Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный №1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

За строкой Семилетнего плана

Клистрон для ИРЕН: первый и не последний

Клистрон, изготовленный для проекта ИРЕН специалистами японской фирмы "Тошиба", наконец прибыл в Дубну и собран на месте.

Задержка его отправки почти на два месяца произошла, как мы уже сообщали, из-за мартовского землетрясения в Японии. Клистрон был собран в городе Отавара, расположенном между Токио и Фукусимой. Он ждал отправки на стапелях, и после землетрясения японским специалистам пришлось вторично его тестировать. Тестирование показало, что прибор не пострадал от природного катаклизма. В конце мая клистрон оказался в ЛНФ ОИЯИ. На несколько дней в конце июня в лабораторию приехали и специалисты из Японии.

Сборку клистрона на месте полностью осуществили наши специалисты, - рассказывает руководитель проекта В.Н.Швецов, - мы специально попросили японских коллег во время сборки снять фильм, чтобы нам было проще ее воспроизвести. А за качеством нашей сборки следили представители "Тошибы" и корпорации "Марубени", занимающейся инвестированием производства различного оборудования и продажей его в Японии и по всему миру.

А в России не изготавливают такое оборудование?

Клистроны с такими параметрами изготавливают всего две организации в мире - компания "Тошиба" и Стэнфордский ускорительный центр в США. Это уникальная аппаратура, требующая непростых технологий и опыта больших коллективов, накапливаемого десятилетиями. Тошиба при всех своих плюсах и минусах нам больше подходит, что я сегодня и сказал, когда мы обсуждали с японскими специалистами наши планы.

По проекту требуется больше клистронов?

На две ускорительные секции нужны два клистрона и еще хорошо иметь один резервный. Установленный клистрон работает на частоте 50 Гц, а нам еще нужны на 150 Гц. Первый полученный клистрон стоит 210 тысяч долларов.

И ваши планы будут финансово поддержаны?

В рамках Семилетнего плана мы сможем купить три клистрона, два модулятора, нарастить вакуумное оборудование. Для этого потребуется 7,5 млн долларов за 7 лет. Когда я доложил об этих планах в прошлом году на заседании ПКК по ядерной физике, то мне сказали - а почему так долго? Мы готовы и к более быстрому развитию событий, и на последнем заседании экспертам программного комитета по ядерной физике был представлен ускоренный план-график развития установки ИРЕН и первые полученные научные результаты. Члены комитета, председатель ПКК В.Грайнер, М.Г.Иткис нас поддержали, и если к 3,3 млн долларов, предусмотренных Cемилетним планом, мы получим дополнительно 2,2 млн, то за три года сможем установить два хороших клистрона, два хороших модулятора, обновить инфраструктуру. Инженерная инфраструктура старая, требует замены электропитание, исторически мы завязаны на оборотное водоснабжение, градирня не первой молодости. Сейчас мы поменяем то, что уже совсем не может ждать, а полную замену инженерных сетей можно планировать после 2014 года.

К концу года мы должны иметь конкретные ответы от компаний-производителей, чтобы вовремя успеть выполнить технико-экономическое обоснование и за три года, с 2012 по 2014, реализовать задуманное.

Пока реализовывался первый этап проекта ИРЕН, прошло немало времени. Когда вы получите и установите весь инструментарий первоочередной необходимости, останется ли установка на авангардных позициях?

Если мы при поддержке дирекции сможем реализовать технические планы к 2014 году, то ИРЕН станет в ряд источников мирового уровня, наряду с аналогичными в Бельгии и США.

27 июня мы полностью завершили сборку клистрона, откачали вакуум, - продолжает ведущий специалист по СВЧ-технике В.В.Кобец, - на следующий день подключали электронику, затем начали постепенно поднимать напряжение на клистроне. По рекомендации специалистов "Тошибы" поднимать напряжение до номинального мы должны были в течение дня, затем так же постепенно его снижать. Старый клистрон имел импульсную мощность в 20 МВт, новый - 50 МВт, поэтому нам пришлось перенастроить нашу аппаратуру, настроенную на 20 МВт. Работать нужно круглосуточно, чтобы проверить эксплуатационные характеристики клистрона.

А что касается замечания японских специалистов относительно немалого среднего возраста нашей команды, то пусть они сделают нам 80-мегаваттный клистрон, у нас будет больше интересной физики, тогда и молодежи будет гораздо больше!

Гости правильно подметили: команда ИРЕН состоит из опытных профессионалов - это заместитель главного инженера ИРЕН Г.Н.Погодаев, начальник отдела ЛФВЭ А.П.Сумбаев, начальник группы ЛФВЭ В.Г.Шабратов. На время сборки клистрона членами команды стали представители компании "Тошиба" С.Фудзии, корпорации Марубени К.Цукуи, московского представительства Марубени Р.Сасаки, начальник отдела Марубени А.П.Воробьев и переводчик А.В.Анисимов.

Вопросы гостям Дубны: первый - представителю Компании "Тошиба" С.Фудзии.

Вы следили за сборкой клистрона. Как вы оцениваете технический уровень сотрудников ЛНФ?

Уровень очень высокий, они работают быстро и эффективно. Особенно мне понравились механики В.А.Кульков и А.В.Каляскин, которые могут сделать буквально все.

Для вашей компании изготовление такого клистрона - рядовое событие или что-то экстраординарное?

Ничего особого, мы изготавливаем много клистронов разной мощности для наших соседей - Китая и Кореи, поскольку японский рынок уже насыщен, и для стран Европы и США.

К.Цукуи (корпорация "Марубени"): Наше подразделение поставляет оборудование для АЭС и занимается производством радиоизотопов. Мы поставляем продукцию в Россию, Казахстан, Узбекистан. Сам я специалист по клистронам и тесно связан с компанией "Тошиба".

Я рад, что приехал в Россию, я хотел бы работать здесь. Россия - хороший рынок, я хотел бы заниматься торговлей здесь. А, сотрудничая с ОИЯИ, мы можем выйти на рынки стран-участниц Института, а значит, мы все получим большие возможности.

Ольга Тарантина, перевод Валерия Швецова


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер