|
|
Школы
Осваивая науку в ее триединстве
Международная научная школа для молодежи "Современная нейтронография: от перспективных материалов к нанотехнологиям" проводилась в ЛНФ ОИЯИ уже в третий раз. Ее цель - познакомить научную молодежь с последними достижениями в области фундаментальных и прикладных исследований материалов методами нейтронографии и обучить экспериментальным методам нейтронографических исследований. Поучиться всему этому в Дубну приехали студенты, аспиранты и сотрудники МИФИ, МФТИ, МГУ, НИЦ "Курчатовский институт", ИЯИ, ПИЯФ, ФЭИ, Института металлургии и материаловедения РАН, Физико-технического института низких температур НАН Украины, университетов Нижнего Новгорода, Тулы, Стерлитамака, Уральского федерального и Южного федерального, Киевского университета имени Т.Шевченко и Белорусского госуниверситета.
ПЕРВУЮ ЛЕКЦИЮ на школе прочитал директор ОИЯИ академик РАН В.А.Матвеев: Современная нейтронография - один из важнейших методов исследования современных новых материалов, структур, который применяется как в фундаментальных, так и в прикладных, тесно связанных направлениях исследований. И нигде кроме как в стенах Лаборатории нейтронной физики имени Ильи Михайловича Франка участники школы могут почувствовать ту атмосферу единства знания в области фундаментальных исследований, в области прикладных, в области исследований материалов, потому что создание инструментов исследования структуры материи, структуры новых материалов является неотъемлемой частью фундаментальных исследований. Их нельзя друг от друга оторвать, они связаны друг с другом. Я думаю, это единство трех направлений - фундаментальных исследований, инновационных задач и воспитания молодых кадров. Наша молодежь должна быть готова к тому, что современная наука востребована во всех направлениях - от фундаментальных знаний до знаний, которые определяют все сферы нашей жизни и создания окружающей нас техники.
Лаборатория нейтронной физики обладает уникальным инструментом для исследования материалов...
Здесь довели до конца проект модернизации импульсного реактора ИБР-2. Это исключительно непростое, трудное дело в наше время, причем, реализованное полностью в рамках того проекта, который был разработан 15 лет назад. И энергетический пуск реактора показал, что ИБР-2М способен давать пучки нейтронов при средней мощности реактора 2 МВт. Этот результат сам по себе является свидетельством торжества науки в ОИЯИ. И молодые ученые, приезжающие сюда издалека, должны знать, что здесь инновационные идеи, идеи, способные двигать науку на самом высоком уровне, живы. Наука здесь, несмотря на все проблемы современной жизни, развивается темпами, соответствующими современному мировому развитию и даже в чем-то их опережающими.
МОЛОДОЙ ПРОФЕССОР Фидель Антонио Кастро Смирнов читает лекции в Гаванском университете информационных наук и работает в недавно созданном в Гаване Центре перспективных исследований. Свое участие в школе он совместил со знакомством с Объединенным институтом:
- Очень приятно было услышать выступление на школе директора ОИЯИ В.А.Матвеева, я учился по его книгам. Многие из моих учителей прошли школу Объединенного института, в том числе такие известные ученые как Оскар Родригес и Оскар Диаз. Мне было бы интересно наладить сотрудничество с лабораториями нейтронной физики, радиационной биологии и ядерных проблем, с ЦКП "Нанобиофотоника".
- Во время последнего визита дирекции ОИЯИ на Кубу в апреле этого года, - добавил Г.М.Арзуманян, - была достигнута договоренность о сотрудничестве в области нанотехнологий, включая исследования и разработки в сфере биомедицины. В ряду других мы посетили Центр перспективных исследований и наметили с его руководством заключить до конца этого года договор о сотрудничестве с ОИЯИ на ближайшие несколько лет. Полагаю, что это станет реальным шагом по возобновлению участия и членства Кубы в ОИЯИ. Именно во время этого визита мы пригласили Фиделя Антонио в Институт прочитать лекцию, что он и сделал блестяще.
Об исследованиях с помощью нейтронной спектроскопии рассказал участникам школы П.А.Алексеев (НИЦ "Курчатовский институт"), прокомментировавший для нашей газеты значение школы: Польза этого мероприятия совершенно очевидна: наша страна нуждается в людях, которые занимаются наукой, тем более фундаментальной наукой, которая лежит в основе развития цивилизации. 150 лет назад люди не знали радио, не могли подняться не только в космос, но и в атмосферу... Все это достижения фундаментальной науки, она дает то, чего нет в живой природе. Поэтому такие школы, которые дают представление о широком спектре направлений науки, очень важны.
Как вам понравилась аудитория?
Ребята задают хорошие вопросы, видно, что они внимательно слушали лекцию, думали, что-то поняли и хотят разобраться. Это приятно. Наверное, и мы были такими. Потом был провал 1990-х годов, а теперь молодежь наукой интересуется, и это очень приятно.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ школы оказались разными, но схожими в одном - время в Дубне проведено с пользой.
Аспирант НИЦ "Курчатовский институт" Полина Борисова: Я работаю на нашем исследовательском реакторе ИР-8, и для меня школа была очень интересной. Полезно было узнать о спектре задач, которые можно решать с помощью нейтронов, сравнить возможности нейтронографических методов с возможностями синхротронного излучения, как их лучше комбинировать, для каких задач какой метод использовать. Понравились лабораторные работы: мы знали теоретически, как работают детекторы, но в разобранном виде их не видели. Понравилась лекция по графену (заместителя директора ЛТФ В.А.Осипова - О.Т.) - очень доходчивая, к тому же можно было уточнить все неясности у лектора, чего не сделаешь, общаясь с книгой.
Сотрудник ПИЯФ (Гатчина) Ксения Воронина: Я месяц назад начала работать в области нейтронных исследований. Не жалею, что приехала на школу, - здесь я узнала о новых методах, приобрела новые знания, полезной была экскурсия на реактор ИБР-2М. Понравились лекции, особенно М.В.Авдеева о методе малоуглового рассеяния и А.В.Белушкина, давшего сравнение нейтронного и синхротронного излучений.
Аспирант ПИЯФ Владислав Тарнавич: Я второй раз участвую в этой школе. На мой взгляд, лекции порой перегружены материалом, их сложно воспринимать. А лабораторные работы стоит проводить более серьезно - не как ознакомление с каким-то методом и спектрометром, а чтобы участники школы смогли выполнить реальное исследование на пучке нейтронов. А в целом впечатление от школы хорошее, если получится, приеду сюда еще.
Участник стажировки молодых ученых стран СНГ студент Кыргызско-Российского славянского университета (Бишкек, Кыргызстан) Сергей Кузнецов: В этой школе мы скорее получаем общее развитие, чем углубляем знания по своей специальности. Мне лично запомнились лекции о графене и по радиобиологической тематике. До этого мы еще участвовали в школе "Управление инновациями", в ходе которой я уяснил для себя общий подход к инновационным проектам, что стоит учитывать особенно на начальных стадиях работ по проекту. У меня после школы по инновациям даже мировоззрение частично поменялось. А поскольку я занимаюсь приборостроением, вполне возможно, услышанное в Дубне пригодится. Также большое впечатление оставили экскурсии (в рамках обеих школ) - на ИБР-2М, Нуклотрон, медицинские пучки фазотрона, в ОЭЗ.
Студент факультета наук о материалах МГУ Илья Росляков: Мне школа понравилась - все, что ожидал от нее, состоялось. Лекции интересные, представление материала рассчитано на студенческую аудиторию: без излишнего загромождения формулами, но и не чересчур поверхностно. Правда, от лабораторных ожидал большего, но на них мы все делали как в реальном эксперименте: ставили образцы, включали детектор, только нейтронов не было. Можно предложить организаторам сделать школу тематической и ежегодно менять тематику - "Нейтроны и медицина", "Нейтроны и наноматериалы" и так далее.
Ольга ТАРАНТИНА, фото Павла КОЛЕСОВА.
|