Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный №1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Из дальних странствий

Южная Корея - фрагменты истории, науки и культуры

Когда прилетаешь в Южную Корею летом, то при выходе из самолета испытываешь ощущение, будто попал в сауну. Температура в это время года в Сеуле обычно выше 30 градусов, а влажность составляет около ста процентов. Высокая влажность определяется муссонными дождями, которые обрушиваются на Корею в этот период года, а также близостью двух морей - Желтого и Японского.

Кстати, когда в беседе со своими корейскими друзьями я произнес "Японское море", они обиделись и сказали, что данное море у них называется Восточным. У корейцев непростые отношения с японцами. Есть несколько спорных островов и дело иногда доходит чуть ли не до боевого столкновения. Хотя эти острова представляют собой несколько голых скал, вопрос носит принципиальный характер, так как устанавливает права собственности на шельф около островов. Более того, многие корейцы не забыли кровавую интервенцию японцев в начале прошлого века, которая закончилась оккупацией Кореи вплоть до конца Второй мировой войны. К слову сказать, одним из первых приказов японских интервентов был приказ о закрытии всех корейских высших учебных заведений. Им нужна была только практически бесплатная корейская рабочая сила.

Корея волею судьбы оказалась зажатой между двумя могучими странами - Японией и Китаем. И то, что корейцы сохранили свою национальную самобытность и не растворились в этих двух могучих нациях - просто чудо. На мой взгляд, одной из причин этого стали природные условия. Корея сплошь покрыта низкими сопками с маленькими долинами между ними. Только эти долины и пригодны для земледелия. Природных богатств в Корее тоже нет. Поэтому особых выгод от завоевания данной территории не просматривается, разве что использовать ее как плацдарм для нападения на богатые соседние страны. Более того, жесткие природные условия с постоянной борьбой за выживание закалили дух корейского народа, этот народ не так просто победить.

В настоящее время, даже при таких неблагоприятных условиях для земледелия и большом населении (в Южной Корее проживает около 45 миллионов человек), Корея практически ничего не импортирует из-за границы. Корейцы яростно борются за свою продовольственную независимость и, например, ведут многолетнюю войну по этому вопросу со своими ближайшими союзниками американцами, которые требуют открыть корейский рынок для дешевых американских говядины и риса.

Следует заметить, что это является частью общей тенденции в корейской политике. Как правило, корейцы стараются захватить рынки других стран и крайне неохотно открывают свои. Например, импортные автомобили являются в некотором смысле предметом роскоши в Корее, так как на них устанавливается как минимум стопроцентная пошлина и они становятся в разы дороже корейских машин. Все это находится в разительном контрасте с российской действительностью, в которой стимулирование развития производства в других странах за счет импорта из этих стран уже привело к разрушению целых отраслей российской экономики, в первую очередь сельского хозяйства. Когда я первый раз вез своего корейского коллаборатора профессора Донг-Пил Мина, который сейчас занимает значительный пост при правительстве Южной Кореи, из Шереметьево в Дубну, он долго смотрел в окно на заросшие наши поля, а потом сказал: "Как много у вас земли и как плохо вы к ней относитесь!"

Николай Кочелев и Донг-Пил Мин.

Уровень налогов в Южной Корее очень разный для малого бизнеса и для больших компаний. Например, малый бизнес, в котором занято большинство населения страны, практически не облагается налогами, что стимулирует его прогресс, а такие крупные компании как Hyundai, Samsung и другие, несут основное налоговое бремя. Но основным богатством Кореи является, конечно, ее трудолюбивый народ. Всех, кто говорит о так называемом Корейском экономическом чуде, я могу заверить, что чуда никакого нет. Просто есть здоровая работящая нация с ясным видением своих целей. Чудом, по-видимому, можно было бы назвать такую ситуацию, когда в стране интенсивно пропагандируется культ безделия и праздности с ожиданием получить всевозможные блага любыми другими путями, но только не упорной работой. Программы телевидения Кореи всячески пропагандируют человека труда, неважно, где он работает - в сельском хозяйстве или в бизнесе.

Я, например, не могу представить появление на Корейском телевидении аналога российской программы "Дом-2". Корейцы просто не поймут смысл существования данных молодых особей. Огромное внимание корейское ТВ уделяет также повышению образовательного уровня населения. Так, существует несколько круглосуточных образовательных программ, где читаются лекции практически по всем дисциплинам, от физики-математики до теологии.

