Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный №1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Ученые - школе

Физика должна менять нашу жизнь!

Последнюю неделю июня гостями Учебно-научного центра ОИЯИ и всего Объединенного института стали учителя и школьники старших классов Петрозаводска, Ставрополя, Великого Новгорода, Рязани, Москвы, Дубны, Ленинградской и Воронежской областей, городов Болгарии. Предыдущие три школы, проходившие в ЦЕРН и ОИЯИ, были ориентированы только на учителей и ставили перед собой задачу познакомить их с современным состоянием фундаментальных и прикладных научных исследований по ядерной физике, физике высоких энергий и конденсированному состоянию вещества. Пригласив в этом году на школу вместе с учителями их лучших учеников, организаторы приступили к решению второй задачи - привлечения молодых кадров в науку.

"Молодежь, идите в науку!"

Программа школы была составлена очень плотно: буквально с утра до вечера ее участники слушали лекции, знакомились с лабораториями, базовыми и инновационными установками Института, узнали, что такое LHC, и поучаствовали в видеоконференции с ЦЕРН, познакомились с интернет-проектом Г.А.Шелкова "Ливни знаний". Увлекательная демонстрация И.А.Ломаченковым удивительной экспериментальной программы "Физика на кухне" захватила и взрослых, и ребят. Заключительной лекцией школы стало выступление М.В.Фронтасьевой (ЛНФ) "Авария на "Фукусиме" и будущее ядерной энергетики". И учителя, и школьники выступили с докладами: учителя обменялись педагогическим опытом, а школьники продемонстрировали свой уровень знаний, замахнувшись даже на черные дыры и перспективы технологического использования плазмы. Участники школы побывали в лицее №11 и университете "Дубна".

Лекции сотрудников ОИЯИ в той или иной степени были адаптированы к уровню участников школы. Например, Д.В.Наумов в своей лекции "Современная космология, или Как объяснить школьнику, что такое темная материя?" доступно и увлекательно изложил довольно сложный материал. Причем сделал это в форме диалога, на который школьники с готовностью откликнулись. А завершил он свое выступление таким призывом: "За последнее десятилетие в космологии сделаны выдающиеся открытия. Мы стоим на пороге новых революционных открытий в космологии, физике элементарных частиц, технологиях. Хватит торговать нефтью и сникерсами, молодежь, идите в науку! Только настоящий учитель может помочь в правильном выборе!"

Физика - наука практическая

Педагог лицея №8 И.В.Вихрова (Тихвин, Ленинградская область): Я участвовала в школе в прошлом году. Тогда меня очень увлекла своей лекцией о применении нейтронно-активационного анализа для исследований загрязнения окружающей среды М.В.Фронтасьева. Поразила сама идея, что физика должна как-то изменять в лучшую сторону нашу жизнь, по крайней мере, ее можно использовать для биомониторинга окружающей среды. Я решила попробовать исследовать наш Тихвинский район классическим способом и с помощью нейтронно-активационного анализа. У нас есть источники загрязнения - промышленные предприятия. Для школьников мы создали специальную обучающую программу и начали совместную работу с Мариной Владимировной.

Хотелось бы не ограничиться только анализом ситуации, а дать какие-то рекомендации предприятиям города, информацию жителям. И продолжить вместе с предприятиями работу над составлением карты атмосферных выпадений тяжелых металлов и других загрязнений. Для наших учеников было очень важно увидеть, что физика - наука практическая.

В этом году я приехала с несколькими своими учениками. Они с 90-процентной вероятностью остановили свой выбор дальнейшей учебы на Университете "Дубна". Почему не Санкт-Петербург? В Дубне можно быстрее попасть в науку и больше условий для отдыха.

С докладом на школе выступил ученик И.В.Вихровой Данила Лезин: Физикой я увлекся пять лет назад, когда поступил в класс с углубленным изучением физики. Выступить было полезно (доклад Данилы назывался "Черные дыры в современной физике") - выявились слабые места в математическом описании, но на вопросы я смог ответить. Оказалось, что девочка из Ставропольского края занимается той же темой. Из выступлений лекторов запомнилась лекция А.В.Беднякова (ЛТФ) по суперсимметрии, и на экскурсии в ЛТФ тоже было интересно общаться с сотрудниками лаборатории. А в свободное время гулял по городу - оценивал его с точки зрения будущей жизни.

Школа, меняющая жизнь

Педагог школы №17 и Центра дополнительного образования "Поиск" Ю.Ю.Говорухин (Кисловодск, Ставропольский край): Это третья школа, проводимая УНЦ ОИЯИ, в которой я участвую. И надо сказать, что моя педагогическая деятельность резко поменялась после этих школ. В наших школах мало оборудования для проведения физических экспериментов, есть только самодельные приборы. Здесь И.А.Ломаченков передает свой богатый опыт в замечательном курсе "Физика на кухне", который позволяет создать демонстрацию физического явления буквально из ничего. Полученный опыт и знания я передаю учителям края. С Иваном Алексеевичем продолжаем общаться дистанционно. Для нас это очень серьезная помощь в педагогической работе. А для учеников - возможность выполнить реальные исследования. У ребят появляется интерес к настоящим технологиям, в том числе и к ИТ-технологиям, благодаря интернет-проекту Г.А.Шелкова "Ливни знаний", в котором мы с удовольствием участвуем. В итоге Дубна становится популярным местом продолжения образования - в этом году два школьника из Кисловодска планируют поступать в ваш университет.

Полтора года участвует в проекте "Ливни знаний" Алексей Бычков (школа №7, Изобильный, Ставропольский край): С Дубной я немного знаком заочно, а теперь и познакомился лично. Мне нравится проект по изучению космических ливней "Ливни знаний", он дает почувствовать, что такое настоящая наука. Хорошо, что в нем может участвовать даже неподготовленный человек. Я пытался сагитировать одноклассников, но, несмотря на то, что у всех есть компьютеры и Интернет, таких желающих не оказалось. Уровень преподавания физики у нас настолько слабый, что рассчитывать на интерес к физике и науке у школьников не приходится.

Участие в этом проекте подтолкнуло меня к самостоятельному поиску дополнительной информации о космических ливнях, к самообразованию. Мне это стало настолько интересно, что я решил и дальше заниматься физикой высоких энергий, а обучение хотелось бы продолжить в дубненском университете.

Ольга ТАРАНТИНА


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер