|
|
Точка зрения
Эффект нелинейности времени
(Окончание. Начало в №34.)
Метод "сжатия времени"
В основе метода "сжатия времени", позволяющего на практике сокращать затраты времени при выполнении сложных научных разработок (не только научных, метод применим везде) в десять и более раз, лежит условие создания в кратчайшие сроки (ориентация на затраты в 1 процент времени по отношению к тому, как обычно делают все) и ввода в эксплуатацию "ядра" создаваемой системы. С последующим наращиванием этого "ядра" в процессе эксплуатации, шаг за шагом, с учетом получаемого опыта эксплуатации и проверкой результатов на каждом шаге.
Все выглядит как бы очень просто. Но есть одна сложность, от которой зависит конечный результат как по сокращению затрат времени, так и в качестве (что даже важнее) выполненной разработки. А именно: "ядро" должно создаваться как красивое.
С этого момента надо обратиться к разъяснению основ католической культуры, из которой вышло протестантское течение, и православной - в период их мучительного разделения в VI-XI веках в результате спора о так называемом "филиокве" (filioque) - исходе или не исходе Святого Духа от Бога Сына. Это был главный (по существу - единственный) спорный вопрос.
В католичестве, признающем исход, причем в виде энергии, скрыт мужской дух, требующий свободы. При выделении из него протестантской культуры с ее отказом от подчинения человека Римскому папе и правом для каждого свободно толковать слова Библии, что дало протестантам как носителям этой культуры большой прогресс в вопросе высвобождения духа человека-творца, началось активное движение мысли, породившее Новое время с его расцветом науки.
А в культуре русского православия с его (в отличие от протестантской культуры) не ограниченной ничем, даже Словом Библии, свободой духа (что сложилось исторически именно в русской культуре, начиная с исхода руссов из "больного" Киева в XII веке на север, под защиту лесов и болот, для сохранения свободы и чести, что было связано с защитой своих женщин от наступавших на Киев тюрков-половцев) открывается возможность мистического (не объяснимого разумом) погружения в разлитую во Вселенной таинственную Красоту и к проявлению на этом пути эффекта нелинейности времени. Что приводит идущую в этом направлении Россию к взлетам и падениям в ее нелегкой истории.
Нелегкой потому, что поиски пути к Красоте идут всегда вслед за "началом", связанным с рождением нового слова. И при этом что-то должно заставить погружающиеся в Божественный мрак (православное учение) Красоты (наше "уточнение" этого учения) души (предлагается принять, что у человека есть душа), на которые из этого скрывающегося за понятием бесконечность пространства нисходит дающий ощущение счастья свет, отреагировать ответным движением на движение извне. Этим "принуждением", связанным со "вслед", являются страдания носителей женского начала. Тогда происходят поиски ведущей к победам красоты. При этом подмечено, что русская душа как бы даже тянется к страданиям. "Эх, пострадать бы!" - написал в своей записной книжке Лев Толстой. Это тоже говорит о некоем вселенском мистицизме русской души. Что, отмечу как нечто положительное для нынешнего "безумного" времени для России, вселяет надежду на будущее. Выход из кризиса для России видится в ее нелинейном во времени историческом развитии. И в международном сотрудничестве, прежде всего с Западом - носителем мужского духа.
Но вернемся к методу "сжатия времени", согласно которому "ядро" создаваемой системы должно быть красивым. Именно это является неодолимой проблемой для носителей мужского духа, им русская культура столь же необходима. При создании "красивого ядра" мы применяем "отрицательный" (апофатический - греч.) принцип поиска красивых решений, сформулированный первыми православными богословами в IV-V веках (три великих капподакийца - Василий Великий, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст и главный - Псевдо-Дионисий Ареопагит): при поиске доказательств существования Бога надо отбросить все, что Богом являться не может.
Интерпретируя этот подход к выполнению научных разработок с поисками красоты (что особенно важно при создании "ядра"), мы предлагаем не делать ничего, что можно не делать. Но вот "что можно не делать" - надо искать на пути синергии ("совместного с Ним делания"), что уже доступно (и дело отнюдь не в интеллекте) не каждому. Вот эти "правила":
- не спешить (народная поговорка "Утро вечера мудренее"), молча и в сосредоточенности "держа вожжи" надежды и веры (православный исихазм, сложившийся в XIV веке трудами греческих монахов Григория Паламы и других), перекрывая временем (стоицизмом во времени) мужскую по духу немецкую, в общем случае - протестантскую, "власть воли";
- обязательно начать что-то делать ("Под лежачий камень вода не течет"); а вслед за этим (первая неудача не имеет значения, неудач может быть несколько - до двадцати) искать красоту, применяя для погружения в нее острый, как бритва, аристократический прием, найденный жрецами Египта или Вавилона (в этом вопросе идут споры) еще за тысячу лет до появления Пятикнижия израильского пророка Моисея, ставшего основой Ветхого Завета: не верить ни единому слову;
- увидеть, "что можно не делать" при создании "ядра", и потом уже обсчитать его, а не пытаться, как, например, немцы, просчитывать "все" варианты в поисках "лучшего";
- атаковать (принять к исполнению) "сошедшую" - как нисходит поэзия - идею, уловив в какой-то момент времени ("время разбрасывать камни" - по Ветхому Завету) "то самое" слегка волнующее настроение и положившись тогда и только тогда на него, когда знаний еще не хватает и приходится полагаться на русское авось, отражающее одну из сторон "загадки" русской души. Которая (душа), как это, надеюсь, понятно, должна быть чистой и светлой. Здесь будет к месту упомянуть преподобного Сергия Радонежского, жившего в XIV веке, который призывал русских людей в преддверии битвы с войском хана Мамая на Куликовом поле, ставшей прологом к освобождению Русской земли от монголо-татарского ига, к "осветлению души".
Для применения этих знаний, однако, недостаточно только чистоты души, являющейся (здесь предлагается положиться на авось в том, что душа все-таки существует) каналом связи для нисходящих на нас настроений. Есть еще нечто, что делает "непригодным материалом" 99 процентов ученых - от рядовых научных работников до академиков. Это - незнание установочной заповеди (мы говорим об опыте православной культуры) о смысле жизни, что должно считаться основой перехода от детерминистского к антропокосмическому (основанному на синергии - "совместном с Ним делании") недетерминистскому подходу к науке: служить неземному.
Красоте, которая у нас обладает "массой"? Из которой, по формуле Эйнштейна e=mc2, и возникает "мужская" энергия, приводящая к рождению новых идей у первопроходцев? Чтобы нарастить с помощью человека "массу" Красоты еще больше? Красота, олицетворяющая женское начало в Природе, возможно, даже выше Самого Бога?.. Женское начало является началом всех начал?
А что тогда физики, пытаясь раскрыть загадку массы m, связывают с поиском бозона Хиггса? Не говорим ли мы об одном и том же, таинственной массе в виде сверхмалой частицы в неживой природе и не менее таинственной нашей "массе", воспринимаемой как живая Красота?
Не вызывает сомнения, что Красота - это не энергия, она не исходит, а в нее погружаются. Погружается душа человека вслед за творением нового слова? Так, опять же, видится процесс творения не просто нового, но красивого. Что, единственное из нового, направляемое через победы красоты (на пути "сжатия времени") затем и остается в вечности? Где время, похоже, ничто. И Х-бозон - как знать? - может оказаться чем-то производным от "массы", рождающим мысли у человека? Это они, мысли, могут быть красивыми и легкими или же мрачными и тяжелыми...
А путь управления направлением движения первопроходческой мысли к Красоте - это и есть путь России с ее "загадочной" русской душой? Когда императора Александра II спросили: не сложно ли управлять Россией? - то он ответил: "Россией управлять не сложно. Но совершенно бесполезно". То же и у Достоевского: "Подпольный человек - главный человек в русской жизни".
Это через них, одиночек-первопроходцев, а не через тех, кто обладает властью и деньгами, Природа/Бог управляет началом процесса развития Вселенной (рождением мысли) и его направлением (в сторону к Красоте). И в этом "начале" русская культура играет равную роль с культурами Запада, на основе принципа дополнительности. Что человечество, идущее по пути глобализации под флагом с призывом к "смирению и покаянию", еще не осознало. А есть еще два слова - смелость и отвага.
Доказывать логически такие утверждения очень сложно. И я просто сошлюсь на Мартина Лютера, основателя в XVI веке протестантской культуры: "На том стою. И не могу иначе".
12 апреля 2010 года. Рабочее совещание в ЦЕРН по подготовке Первой школы ОИЯИ-ЦЕРН по информационным технологиям. Слева направо: Николас Кульберг (ЦЕРН), Джон Фергюсон (ЦЕРН) - главный автор комплекса административных информационных систем, сделавшего прозрачными работы по построению Большого адронного коллайдера, Николай Русакович, Григорий Трубников, Лин Эванс (ЦЕРН) - руководитель проекта Большой адронный коллайдер, Владимир Шкунденков.
Учебно-научный центр ОИЯИ. Слушатели в зале во время проведения Первой школы ОИЯИ-ЦЕРН по информационным технологиям (25-29 октября 2010 года). Информация об этой школе приведена на сайте: http://sbnt.jinr.ru/iris/event10s.html. В период с 24 по 28 октября 2011 года планируется проведение второй школы. Главная задача - поддержка проекта NICA в ОИЯИ.
Владимир Шкунденков, доктор технических наук, директор Научного центра исследований и разработок информационных систем.
P.S. Ввиду ограничений по размеру статьи, накладываемых публикацией в газете, в приведенном тексте опущен фундаментальный по важности вопрос - о существовании в Природе числовых характеристик красоты, в которых на пути "сжатия времени" при поисках красоты заложены победы женского начала над мужским. Об этом можно прочесть в книгах Владимира Шкунденкова (библиотеки и Интернет). Одна из книг: Владимир Аршинов, Николас Кульберг (Nicolas Koulberg), Джеймс Пурвис (James Purvis), Владимир Шкунденков. Антропокосмическая модель Вселенной. - М., 2008. - 260 с.
|