Корейцы в массе своей трудоголики. В университетах, например, считается признаком ленивости уходить с работы раньше 9-10 вечера. Поэтому университетские окна обычно светятся до позднего вечера. Более того, библиотеки в тех университетах, где я был, работают круглосуточно. И я видел, что в период сессии даже ночью библиотеки заполнены студентами. Южная Корея вкладывает огромные деньги в развитие образования. Только в Сеуле существует более тридцати университетов с десятками тысяч студентов, а в Сеульском национальном университете (СНУ), где я проработал два года, число студентов превышает тридцать тысяч. Сейчас основной кампус СНУ расположен в живописном месте у подножия гор. Несколько десятков лет назад данное место принадлежало могущественной компании Samsung и использовалось ей в качестве гольф-клуба. Но однажды президент компании был вызван к президенту-диктатору Южной Кореи Пак Чон Хи, который потребовал передать данную местность безвозмездно под кампус крупнейшего университета страны. Это требование было выполнено без промедления. К слову сказать, Пак Чон Хи сыграл громадную роль в развитии экономической мощи страны. При его правлении, с 1963 по 1979 годы, нищая и полуголодная страна начинает стремительно развиваться благодаря экономическим реформам, поощряющим развитие производства. К этому периоду относится настоящий расцвет таких корейских компаний, как LG, Samsung, Hundai, Daewoo и Posco, которые в настоящее время играют ведущую роль в стремительном экономическом развитии Южной Кореи.

Следует отметить, что корейские компании вкладывают огромные деньги в развитие науки в Южной Корее. Например, Университет в городе Поханге (POSTECH) был основан и финансируется в значительной степени крупнейшей в Азии сталелитейной компанией POSCO, которая расположена в этом городе. Благодаря данной компании преподаватели университета имеют очень высокие зарплаты, а также бесплатное жилье. POSCO также сыграло определяющую роль в сохранении Азиатско-Тихоокеанского центра теоретической физики (APCTP), который изначально находился в Сеуле, но в начале нового века стал испытывать большие финансовые трудности, которые разрешились после переезда в Поханг.

Несколько лет назад при активном участии А.Н.Сисакяна и В.В.Воронова было подписано соглашение между БЛТФ и APCTP. К настоящему времени уже проведены несколько совместных конференций, в ходе которых наметились возможные направления сотрудничества между учеными ОИЯИ и Южной Кореи. Например, год тому назад такое совещание было проведено в Поханге в новом ультрасовременном Международном центре компании POSCO. В этом году совещание проходило в Дубне.

Во время моего двухгодичного пребывания в Южной Корее для иностранных исследователей, работающих по программе BrainPool, был организован так называемый индустриальный тур. Мы побывали на заводах Hundai и POSCO (на снимке), а также посетили ведущие научно-исследовательские центры Южной Кореи. Так, мне посчастливилось наблюдать на заводе Hundai полный цикл производства автомобиля, начиная с ковки кузова из листа металла и кончая его погрузкой на пароход для отправки на продажу. На заводе сталелитейной компании POSCO нам также показали полный цикл производства стали - от выплавки до получения проката. Было видно, что производство организовано идеально, и я думаю, что российским заводам еще далеко до такого уровня. Меня также поразила идеальная чистота как внутри, так и вне помещений этих на первый взгляд довольно грязных производств. Территория обоих заводов напоминала скорее парк с множеством деревьев, чем территорию завода в нашем представлении.

Кстати, несмотря на высокую плотность населения, Южная Корея довольно чистая страна. В этом можно убедиться, например, гуляя по многомиллионному Сеулу. Самое удивительное, что на улицах практически отсутствуют урны. Дело в том, что каждый кореец привык свой мусор забирать домой. В силу воспитания данное правило выполняется повсеместно и неукоснительно.

Примеров, как Южная Корея вкладывает миллиарды долларов в развитие науки и образования в стране, можно привести много. Так, недавно я узнал, что правительство страны выделило два миллиарда долларов для перехода на электронные учебники в школах. Во время совещания APCTP-БЛТФ ОИЯИ в мае этого года стало известно об окончательном решении правительства Южной Кореи начать строительство ускорителя радиоактивных ионов. Вокруг этого ускорителя будет построено также несколько прикладных институтов. Начальная стоимость такого проекта оценивается в сумму порядка десяти миллиардов долларов. Я хочу отметить, что в утверждении данного проекта огромную роль сыграл мой коллаборатор профессор Донг-Пил Мин, который несколько раз был в Дубне и обсуждал возможные пути сотрудничества между учеными Южной Кореи и Дубны. Насколько я знаю, это была его идея о строительстве нового научного городка на базе ускорителя радиоактивных ионов. У корейцев нет опыта строительства подобных ускорителей, и во время последнего совещания APCTP-БЛТФ активно обсуждалась возможная помощь ученых ЛЯР ОИЯИ.

