Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный №1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Их имена - в истории Института

Несколько эпизодов промелькнувшей жизни

Познакомился я с Александром Васильевичем Тарасовым давно, году в 1965 или 1966-м. В моих бумагах нашелся отзыв, подписанный Л.И.Лапидусом и Сашей в 1967 году, на мои первые девять работ, в котором они рекомендовали присвоить мне звание мэнээс. Тогда мы оба были молодые, здоровые, и все у нас было впереди. В то время у меня была яхта, и мы не раз выходили под парусами на Волгу или Московское море. Контактов по науке было немного, в 1970 году вышла единственная совместная работа о влиянии электромагнитной структуры адронов на величину их сечений.

Запомнилось несколько эпизодов, которые дают представление о том, чем Саша занимался в свободное от работы время и что его привлекало. Зарплаты у нас в те годы были недостаточны для того, чтобы содержать семьи, но было здоровье. Страна у нас большая, и где народ тогда только ни шабашил. Летом 1972 года мы оказались со стройотрядом в Петропавловске-Камчатском - строили дороги и производственные помещения. Однажды нас с Тарасовым чуть не убило - мы занимались перекрытием потолка высоченного склада. Моросил мелкий дождь, надо было руками поднять железный кожух со сварочного аппарата и перенести на другое место. Аппарат оказался под напряжением и когда кожух случайно коснулся его открытых контактов, ударом тока нас отбросило на несколько метров, но, к счастью, мы уцелели и не упали с 20-метровой высоты.

Летние шабашки я перемежал походами в горы. Первый раз к нашему походу на Алтай присоединился Саша с сыновьями Сережей и Антоном в 1978 году. Прилетели в Барнаул, несколько дней автобусами и грузовыми машинами добирались по Чуйскому тракту до реки Катунь, переправились на другой берег. Весь следующий день занял переход до Кучерлинского озера. В нашей компании было более 20 человек, в том числе семеро детей от 9 до 12 лет. Однажды дети со взрослыми отправились на несколько дней в соседнее ущелье, в котором находится Аккемское озеро и откуда открывается вид на высочайшую вершину Алтая - гору Белуха. Запомнился обратный путь в базовый лагерь. Поднялись на хребет и некоторое время шли траверсом поверху. Пора спускаться, а безопасного пути вниз нет и нет. Скоро стемнеет, и надо следовать по пути, который есть, - по крутому обледенелому склону. Но все обошлось, и дети и взрослые почувствовали облегчение после благополучного спуска в долину.

У алтайского похода было своеобразное продолжение в Дубне, и при самом непосредственном участии Тарасова. Еще в горах знающий народ насоветовал нам собрать золотой корень, растущий на сопках на уровне альпийских лугов. Нам описали это растение, по-научному - радиола розовая. Словом, нашли и насобирали. Во время длинной обратной дороги по Чуйскому тракту с нами в автобусе ехали ленинградские медики - профессора, которые везли молочные бидоны, наполненные этим золотым корнем, и они просветили наших женщин, как настаивать на спирте это серьезное снадобье и по сколько капель в день принимать. Моя жена все это тщательно проделала и готовилась пройти курс самолечения. На несчастье она как-то уехала в Москву, а в Дубну приехал в командировку один из участников похода - Валерий Жигунов. Встретились с ним вместе с Сашей на работе и пошли к нам домой отметить встречу. Нашли чем закусить. А что выпить? Только бутылка с красно-коричневым настоем... Налили по одной, по второй... Отличный оказался напиток. Через час вошла жена и увидела троих мужиков, довольных жизнью, и пустую лекарственную бутылку на столе. Можете представить ее состояние и реакцию на такое варварство.

На следующий год был поход на Кавказ - подобралась большая компания взрослых и детей - всего более 30 человек. Запомнилась финишная часть того похода - переход всем табором через Главный кавказский хребет в Грузию. В ночь перед перевалом Твибер свирепый ветер рвал палатки, не все были здоровы и от этого был дополнительный напряг. Под утро стихло, и солнце осветило заснеженный перевальный взлет. Не теряя времени, собираемся и выходим. Часть мужчин впереди топчут ступени, потом идут женщины, дети и замыкающая группа. Идем серпантином, растянувшись метров на сто. На перевал поднялись к полудню, высота 3700 метров, для многих это личный рекорд. Гарий Ефимов, к всеобщему изумлению, достает из рюкзака большую дыню, которую он втайне от всех носил три недели. Вкус необыкновенный. На перевале долго не задерживаемся, кладем в тур записку и готовимся к спуску по обледенелому крутому кулуару. Навешиваем веревку и по очереди всех спускаем со страховкой на ледник. На следующее утро обнаруживаем, что от указанного на карте моста через бурный поток, вырывающийся из-под языка ледника, остались только толстые тросы, висящие над ревущей водой. Решили переправляться по тросу. Это долго, но более безопасного пути нет. Зацепившись двумя карабинами за трос, на другой берег перебралась группа крепких мужиков во главе с Тарасовым. Остальных переправляли по одному. Конечно, было страшно висеть на тросе над бешеным потоком, но безопасно. Главное - не бояться, когда страшно, как сказал один мальчик на дне своего рождения в горах.

После трех недель в горах предполагалось неделю провести на берегу моря в районе Агудзеры - городка под Сухуми. Однажды наших детей стала задирать местная шпана. И тут, откуда ни возьмись, возник страшный, лысый, с черной бородой - вылитый Карабас Барабас - наш Саша Тарасов, и одного его появления оказалось достаточно, чтобы местная ребятня присмирела и, в конце концов, сдружилась с нашими пришельцами. Прошли годы, в 1993 году мы уехали на несколько лет в ЦЕРН, где я работал в дубненской группе эксперимента ДЕЛФИ. Но и там случай свел нас с Сашей Тарасовым, когда он в 1995 или 1996 году прилетел с коротким визитом. Случилось так, что в то время был какой-то праздник российского землячества в Женеве и нашим женщинам полагалось приготовить традиционные русские блюда. Саша их здорово выручил, сам стал к плите и мастерски напек сотню или две блинов.

Течет время, дети выросли, изменилась наша страна, уже много лет как прекратились наши походы в дальние края. Нет Саши, нет его сына Сережи, нет Валеры Жигунова и еще некоторых нет. Осталась память о них, о незабываемых горах и наших походах, о товарищах, с которыми не страшно пойти в разведку. С ними уже встретимся в лучшем из миров.

Леонид ТКАЧЕВ


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер