнату, где проходила, так сказать, party, причем на студентках из одежды были только туфли; прошел слух: это мехматяне. Я этому не поверил и оказался прав.

(Окончание следует.)


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер