Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный №1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Меридианы сотрудничества

Профессор Гвидо Пираджино

Турин-Дубна. Воспоминания (Амаркорд)

Один из самых известных своих фильмов Федерико Феллини назвал "Амаркорд" (Я вспоминаю...). В публикуемых сегодня воспоминаниях известного итальянского физика - множество фактов и фамилий, скрепляющих вехи сотрудничества итальянских научных центров и ОИЯИ. Автор этого ретроспективного обзора Гвидо Пираджино - член Итальянского физического общества, иностранный член Российской академии технологических наук, почетный доктор ОИЯИ, в течение многих лет член Ученого совета Института.

Сотрудничество между итальянскими и советскими физиками восходит к временам так называемой холодной войны: в 1959 году во время Рочестерской конференции, проводившейся в Киеве, член Академии деи Линчеи директор Института общей физики имени А.Авогадро при Туринском университете Глеб Ватагин, русский по происхождению, встретился с будyщим директором ОИЯИ членом АН СССР Николаем Боголюбовым.

Из дружбы двух выдающихся физиков родилось сотрудничество итальянской Академии деи Линчеи и Академии наук СССР. Чуть ранее (1951 и 1954 годы, соответственно) родилось новое итальянское научное учреждение - Национальный Институт ядерной физики (INFN), а в Женеве был создан ЦЕРН. В Турине находилась одна из первых четырех секций INFN, на базе которых основан этот центр, и первым директором Туринской секции был профессор Глеб Ватагин. В 1956 году создан Объединенный институт ядерных исследований.

В 1959 году в Италии одновременно введены в строй два электронных синхротрона: на энергию 100 МэВ в Турине и на 1000 МэВ в новых лабораториях INFN во Фраскати.

В 1964 году на Рочестерской конференции, проводившейся в Дубне, произошла первая встреча Бруно Понтекорво и Антонино Зикики, которые всегда поддерживали успешное сотрудничество итальянских физиков и ученых ОИЯИ.

Гвидо Пираджино и Джиль Понтекорво.

Несколько лет спустя, в 1968 году, во Фраскати введен в действие коллайдер АДОНЕ. В качестве инжектора был использован ЛИНАК для электронов и позитронов, который параллельно позволял проводить в лаборатории ЛЕАЛЕ работу по электророждению пучков пионов. Руководителем проекта ЛЕАЛЕ был назначен профессор Карло Кастаньоли из Турина.

Туринская экспериментальная группа по ядерной физике, руководимая автором этих строк, имела опыт работы на обоих итальянских электронных синхротронах при исследовании фоторождения пионов на ядрах во Фраскати и изучении фоторазвала ядра Не-4, а также структуры гигантского дипольного резонанса в Турине. В 1967 году эта группа приступила к осуществлению проекта по изучению всех каналов взаимодействия положительных пионов с ядром гелия-4, для чего в ЛЕАЛЕ была создана диффузионная камера, размещавшаяся в магнитном поле и наполнявшаяся гелием-4 при давлении, равном 12 атм.

В это время Академия деи Линчеи командировала меня на три месяца в Лабораторию ядерных проблем ОИЯИ, где профессор Юрий Щербаков готовил проект по исследованию на дубненском синхроциклотроне как упругого рассеяния положительных и отрицательных пионов на ядрах гелия-4 и гелия-3, так и двойной перезарядки положительных пинов на гелии-4. Создаваемый в ОИЯИ детектор, использующий метод фотографического съема информации, был основан на новой технике самошунтирующейся стримерной камеры, наполненной гелием при давлении 4 атм (эксперимент ДУБТО). Общие научные интересы очень быстро привели к плодотворному сотрудничеству между Дубной и Турином, процветающему и по сей день. На протяжении свыше 40 лет это сотрудничество развивалось и давало жизнь новым совместным экспериментам, проводимым во Фраскати, в ЦЕРН, в Национальной лаборатории Сакле (LNS) и в настоящее время в ОИЯИ и ЦЕРН.

По окончании первого эксперимента, выполненного с помощью диффузионной камеры, в 70-х годах во Фраскати был создан оригинальный магнитный спектрометр, основанный на стримерной камере, наполненной гелием при атмосферном давлении, для изучения рассеяния на ядрах положительных и отрицательных пионов на 180° (эксперимент Турин - Фраскати - Дубна).

В 1972 году, учитывая хорошие результаты, полученные при сотрудничестве с Турином, ОИЯИ поддержал встречу в Москве между физиками Института ядерных исследований Академии наук, руководимыми Георгием Зацепиным, Александром Чудаковым и Альбертом Тавхелидзе, занимавшимися исследованиями в области космической физики в подземных лабораториях Советского Союза, и туринской группой, руководимой профессором Карло Кастаньоли, только что создавшей новую лабораторию CNR в туннеле под Монбланом. Одним из наиболее значимых результатов стало наблюдение нейтрино, испущенных при взрыве сверхновой в 1987 году. Это второе по хронологии итальянско-российское сотрудничество ныне успешно продолжается в Национальной лаборатории INFN Гран Сассо.

В 1975 году профессор Клаудио Вилли в качестве президента INFN посетил ОИЯИ и подписал первый общий договор между двумя научными учреждениями, который постоянно продлевается и обновляется.

В 1979 году под руководством директора Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ профессора Венедикта Джелепова синхроциклотрон ОИЯИ был остановлен для реконструкции его в фазотрон. В 1980 году Джелепов поддержал продолжение сотрудничества Турин - Дубна на установке LEAR в ЦЕРН, где и был начат эксперимент PS179 по изучению взаимодействий медленных и остановившихся антипротонов с легкими ядрами. Совместно с Фраскати была создана большая самошунтирующаяся стримерная камера в магнитном поле, наполнявшаяся рабочим газом-мишенью при атмосферном давлении. В рамках этого же эксперимента облучалась ядерная фотоэмульсия - с целью исследования взаимодействия антипротонов с поверхностными нуклонами, а также мультинуклонных взаимодействий с ядерной материей (эксперимент Турин - Фраскати - Дубна). Особенный интерес представляло первое прямое экспериментальное измерение верхнего предела количества антиматерии в первые моменты времени существования Вселенной.

В конце 80-х годов в рамках того же сотрудничества была изменена техника детектирования, и с целью продолжения изучения антипротон-ядерных взаимодействий и мезонной спектроскопии на установке LEAR в ЦЕРН был создан спектрометр ОБЕЛИКС-PS201.

В конце 90-х годов коллаборация Дубна-Турин создала также спектрометр ДИСТО для изучения на ускорителе "Сатурн" в Сакле рождения странности поляризованными протонами.

В дальнейшем та же группа физиков спроектировала и реализовала на SPS в ЦЕРН в начале 2000-х годов спектрометр КОМПАС-NA58 для исследования структуры нуклонов и адронной спектроскопии. В настоящее время этот эксперимент успешно продолжается.

В 1987-2005 годы я был назначен первым советником при Посольстве Италии в Москве (с возложением функций научного атташе) и в этом качестве в 1992 году способствовал тому, чтобы итальянская сторона одобрила значительное финансирование Министерством иностранных дел поддержки научной деятельности ученых из Италии в России. С помощью этого финансирования итальянские и российские физики из Турина и Дубны, опираясь на поддержку INFN, спроектировали и создали новый спектрометр (эксперимент ПАЙНУК). Целью экспериментов было изучение с большой точностью на фазотроне ОИЯИ взаимодействий положительных и отрицательных пионов с ядрами гелия-4 при атмосферном давлении, используя пучки пионов с энергией ниже, чем необходимая для возбуждения так называемого резонанса "Дельта". В то же самое время этот спектрометр позволил также провести экспериментальное исследование для оценки верхнего предела значения массы нейтрино и антинейтрино, рождающихся при распаде пионов.

Турин, январь 2012.
Перевел с итальянского Джиль ПОНТЕКОРВО.

В этом великолепном сотрудничестве принимали участие:

В.Аблеев, Е.Андреев, Т.Ангелеску, Н.Ангелов, С.Багинян, Ф.Балестра, Р.Барбини, П.Батюк, Ю.Батусов, И.Белолаптиков, Р.Бертини, А.Бианкони, Т.Блохинцева, А.Бонюшкина, С.Боссоласко, С.Бунятов, М.П.Бусса, Л.Буссо, В.Бутенко, С.Коста, О.Денисов, В.Дроздов, И.Фаломкин, Л.Ферреро, В.Фролов, Р.Гарфаньини, У.Гастальди, И.Ньези, А.Грассо, В.Гребенюк, К.Гуаральдо, В.Иванов, М.Кулюкин, А.Кирилов, В.Коваленко, Э.Лоди Риццини, В.Ляшенко, Р.Мах, А.Маджора, М.Маджора, А.Манара, А.Михул, А.Моисеенко, Ф.Никитиу, Д.Панциери, В.Панюшкин, Б.Парсамян, Г.Пираджино, Д.Понтекорво, С.Прахов, В.Пряничников, А.Рождественский, Н.Русакович, М.Сапожников, Ю.Щербаков, Р.Скримальо, И.Смирнова, Л.Вентурелли, Ф.Тозелло, В.Третьяк, Дж.Зози.


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер