Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный №1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Наш вернисаж

Физика и акварели

Выставка Владимира Флягина работает в музее ОИЯИ

Как профессиональный физик Владимир Борисович никоим образом не смешивает свои научные и художественные интересы, потому что процессы, происходящие в микромире, нельзя, по его мнению, представить в зрительных образах.

...Когда секретарь директора Лаборатории ядерных проблем открыла для меня "овальный" зал, а она делает это по первому требованию каждого гостя, я не то чтобы обмер, но какое-то теплое и лучистое спокойствие повеяло со стен, украшенных акварелями профессора Владимира Борисовича Флягина. И выставка в лаборатории впервые в те декабрьские дни конца 90-х напомнила о том, что скоро Новый год, самый замечательный праздник, и пора подумать о подарках, которые доставят радость близким. Наверное, потому, что сама эта выставка стала новогодним подарком коллегам.

Незадолго до той выставки в лаборатории Владимир Борисович показал свои работы в Доме ученых - это был как бы итог его творчества за многие годы работы и жизни в Дубне. В отличие от небольшого собрания акварелей в "овальном" зале, там были представлены его работы, выполненные в разной технике и разных жанрах. И были восторженные отзывы в книге посетителей, и проникновенные выступления на открытии.

Как профессиональный физик Владимир Борисович никоим образом не смешивает свои научные и художественные интересы, потому что процессы, происходящие в микромире, нельзя, по его мнению, представить в зрительных образах: "Как изобразить принцип неопределенности? Я не знаю. А это один из главных принципов современной физики. Или - "черные дыры"... Над ними я думал. Но здесь, кроме знаний, нужна еще богатая фантазия. А строгие знания мешают фантазировать. Что же делать, если я точно знаю, что любое изображение моделей микромира антинаучно..."

Зато как любитель путешествий Владимир Борисович охотно и успешно сочетает свои дальние и ближние странствия с увлечением живописью - и это видно по географии его работ. Правда, не все поездки и походы остались в карандаше, акварели и красках - за два года очень напряженной работы в Женеве, в Европейской организации ядерных исследований, практически не было времени для художественного творчества. Зато итальянские зарисовки греют душу и художнику, и его поклонникам. От былых байдарочных походов остались карельские зарисовки. Меньше писал на реках Белой и ставшей родной Дубне - суровые походные условия не располагали. Очень дороги художнику пейзажи близких сердцу мест - речка Керженец, старая банька на берегу реки, спокойные и милые пейзажи срединной России.

Как старожил Дубны Владимир Борисович переживает за облик родного города: "Много хожу пешком до Черной Речки, до Большой Волги, и понастроенные там коробки совершенно не впечатляют, в отличие от старой части Дубны, где невысокие здания соизмеримы с человеческими масштабами и вписаны в заповедный природный ландшафт". Запечатленные в зарисовках Флягина уголки старой Дубны, уже канувшие в Лету, вызывали у посетителей его выставок умильно-ностальгические воспоминания.

Своей особой утренней, полуденной, вечерней жизнью дышат в работах Флягина цветы. Астры. Пионы. Сирень. Их он любит писать на природе. Дома нет такого освещения. А природа дискретна и переменчива. Именно она вызывает у художника то особенное состояние души, которое предшествует работе и ее сопровождает. Что очень роднит его с другими дубненскими коллегами, которые признавались мне в том же. Когда же он сравнивает это ощущение с волнением и напряжением, вызванными срочной подготовкой научной статьи или завершением экспериментов с бессонными сеансами, то оно, в отличие от рабочих авралов, не изматывает, а приносит полное удовлетворение: "Я чувствую, как изнутри разогреваюсь. Вплоть до того, что уши начинают гореть".

Флягинские акварели так и поселились в лаборатории, как в свое время в другой лаборатории натюрморты Ларисы Зиновьевой. Или пейзажи Володи Василевского - в Дубненском университете.

Евгений Молчанов, 1997 год.


Из книги отзывов посетителей выставки в музее ОИЯИ. Апрель 2012.

Спасибо за доставленное удовольствие, особенно - за уголки Дубны, с такой любовью запечатленные вами. Наши художники почему-то мало рисовали город, и та, старая, Дубна, почему-то исчезла, а в ваших картинах она оживает. Акварели сделаны мастерски, видны вложенный них труд и несомненный талант и вкус автора. Я сам окончил ДХШ у Ю.И.Сосина в 1969 году и немножко понимаю в акварельных работах. Спасибо! Здоровья вам и новых картин!

А.А. Воронин, ЛНФ ОИЯИ.

...Картины, написанные вами, поражают не только прелестью природы, но и красотой и тонкостью вашей души. Изумительны пейзажи и натюрморты! Хотелось бы пожелать вам многих творческих свершений как в области физики, так и в искусстве... Такие люди, как вы, вносят доброту и радость в жизнь человека.

Р.А. Мухина.


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер