Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный №1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Памяти товарища

Ушел из жизни в возрасте семидесяти трех лет наш товарищ - Эдуард Дмитриевич Лапчик (1.04.1938 - 15.07.2011). Ушел тихо и незаметно...

Он, кандидат технических наук, пришел в Лабораторию вычислительной техники и автоматизации ОИЯИ сорок лет назад, в 1971 году, чтобы выполнить - и выполнить блестяще! - работы по построению ставшей лучшей в мире мониторной сканирующей системы АЭЛТ-2/160, применявшейся с 1980 года для обработки фотоизображений с магнитного искрового спектрометра (МИС) Лаборатории ядерных проблем.

В том далеком теперь уже 1971 году между ЦЕРН (Женева) и ОИЯИ был подписан договор о сотрудничестве, целью которого было оказание содействия нашему Институту в создании указанной сканирующей системы. Мне, автору этих строк, была известна технология создания в ЦЕРН сканирующей системы ERASME, предназначенной в то время для обработки фотоизображений со строившейся большой европейской пузырьковой камеры (BEBC). (Потом с применением шести систем ERASME, лучшей системы среди созданных на Западе, будет обработано три миллиона сложнейших снимков с камеры BEBC.) Нечто подобное ERASME (я не оговорился, мы не копировали разработчиков в ЦЕРН, а шли своим путем, об этом - ниже) хотели создать и мы у себя. Но была одна проблема: отсутствие в СССР качественной элементной базы...

И администрация ЦЕРН пошла нам навстречу: в 1973 году Госдепартамент Соединенных Штатов с подачи ЦЕРН дал мне такое право - доступ к лучшей в мире элементной базе, с одним условием - без права передачи наработанных при этом технологий в оборонную промышленность СССР. И мы построили ее, нашу систему, которая, имея характеристики на уровне достигнутого в ERASME, вместе с тем обладала одним совершенно уникальным качеством - возможностью создавать программы распознавания измеряемых изображений со "сжатием времени" (сокращением затрат времени) в 100 раз!

Этот подход основан на исследовании природы творчества человека. Ушедший от нас Эдик Лапчик собственно к этому антропокосмическому (как он назван философами), недетерминистскому (признающему нестабильности в Природе) подходу к науке прямого отношения не имел. Но надо было не только сформулировать прорывные идеи, но еще и воплотить их в инженерной разработке. И вот здесь он сказал свое слово!

ЛВТА, 1976 год. Эдуард Лапчик в процессе создания мониторной сканирующей системы АЭЛТ-2/160.

На рубеже перехода от СССР к "новой" России, в 1991 году, когда вокруг начало рушиться все, заработав с применением метода "сжатия времени" на выполнении хоздоговорных работ, мы приобрели и подарили нашему Институту более двух десятков новейших по тем временам персональных компьютеров - РС-386 и РС-486. И были созданы и подарены две графических станции на РС-486 со скоростными средствами диалога.

А в 1995 году метод "сжатия времени" был внедрен в ЦЕРН, в разработках административных информационных систем, сделавших "прозрачными" работы по построению Большого адронного коллайдера. Коэффициент "сжатия" затрат времени на выполнение этих разработок, на которые ЦЕРН затратил свыше 40 миллионов швейцарских франков, достиг 10-кратного. Что отражено в документах. Таким образом мы получили право передать созданные технологические знания в российские университеты, чтобы на этой волне обеспечить "прозрачность" построения в ОИЯИ ускорительного комплекса NICA.

И одним из непосредственных участников этой эпопеи навсегда останется Эдик Лапчик.

Владимир Шкунденков, директор Научного центра исследований и разработок информационных систем, доктор технических наук.


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер