|
|
С IV съезда профсоюза отрасли
На пути к социальному партнерству
11-12 апреля в Подмосковье состоялся IV съезд Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП), который объединяет 432 929 членов профсоюза. Профсоюзная организация в ОИЯИ входит в это профсоюз.
В работе IV съезда приняли участие свыше 250 делегатов и многочисленные гости. На съезде профсоюза российских атомщиков присутствовали делегации 14 зарубежных профсоюзов, в частности Франции, Италии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Украины, Казахстана, Литвы, Абхазии и таких международных профсоюзных объединений, как Международная организация энергетиков и горняков и Всемирный совет трудящихся ядерной промышленности.
Повестка дня включала отчетные доклады ЦК профсоюза и ревизионной комиссии, выборы председателя профсоюза, руководящих выборных органов и ревизионной комиссии. Председателем отраслевого профсоюза вновь избран И.А.Фомичев. На съезде, который является высшим органом профсоюза, определены задачи РПРАЭП на ближайшие пять лет.
Перед делегатами и гостями IV съезда РПРАЭП выступил генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Сергей Кириенко. Он рассказал о задачах, стоящих перед ГК "Росатом", и достигнутых успехах, более подробно остановился на социальных вопросах, которые, по его мнению, успешно решаются в госкорпорации, ответил на вопросы делегатов съезда.
С.В.Кириенко, в частности, сообщил (стенограмма приводится по тексту, распространенному среди делегатов), что в отрасли введена единая унифицированная системы оплаты труда (ЕУСОТ). Главной задачей при этом было, чтобы никто не потерял в заработной плате и шел ее общий рост. Средняя заработная плата в отрасли на начало января 2012 года составила 42 800 руб., за год она увеличилась почти на 21 процент. Официальная инфляция в стране в 2011 году составила 6,1 процента. То есть мы нашим работникам за год обеспечили рост реального дохода на 15 процентов... Если возвращаться к тому, от чего мы стартовали, то в 2006 году средняя зарплата по отрасли была 13 900 руб. То есть она за эти годы выросла в три раза. Мы должны за несколько лет поднять среднюю заработную плату до 60 тыс. руб.
Поскольку рынок атомной энергетики - глобальный и открытый, отметил С.В.Кириенко, мы должны конкурировать своей продукцией с производителями из других стран, а значит, и по заработной плате должны конкурировать, люди должны получать такую же достойную заработную плату. Сейчас нам надо обязательно "донастроить" ЕУСОТ, учитывая все особенности. На самом деле "донастройка" подобных систем - это постоянная работа, нам придется постоянно совершенствовать эту систему.
Социальная политика
Мы вместе с вами создали целый ряд отраслевых социальных стандартов. Наш совместный продукт - 9 корпоративных социальных программ. Я стараюсь следить за тем, чтобы мы, наращивая заработную плату, не уменьшали социальную поддержку людей. Для тех, у кого маленькая заработная плата, социальный пакет имеет большое значение. В 2011 году у нас социальные затраты на одного работника составили 48,5 тыс. рублей. Для сравнения в 2010 году - 44 тыс. руб. То есть социальные затраты выросли выше уровня инфляции, это вполне достойно.
По медицинскому обслуживанию мы пока еще не дотянулись до нормальной работы. Тем не менее считаю, что ситуацию с медицинским обслуживанием нельзя считать удовлетворительной. Это, в частности, обусловлено общими проблемами Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России. Исторически у этой организации было более высокое финансирование, чем у остальной медицины, а теперь это не так. В стране стали больше вкладывать в развитие медицины в территориях, и это хорошо, но ФМБА стало отставать.
В этом году выделены неплохие деньги на переоборудование, но у ФМБА недостаточно денег ни на нормальную заработную плату, ни на социальные программы. Это сказывается на притоке молодых кадров, на возможности удержать ключевых специалистов. В Сарове было подписано соответствующее поручение Владимира Путина найти дополнительное финансирование ФМБА. Поручение подписано, но предстоит большая работа ведомств.
Также есть опасение, что министерство здравоохранения и социального развития, получив поручение председателя правительства выделять ФМБА больше денег, начнет склоняться к мысли, что может быть, тогда проще передать учреждения ФМБА регионам. Нас это не устраивает. Возможно, что это решит ряд финансовых проблем, учреждения ФМБА получат больше денег, но одновременно с этим произойдет и общая уравниловка. А у нас есть специфические требования, нам нужна не обычная, а особенная медицина, более высокого качества, более высокой специализации. Поэтому более правильное решение - добиваться целевого, приоритетного финансирования, как это было всегда.
Жилье
Здесь у нас движение в правильном направлении, суммы на эти цели каждый год увеличиваются, я считаю, что это очень важно. Также важно, что мы не выдумывали способ решения проблемы, сидя в Москве, а старались найти удачные примеры у наших предприятий. Один из успешных опытов ипотечного кредитования, который позволяет большому количеству людей достаточно быстро решать проблемы с жильем, - РФЯЦ ВНИИЭФ (Саров).
Пока мы шли по пути целевого финансирования, безвозмездных ссуд, мы решали проблему ограниченного числа людей. Лучше, если мы перейдем к системе субсидирования процентной ставки и полноценного ипотечного кредита, выстроив жесткие договора с банками. Мы централизовали работу с банками, провели жесткие конкурсы, поставили условие - если банк хочет работать с предприятиями атомной отрасли, то он должен давать льготные кредиты по ипотечным программам. Ряд банков вынуждены принять на себя такие обязательства. Суммы на эти цели каждый год увеличиваются, я считаю, что это крайне важно.
Поддержка ветеранов
У нас сохраняются действующие программы по поддержке ветеранов, мы не должны их ухудшать, а наоборот, должны поддерживать и наращивать, включив при этом новые направления, такие как дополнительное пенсионное обеспечение и целый ряд дополнительных индивидуальных решений.
О науке
Из нерешенных задач в первую очередь хотел бы обратить внимание на ключевую проблему - полноценное развертывание работ по научному комплексу. Сложилась парадоксальная ситуация - по значимости наука стоит на первом месте, а по финансированию неизбежно оказывается на последнем. Понятно, почему это происходит: ведь если деньги на научный комплекс идут не в виде заказа работ, то это не развитие научного комплекса, а просто способ социальной поддержки. Мы с этого начинали.
В 2006-2007 годах мы делили деньги на институты, исходя из принципа "чтобы выжить". Мы придумывали, какие бы работы заказать институту, чтобы он оставался на плаву. Это было не финансирование, а социальная поддержка. Слава богу, это время закончилось, и мы переходим к процессу нормального, полноценного развития. Это означает, что деньги надо делить не по принципам: кому сколько надо, или кто успешнее лоббирует свои интересы, или кто из директоров авторитетнее, - а по принципу заказов. То есть заказывать то, что действительно нужно.
Чтобы это стало возможным, надо было пройти всю цепочку. Пока концерн "Росэнергоатом" не строил станции, у него не было заказов. Когда начали строиться станции, когда развернулась большая инвестиционная программа у уранового, топливного, машиностроительного дивизионов, ситуация изменилась. Теперь у них появились деньги, и они в состоянии формировать заказ для научного комплекса.
Что мы сделали? Мы привязали долю затрат на НИОКР к выручке. Мы посмотрели, как это устроено в мире в наиболее динамично развивающихся компаниях в атомной энергетике. Они тратят примерно от 2 до 4 процентов от выручки компании на научные разработки. Мы в этом году практически вышли на этот уровень. Мы стартовали с 1,6, в прошлом году было уже 3,5, в этом - 4,5 процента от выручки. В дальнейшем мы планируем ежегодно тратить около 4,5 процента от выручки на научные разработки. А выручка у нас растет каждый год, в этом году это 28 млрд руб. на НИОКР по целевому заказу.
Объем заказов уже вырос в два раза, а к 2015 году мы планируем увеличить их еще в два. Распределяются заказы, естественно, неравномерно - кому-то больше, кому-то меньше. Нам надо найти способы более равномерно распределять заказы, постараться помочь тем, кому их трудно найти.
Именно поэтому мы согласились отдать несколько наших фундаментальных институтов, таких как ИФВЭ и ИТЭФ, в структуру "Курчатовского института". Потому что стало понятно, что у нас очень мало для них заказов, процентов 10-15. Тех денег, которые мы можем разместить у них в качестве заказов, им недостаточно. На такие институты правильнее тратить бюджетные деньги, им нельзя ставить в качестве основной прикладную задачу. Если мы станем загружать их решением прикладных задач, мы похороним научные школы.
Финансировать такие институты через госкорпорацию неудобно, у нас всегда будут "срезать" бюджетные деньги и институты всегда будут их недополучать. Если они войдут в структуру министерства науки и образования, то такой проблемы не возникнет, и все, что положено, они получат. А то, что мы им можем заказать, мы и так закажем. Передавая эти институты, мы берем на себя обязательство не только не сокращать, но и наращивать заказы. Это правильное решение.
Объем заказов вырос, теперь стоит задача нарастить материальную базу научных институтов. Появилась целевая федеральная программа по развитию науки. Понимаю, что у нас есть проблема с заработной платой в научных организациях. Поскольку наука оказалась последней в цепочке заказов для отрасли, зарплата в ней отстает, но зато растет более высокими темпами.
Средняя заработная плата в науке чуть более 26 тыс. руб. В 2012 году она должна вырасти до 31-32 тыс. руб. Это меньше, чем в среднем по отрасли, но думаю, что за несколько лет, перейдя к полноценному заказу, наука догонит всю отрасль по зарплате.
Наша судьба сейчас во многом зависит от того, насколько наш научный комплекс может выдавать современные решения. То, что мы сегодня продаем, на чем зарабатываем на жизнь, это на 90 процентов результаты научных разработок Советского Союза. Мы живем на колоссальном наследии Минсредмаша, но если мы не наладим работу нашего научного комплекса, не сумеем создавать современные научные продукты, то более 10 лет не продержимся.
Поэтому для нас важно обеспечить выработку современных конкурентных решений. Для нас проблема не просто распределить деньги.., а то бывает, что институт получит деньги и распределит их в лучшем случае по всем отделениям института, а в худшем - по созданным дочерним предприятиям. Такие примеры тоже, к сожалению, есть.
О хищениях
Мы развернули большую работу по борьбе с хищениями, с тем, что называется коррупцией, а по-русски - воровством. Задача непростая, работа тяжелая и неприятная. Мы запустили "горячую линию", куда человек может позвонить и поделиться тем, что его беспокоит. Нас даже обвиняли в том, что мы возрождаем стукачество, но это не так. Нам важно сохранить деньги, которые есть на что потратить, нам важно сохранить репутацию отрасли. Если государство выделяет для нас большие средства, мы должны показать, что в состоянии эффективно контролировать их расходование, а на местах это лучше видно.
Результаты есть. Только в 2011 году по обращениям, поступившим с предприятий по "горячей линии", выявлено 157 фактов хищения и возмещен ущерб на несколько сотен миллионов рублей.
Показателен пример одного из наших институтов. Он находится в тяжелой ситуации, причем странно, что деньги на него идут, а ситуация не улучшается. Отправили проверку и выяснили, что рядом с институтом создана организация, в которой директор института и ряд его заместителей владели 90 процентами собственности. Выручка этой организации примерно в три раза превышала выручку самого института, а объем "уведенного" из института заказа составил 2,6 млрд рублей! Слава богу, таких примеров немного.
Сейчас мы собираем от руководителей и их родственников справки о доходах и имуществе, занимаемся этой неприятной работой. Уже 1,5 тысячи руководителей и более 5 тысяч их родственников заполнили такие справки. Все возмущались, поскольку это хлопотно и неприятно, но в результате уже выявлено 18 финансовых нарушений. На 6,5 тысяч заполненных справок это, может быть, и немного, но есть и вопиющие случаи. Например, "Альянстрансатом". Выяснилось, что у жены его исполнительного директора в собственности три компании, и все работают, используя материальную и техническую базу "Альянстрансатома". Они беззастенчиво пользовались и мастерскими, и оборудованием... Уволены и генеральный, и исполнительный директор, и почти все руководство. Теперь будет разбираться прокуратура.
У нас в отрасли действительно есть полноценное социальное партнерство. Мы постарались, где можно, включать представителей профсоюза в различные комиссии. Это помогает избегать принятия решений, с которыми не согласны коллективы. Лучше на старте подключить представителей профсоюза, которые являются носителями позиции коллективов, к выработке решений. Если в решении сразу учтено мнение коллектива, то оно будет более качественное, таким образом, мы сэкономим время и избежим ошибок.
Материал редакции предоставил присутствовавший на съезде председатель ОКП в ОИЯИ Валерий НИКОЛАЕВ
|