Мир увлечений
Испытание трассой, или Самопреодоление
Путевые заметки. Соединённые Штаты.
ТРАССА
|
Андрей Хачатуров, участник 6-дневного марафона в США |
То место, где мне удалось побывать, смело можно назвать "чистилищем", хотя многие, услышав о том, что лечу в Нью-Йорк - не скрывали зависти. При этом они даже не очень вслушивались в объяснения про сверхдлинный бег, жизнь в палатке и все удобства на улице. В тоже время, сам я ни на минуту не пожалел о содеянном.
"Как видно, такие забеги непредсказуемы - и чем длиннее забег, тем непредсказуемей. Ум хочет бежать быстро и смотрит с ужасом на таблицу с результатами... Ну, а у тела - другой план.
Наверное, прелесть ультрапробегов в том, что ты учишься одновременно принимать всё, что приходит спокойно, и в тоже время делать всё, что можешь. Мы называем это "отречённая решимость".
Я думаю - ты сам внутри чувствуешь, что главное - оставаться радостным, чтобы не произошло, и не сдаваться - всегда есть ещё шанс. За твои километры тебя никто не будет укорять, ты ведь делаешь всё, что можешь! Ты - молодец! Просто двигайся вперёд".
Это письмо я получил вечером четвёртого дня шестисуточного ультрамарафона - совершенно уникального спортивного состязания, происходящего в Нью-Йоркском парке Флашинг Медоуз семнадцатый год подряд, и собирающего на свой старт представителей практически всех континентов планеты Земля. Не менее уникален и автор этих строк - киевлянин Олег Лебедев (более известный в беговых кругах как Стутишил), уже семь раз преодолевший дистанцию 3 100 миль, или 4 960 км. Уж ему-то доподлинно известно, что именно нужно сказать и в какой момент...
КАК ЭТО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Ещё год назад я даже гипотетически не мог представить, что стану участником сверхмарафона в совершенно заокеанском Нью-Йорке. А уж гадать на тему - выдержит ли мой организм столь серьёзное испытание без необратимых последствий, вообще казалось делом совершено бесперспективным.
Но, все сопутствующие "звёзды" сложились столь удачным образом, что сначала нашлись люди, желающие материально обеспечить саму поездку и подготовку к ней. Потом была положительно рассмотрена моя заявка на ультрамарафон - туда нельзя просто приехать, надо прежде приглашение получить. Ну и затем - в американском посольстве не усмотрели в моей просьбе о визе ничего криминального... Тем временем, до отлёта остались считанные дни, каждый из которых буквально "вздувал" стоимость билетов...
За девять с половиной часов огромный "Боинг 777" перенёс меня и ещё несколько сотен пассажиров через Атлантику. На другой континент. В Северную Америку.
СТОП-КАДР
Москва, аэропорт Домодедово, стойка регистрации:
- Напишите пожалуйста название отеля в котором будете жить в Нью-Йорке;
- Я буду жить в парке - его название писать?
- То есть как в парке?! В Америке нельзя жить в парке, я не могу вам билет оформить!
- Почему нельзя? У меня и палатка, и спальный мешок с собой. Я буду бегать шесть дней по парку и там же жить;
- ... ... Да в принципе тут всё так и написано (смотрит в экран монитора). Хорошо, попробуйте.
Нью-Йорк, аэропорт им. Д.Ф.Кеннеди, стойка погранконтроля:
(говорят по-английски)
- Здравствуйте. Я участник шестидневной гонки, которая будет проходить тут неподалёку, в Флашинг Медоуз Корона парк. Там же я буду и жить. Вот приглашение, там всё подробно описано.
- Здравствуйте (офицер заглядывает в паспорт) Андрей Эдуардович. А я ваш коллега, участвовал в Нью-Йоркском марафоне - вот моя фотография (протягивает мобильник). Удачи вам! (ставит штамп)...
Впереди короткое знакомство с одним из самых известных городов мира и длительное, практически недельное изучение аллей одного из его парков.
КАМЕННЫЕ ДЖУНГЛИ
За день до старта решил съездить на Манхэттен. Кто его знает, каково будет здоровье после финиша, а не побывать на этом острове, считай и Нью-Йорка не видел.
Метро рядом, с его сложной конфигурацией познакомился ещё дома, а правила пользования - новая наука. При входе прошу у служащего MetroCard, тут же кладу на неё деньги, из расчёта 2,25$ за одну поездку и можно штурмовать турникет.
Нью-Йоркскую подземку любят критиковать за "простоту и грязь", а я буду хвалить, потому как сабвей мне откровенно понравился. Ничего лишнего, всё максимально антивандально и, где это возможно, блестит хромированными деталями.
Вагоны гораздо чище, новее и удобней московских. Станции - без лепнины, но ведь не музей же, а средство передвижения. Гораздо приятнее "музейных ценностей" то, что люди входят и выходят из вагонов безо всякой суетливо-унизительной толкотни. И практически каждый может рассчитывать на свободное место (это в 20-миллионном мегаполисе).
Информационная обеспеченность такова, что незнание английского не становится непреодолимой преградой свободного передвижения, тем более, что на том же входе в сабвей можно совершенно бесплатно получить подробнейшую карту Нью-Йорка со всеми пригородами и пересекающими их линиями метрополитена.
СТОП-КАДР
Практически на каждой станции метро есть свой "чернокожий брат" который громогласно вещает о скором конце света. Это понять достаточно легко - безо всякого перевода. Внимание на "оракулов" никто не обращает...
Первичных "неудобств" ровно несколько. Нужно приобрести привычку смотреть на головной вагон - именно там стоит буква или цифра, говорящая о принадлежности к определённому маршруту. Желательно поинтересоваться у соседей по перрону - в ту ли сторону идёт поезд с этой платформы, потому как не факт, что в нужную вам. Приходится приучать глаза к поиску на улице очень скромных станционных метровходов - они больше смахивают на подземные переходы с очень узкой, на двух человек, лестницей. А эскалаторов здесь нет, во всяком случае - не встречал.
Одни линии, практически всю дорогу, идут по эстакаде над улицей, другие сразу ныряют в подземелье. Первые гораздо веселее - дополнительная экскурсия.
Итак, примерно через час, выхожу на 42 стрит в районе главного городского вокзала Гранд Централ. Это сооружение - ещё одна местная особенность. Просто красивое здание музейного типа и никаких тебе путей. Всё упрятано под землю. Реальный минус в сторону Москвы, если вспомнить - сколько ценного места занимают сами столичные вокзалы и подходящие к ним рельсы.
СТОП-КАДР
Спускаюсь в сабвей, "прокатываю" карточку на турникете - ноль эмоций. Ещё и ещё - аналогичный случай. Встаю в очередь к окошку "закладки денег". Количество мелочи до нужной суммы не дотягивает. Протягиваю магнитную метрокарту, 50$, выражаю желание оплатить две поездки - всё это дело вылетает обратно.
Ну ладно, может размена нет... Иду по 42-й дальше, тут до следующей станции буквально рукой подать. Та же история...
Приходит понимание, что в местном метро, таким образом, борются с завуалированными разменами, а значит впредь мелочь надо всегда в запасе иметь. В противном случае вариантов ровно два - пешком или на такси. Первый - слишком энергозатратный, особенно перед длительным бегом. Второй - дорогого стоит, как раз весь "полтинник" на эту дорогу и ушёл бы...
Не буду описывать особенностей Манхэттена - литературы на этот счёт уже предостаточно. Отмечу, то, что не может не заметить даже очень критичный взгляд.
Во первых, все эти басни про "каменные джунгли" и людей с психологией букашек среди стеклянно-бетонных монстров - чистой воды враньё. Всё очень легко и воздушно. Не давит даже тогда, когда поднимаешь голову и видишь над собой очередную громаду блестящего стекла или кирпичей. Очень много воздуха и не простого, а чистого! Я ни разу не почувствовал запаха бензина, хотя по центру Нью-Йорка ездят не только легковушки, а и самые, что ни на есть автопоезда.
Много архитектурных и просто памятников, изящно вписанных в небоскрёбное обрамление. Много парков, с сопутствующей "поесть-посидеть-почитать" инфраструктурой. Много людей, передвигающихся бегом и на велосипедах. Они воспринимаются совершенно нормально, не вызывают кривых ухмылок и тупейших "оригинальностей" типа: "А "Янки" сегодня бегут?!". Излишне много sorry - извинения буквально преследуют на каждом шагу. Если кто-то нечаянно до тебя дотронулся - sorry, если ты кого-то задел, в ответ снова sorry...
СТОП-КАДР
Приблизительные познания в английском совершенно не мешают. Достаточно обратиться к первому встречному и сказать, что ты иностранец. Отказа в помощи не встретил ни разу. Удивление вызывал только ответ - откуда я приехал: "I'm from Russia". Принимали за испанца, иногда за колумбийца...
ФЛАШИНГ МЕДОУЗ
Ну, если полностью, то будет Флашинг Медоуз Корона Парк. Огромное зелёное пространство с двумя озёрами расположено в районе с названием Квинс, практически посередине между двумя Нью-Йоркскими аэропортами - им. Джона Кеннеди и Ла Гардиа. Второй, кстати, тоже имени - так одного из мэров города звали.
СТОП-КАДР
Совершено незабываемая картина ночного захода самолётов на посадку в Ла Гардиа. Цепочка огоньков выстраивается над Нью-Йорком и каждые минуту-полторы, прямо над головой очередной реактивный грохот...
В парке много просто полян, на которых могут отдыхать все желающие и полей, где организованные команды занимаются своими видами спорта. Пришёл, и занимай любое свободное место ровно на столько, сколько тебе нужно. Главное, чтобы свободнолежащего мусора потом не оставалось, исключительно в урнах и мешках.
СТОП-КАДР
Как-то днём стал свидетелем редкого зрелища - огромный воздушный "грузовик" набирает высоту с космическим челноком на "спине". Чуть выше барражирует истребитель американских ВВС...
Именно в парке видно - насколько здесь велик культ здоровья. Уже с пяти утра на аллеях бегуны, велосипедисты, приверженцы восточных единоборств. А в выходные все поля заняты "дворовыми" командами - футбол, бейсбол, крикет...
КТО И ОТКУДА
На эти соревнования не приезжают просто так. Быть тебе участником или не быть решают организаторы, сообразуясь с историей личных стартов и, наверное, какими-то рекомендациями. Но, ни одна рекомендация не даст никаких привилегий на трассе, потому как каждый метр каждой пройденной мили - он твой, личный...
В этом году рядом со мной состязались представители двадцати стран. От Финляндии до Канады, от Швейцарии, до Новой Зеландии и Австралии. Плюс Чехия, Сербия, Болгария, Словакия, Венгрия, Португалия, Италия... Включая Шотландию, Данию, Германию, Австрию и Латвию. Ну и конечно же братья-славяне из Украины и России. Да ещё местные парни и девушки...
ЗАЧЕМ
Человеку постороннему достаточно трудно объяснить - зачем идти на старт шести- или десятисуточного забега. А глубинный смысл происходящего в уже в самом названии соревнований - "Самопреодоление".
Здесь действительно с избытком всего - и самопреодоления, и самопознания. Здесь каждый из нас избавляется от лишней "шелухи", оголяя на всеобщее обозрение свою настоящую сущность. Здесь не останется не замеченной и твоя слабость, и твоя сила… Потому что это ТРАССА.
КАК ЭТО БЫЛО
Всё устроено достаточно просто. Выделенная временной изгородью площадка стартового городка. Сразу за входными воротами два павильончика, где расположились судьи-счётчики. Одни отмечают очередной круг десяти-, другие шестисуточников. Далее сквозной проход через кухню-столовую. Здесь можно задержаться, а можно и просто взяв всё, что нужно - поесть-попить на начале очередного круга. Тут же, по обеим сторонам трассы, навесы с личными местами участников, где можно разместить свои вещи. У каждого стул, половина стола, верёвки с вешалками.
Чуть в стороне палаточный лагерь. Можешь приезжать с собственной "квартирой", не хочешь - разместят в одном из общих шатров. Тут же палатка медиков, две душевые кабины, биотуалеты, уличные умывальники. Всё, как в обычном туристическом лагере.
Столь близкие к природе условия идеальны при сухой и тёплой погоде, но именно этого "добра" американская земля для нас в этот раз не заготовила.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ-ТРЕТИЙ
Старт дали при начинающемся дожде, быстро трансформировавшемся в шторм. Совершенно жуткий ветер и настоящие потоки воды с неба. На первые 80 км. у меня ушло ровно 9 часов. Практически всё это время - с зонтом в руках. Он хоть и отнимал лишние силы, но давал некоторый комфорт, защищая от ливня хотя бы лицо. Остальное - полный дрызг. На асфальте тем временем начали образовываться небольшие озёра, преодолевать которые приходилось вброд.
Решив, что природной бани уже более чем достаточно, пошёл переждать непогоду в палатку, заодно и проверить - не смыло ли её. Через пару часов грохот "за бортом" поутих, а дождь перешёл в назойливую морось. Ничего, бежать уже можно. "Намотал" ещё 60. В сумме за сутки 140 км - даже более чем достаточно, если учесть, что аналогичных этапов впереди ровно пять, и главная задача - не "погоня за лидером", а просто максимально достойно продержаться до финиша.
СТОП-КАДР
В три ночи после вторых суток проснулся с ощущением, что за палаткой лежит снег - холод дикий. Первая, ещё сонная мысль - организаторы остановили пробег, не может же он по снегу проходить! Потом слышу - нет, живёт трасса. Заставить себя вылезти из тёплого "спальника" проблема, решил её лишь представив, что полярные исследователи жили в аналогичных, но ещё более суровых условиях...
Второй день всё в той же мокрой одежде и тех же самых "хоть выжимай" кроссовках. Переодеваться-обуваться в сухое совершенно бессмысленно, потому как уже через несколько минут всё будет ровно таким же, а сушка здесь не предусмотрена. Тепло только в душе, но после него колотит ещё сильнее... +90 км.
СТОП-КАДР
Утро третьего дня. Бодро "проскакал" восемь миль, а на первой четверти девятой вдруг "накрыло". Силы иссякли напрочь, всё в тумане, парк "раскачивается". Главное из желаний - лечь на асфальт и отключиться. Миля кажется бесконечной, путей её сокращения много, но это дисквалификация...
Добрёл, не помню как. Спрашиваю ребят - что за зараза такая? Оказывается, практически все через это проходят, когда организм достигает определённой степени истощения: "Поешь яблок, апельсинов - всё пройдёт".
Поел, поспал на стуле несколько минут. Бежал до ночи - безо всяких проблем"...
Ночной отдых больше похож на короткое забытье - уснуть не даёт жуткая боль в коленях. Значит утром нужно прибегать к испытанному средству. Лечение просто как всё народное - капуста. Прибинтовал к коленям и вперёд... +75 км.
СТОП-КАДР
Бегу по парковой аллее. Навстречу местный житель. Метров за пять до меня он вдруг расплывается в улыбке: "А я тебя вчера по телевизору видел!!!"...
Колени прошли, а на возникшую напряжённость в районе ступней старался не обращать внимание, оказалось - зря. Ночью, зайдя в душ обнаружил опухшие до состояния небольших поленьев голеностопы. Особо "отличилась" левая нога. Понятно, что нагрузка, ясно, что трое суток даром не даются, но и вечно-преследущая сырость свою роль тоже сыграла. Поняв, что на смену каким-то результатам пришёл просто терпёж, позволил себе максимальный отдых.
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ-ШЕСТОЙ
С утра начал регулярно интересоваться возможностями медицинской палатки. А там массаж и лёд, костоправы, хиропранты и гомеопаты, плюс всякие суперпластыри. Последнее - для множественных мозолей на пальцах, внимания на которые ранее не обращал, как на меньшее из предложенных дистанцией испытаний.
Становится понятно, почему после каждого круга длиною в милю (1.6 км.), тебя радостно приветствуют как мирового чемпиона. Ведь каждая миля становится безумно длинной, а каждый шаг по ней сопровождает с трудом переносимая боль.
Более опытные коллеги говорят о том, что надо просто преодолеть болевой порог и всё снова наладится...
Следующим утром вышел на привычное "ковыляние" и через пару кругов случилось чудо - вернулась возможность бежать, что принесло состояние настоящего счастья. Бежал весь день, но всему есть предел. К вечеру "проходить пороги" стало совсем невмоготу. Значит, снова максимальное восстановление, потому как завтра в полдень - финиш, а перед ним побегать ещё ну очень как хотелось...
СТОП-КАДР
Пять утра. Остановился на набережной - на плановую растяжку. Мимо спокойно дефилирует приличного размера енот...
Весь день рядом с аллеями "пасутся стада" уток и гусей, а дорогу бегунам пересекают спешащие по своим делам белки...
... Не зоопарк, и даже не заповедник - просто Нью-Йорк...
Утро финишного дня порадовало первым настоящим солнцем, а вот ветер своих позиций не сдаёт. Он тут всегда сильный и активно меняющий направления. Но это всё мелочи. В голове же две главных мысли: первая - совершенно понятная любому радость, от того, что всё заканчивается; вторая - понятная лишь тем, кто здесь побывал - горечь, от того, что всё заканчивается...
СТОП-КАДР
Ни разу не возникло желание сойти. При всех трудностях к этому процессу просто прикипаешь. Доходило до того, что я окончательно приходил в сознание после сна уже на трассе, с тарелкой каши в руках. Иду, ем и понимаю, что начал очередную милю ещё в полусне... А это значит, что у меня нет другой дороги - только эта.
Во время "суток" бывало, изрядно утомлял бег по кругу. До старта были опасения, что и здесь может всё надоесть, полностью исчезнет мотивация... Ни разу, ни одной мысли... Даже при невозможности просто передвигаться от совершенно жуткой боли...
Решил сделать 280-ю милю финишной, взял на неё российский флаг - с ним ковылять по многолюдному субботнему парку стыдно, поэтому, хоть и очень медленно, но всё-таки бежал…
Позади 448 километров и шесть суток настоящего самопреодоления на ТРАССЕ, о которой хочется посвятить несколько особых слов.
О ПЕРЕЖИТОМ
В личном архиве несчитанное количество марафонов, различного рода сверхмарафоны, более десятка суточных пробегов. Вроде не новичок в этом деле, но сравнимых с полученными здесь ощущениями не испытывал ни разу.
Это не просто дистанция, которую выходишь покорять. Здесь, если ты не относишься к бегу, как к некоему духовному процессу, ТРАССА даст тебе возможность правильно выстроить мысли, в противном случае - просто скинет.
Здесь чувствуешь обязанность помочь тому, кому в этот момент тяжелее, и когда тебе станет совсем невмоготу - вдруг появляются люди, которые обязательно поддержат, причём - в самое нужное время. Не обязательно словом, просто затормозят свой бег и идут рядом...
Здесь возникает такое сообщество, в которое очень хочется попасть снова. И никакой ветер, дождь, холод... Никакие бытовые неусловия и пережитая боль не могут это желание пересилить.
Здесь часто звучит слово "опыт". Каждый новичок сам приобретает свой опыт, если он способен анализировать собственные ошибки. Именно таким путём приходит понимание, что здесь нет мелочей, ведь любая из них за эти долгие сутки способна вырасти до масштабов глобальной проблемы.
И ещё. Шесть суток совсем не предел. Параллельно проходит десятисуточный ультрамарафон. Но, это уже следующий этап и совсем другой опыт...
Андрей ХАЧАТУРОВ
P.S. Огромное спасибо всем людям, благодаря которым эта поездка состоялась.
|