|
|
Возвращаясь к нашим публикациям
Учителям... об образовании. Вопросы от физика. №18, 2011.
Хочу сформулировать здесь главную идею. Идея столь проста, что она чрезвычайно трудна для восприятия как самих учителей, так и методистов и администрации.
Известно, что образование состоит из двух этапов: обучения и экзамена. Так вот, суть идеи: совместить процесс обучения с каждодневными самопроверками учеников. При этом каждый ученик должен знать, что финальный официальный экзамен будет проходить по той же самой экзаменационной системе. При этих условиях процесс обучения перестает быть скучной обязанностью, а превращается в вызов для ученика.
Знать - значит уметь решать задачи. Это относится и к физике, математике, химии, биологии и даже к русскому языку. Для физики у меня уже есть экзаменационная компьютерная программа, которая из широкой базы данных случайным образом извлекает задачу и предлагает ученику. Ученик в уме или с помощью карандаша и бумаги должен найти путь решения задачи и представить решение в виде формулы. Компьютер автоматически, совершенно объективно, оценивает правильность и скорость решения задачи. База данных задач может составляться учителем. Она может редактироваться и расширяться. Можно создать универсальную базу задач или привести ее в соответствие с тем или иным профилем знаний.
Применение подобной системы образования позволит в течение пяти лет создать совершенно новое поколение знающих, уверенных в себе и инициативных молодых людей. Эта система вполне соответствует нынешней политике правительства, направленной на внедрение инноваций в нашу жизнь и экономику.
Я предлагал администрации города вложить некоторые средства в совершенствование продукта и лицензирование его с тем, чтобы потом иметь постоянный источник доходов в бюджет города. К сожалению, пока мне не удалось добиться успеха. Администрация управления народного образования города отнеслась к моему предложению как к попытке заставить ее потратиться на одну из многочисленных частных программ по методике обучения, которыми наводнен Интернет и которые пылятся на полках методкабинетов. Я призываю администрацию города пересмотреть свое отношение к моему предложению и принять, что предлагаемая компьютерная система является не каким-то новым методом обучения, а радикальной перестройкой всего образования - как среднего, так и высшего. Страна, которая примет на вооружение такую систему образования, станет первой в мире по интеллекту, экономике и качеству жизни. Не это ли есть главная цель для всех нас, и тем более нашей администрации?
Владимир Игнатович, старший научный сотрудник ЛНФ ОИЯИ.
|