Структура науки в Корее заимствована в основном из США, то есть в основном она сконцентрирована в университетах. При этом распределение бюджетных денег идет крайне неравномерно. Например, два крупнейших университета страны - Сеульский и Пусанский - получают намного больше бюджетных денег, чем любой другой. К слову сказать, основная борьба среди ученых идет за получение грантов на научные исследования от различных правительственных фондов. Обычно размер этих грантов очень большой и не идет ни в какое сравнение с РФФИ-грантами. Однако, как правило, лишь четверть представленных проектов могут их получить. Хочу отметить, что в провинциальных университетах обычно очень велики преподавательские нагрузки и поэтому у профессуры практически не остается времени заниматься наукой. Наука в Южной Корее сравнительна молодая и реально начала развиваться только после окончания Корейской войны 1950-1953 годов. Эта война унесла миллионы жизней и привела к полному разрушению экономики страны. 38-я параллель как нож разделила единую прежде нацию на две части по идеологическому принципу в угоду геополитическим интересам сверхдержав. Голодный, но воинственный Север по-прежнему является одной из самых болевых корейских точек. Здесь переплетаются многие как внутренние аспекты (такие как проблема разделенных во время войны семей, раздел экономических зон на море и прочих), так и внешнеполитические аспекты, связанные с интересами сверхдержав в данном регионе.

В заключение хочется рассказать о корейском менталитете. Я много раз был в этой стране, у меня много корейских друзей и мне кажется, что я понимаю некоторые особенности корейского взгляда на жизнь. Несмотря на то что на первый взгляд страна довольно религиозна, так как состоит примерно в равных долях из приверженцев буддизма и христианства, мне кажется, что религия не так глубоко проникла в души корейцев и они в массе своей в душе больше язычники. По-видимому, это связано с многовековой борьбой за выживание, что подразумевает тесную связь с реальной природой. Много внимания корейцы уделяют еде. Она у них очень разнообразная. Это многообразие определяется как продуктами моря, так и очень развитым земледелием. Едят корейцы много и с истинным наслаждением. Я бы сказал, что в Корее существует культ еды, который, по-видимому, связан с многовековым полуголодным прошлым. Многочисленные, недорогие ресторанчики с различными блюдами во всех населенных пунктах страны позволяют удовлетворить, кажется, любые пожелания посетителей. Из-за дешевизны ресторанов корейцы часто ходят в них семьями.

Также корейцы любят ходить семьями в местные сауны. Сауна в Корее обычно представляет собой многоэтажный комплекс с несколькими бассейнами из теплых и холодных минеральных вод, саунами с различными температурными режимами, залами отдыха, ресторанами, тренажерными и компьютерными залами. Плата за вход довольно низкая, обычно около шести долларов, и находиться в ней можно круглосуточно. Сауны в Корее окупаются за счет доступности их цен для рядовой корейской семьи, что обеспечивает массовость посетителей. Та же самая политика в маленьких корейских ресторанчиках приводит к их окупаемости. Все это находится в разительном контрасте с методами, применяемыми в аналогичных сферах в России, где окупаемость пытаются достичь за счет высоких цен на услуги. Другой особенностью корейцев является культ семьи.

Я был во многих странах, но нигде не встречал такого бережного отношения к родителям, как в Корее. Это что-то близкое к обожествлению. Надо отметить, что в Корее возраст имеет также принципиальное значение в общении между людьми даже вне семьи. Обычно перед тем как начать реальный контакт, кореец старается узнать ваш возраст, чтобы определить правильный стиль общения. К старшим по возрасту, во многом независимо от их социального статуса, отношение обычно очень почтительное.

В массе своей корейцы патриоты своей страны. Патриотизм закладывается с раннего детства. Если вы пойдете практически в любой музей страны, то обязательно встретите группы детей начиная с детсадовского возраста, которым рассказывается о важной роли, которую сыграла Корея в развитии мировой цивилизации.

В настоящее время уровень жизни в Южной Корее близок к уровню развитых стран Запада. Однако темпы экономического и культурного развития страны значительно выше. Страна в настоящее время обладает прекрасно развитой транспортной системой, что усиливает монолитность страны. Полное отсутствие межнациональных и межрелигиозных проблем, а также очень низкий уровень криминала и коррупции в стране являются дополнительными положительными факторами процветания народа Южной Кореи. Вспоминая название статьи Солженицына "Как нам обустроить Россию", я могу сказать, что южнокорейцы свою страну уже обустроили.

Николай КОЧЕЛЕВ


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер