Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея WIN

N 15 (4055) от 8 апреля 2011:

Версия N 15 в формате pdf

Ветераны нашего Института

Валентину Петровичу Зрелову - 85 лет

Сегодня исполняется 85 лет доктору физико-математических наук, почетному доктору ОИЯИ, советнику при дирекции Лаборатории ядерных проблем Валентину Петровичу Зрелову.

В.П.Зрелов работает в Дубне с 1952 года после окончания МИФИ. Его научные работы относятся к области релятивистской ядерной физики и электромагнитных оптических излучений. Исследования, проводившиеся под руководством или с участием Валентина Петровича, выполнялись на различных ускорителях протонов, ядер и электронов в Дубне, Гатчине, Серпухове, Дармштадте, Новосибирске, в ЦЕРН, а также в Баксанской нейтринной обсерватории РАН.

В середине 50-х годов, работая в группе М.Г.Мещерякова, В.П.Зрелов внес значительный вклад в исследования по изучению ядерных взаимодействий протонов при энергии 660 МэВ с помощью большого магнитного спектрометра (одним из инициаторов создания которого он являлся). Был выполнен большой цикл высокоточных измерений спектров пионов и нуклонов, образующихся в соударениях протонов с протонами и ядрами. В ходе этих работ обнаружен не известный ранее процесс прямого выбивания дейтронов - наилегчайших ядерных кластеров, образно говоря, обнаружена "зернистость" ядерной материи, или ядерные флуктоны. Это явление спустя 25 лет (в 1981 г.) было зарегистрировано как открытие N221 (в реестре Государственного комитета СССР по открытиям) за авторством Л.С.Ажгирея, И.К.Взорова, В.П.Зрелова, М.Г.Мещерякова, Б.С.Неганова и А.Ф.Шабудина.

Другой крупный цикл исследований относится к области использования излучения Вавилова - Черенкова (ИВЧ) в физических исследованиях. В.П.Зреловым был разработан, создан и испытан целый арсенал оригинальных оптических устройств для прецизионных (порядка 0,1 процента) измерений средней энергии частиц в широком диапазоне - от сотен МэВ до нескольких ГэВ в коллимированных пучках протонов и релятивистских ядер. Они использовались как для контроля работы ускорителей (реперные измерения энергии), так и в физических исследованиях, например для измерения массы движущегося релятивистского протона.

Фотография двухконусного излучения Вавилова-Черенкова, полученная на пучке ядер свинца с энергией 157 ГэВ/н ускорителя SPS в ЦЕРН, размещенная на обложке журнала CERN Courier (декабрь 1998).
В 1968 году в Атомиздате вышла двухтомная монография под названием "Излучение Вавилова - Черенкова и его применение в физике высоких энергий", ставшая своего рода настольной книгой для физиков, работающих в этой области. В 1970 году она была переиздана на английском языке и широко цитируется в научных публикациях по всему миру.

При всемерной поддержке В.П.Джелепова в 1967 году на протонном синхротроне 70 ГэВ в Серпухове под руководством В.П.Зрелова был осуществлен эксперимент по поиску магнитных зарядов (монополей Дирака) по излучению Вавилова - Черенкова и особенностям его поляризации для этих зарядов. Эксперимент был поставлен непосредственно в кольце ускорителя У-70 на внутренней мишени, что позволяло вести поиск магнитных зарядов (в том числе и нестабильных). Для дираковских магнитных зарядов была установлена очень низкая граница сечения их рождения (порядка 10-40 см2). Эксперимент был проведен интернациональным коллективом - физиками и инженерами из Братиславского университета имени Я.А.Коменского Д.Колларом, Л.Колларовой, П.Павловичем, Я.Ружичкой, П.Шулеком и Р.Яником, а также российскими учеными М.Ф.Шабашовым и В.П.Лупильцевым.

В.П.Зрелов продолжил классические исследования П.А.Черенкова по изучению самого явления ИВЧ. Особенно ценны эксперименты с протонами 660 МэВ по изучению свойства направленности и поляризации ИВЧ в анизотропных средах (одноосных и двухосных кристаллах), в ходе которых с помощью уникальной черенковской камеры было обнаружено двухконусное ИВЧ и открыт ряд его разновидностей. Большинство из них не предсказывалось теорией для анизотропных сред В.Л.Гинзбурга, в частности "игольчатое", "овальное" и другие. Работы выполнены в сотрудничестве со словацкими коллегами. Проведенные опыты стимулировали развитие теории этого удивительно многообразного явления, созданной чешским физиком Ч.Музикаржем.

Был также выполнен цикл расчетно-теоретических исследований по выяснению свойств оптического переходного излучения (ОПИ) как явления, сопутствующего ИВЧ. С помощью новых формул удалось выявить особенности ОПИ, возникающего при нормальном и наклонном падении частиц на границу раздела сред. В частности, было достигнуто существенное понимание неразрывной связи ОПИ с ИВЧ, проявляющейся в виде "гибридного" излучения с его новыми необычными свойствами ("интерференционные" минимумы).

В начале 90-х годов В.П.Зрелов выступил одним из инициаторов изготовления в ОИЯИ весьма перспективного материала - аэрогеля диоксида кремния, используемого в качестве радиатора для черенковских счетчиков. Эта инициатива была успешно реализована специалистами ЛЯП и Братиславского университета.

В 1998-1999 гг. с участием В.П.Зрелова, Я.Ружички, А.А.Тяпкина и А.С.Водопьянова был спланирован и проведен эксперимент по исследованию ИВЧ на пучке релятивистских ионов свинца с энергией порядка 160 ГэВ/н ускорителя SPS (ЦЕРН). В результате обнаружен ряд аномальных эффектов, в частности околопороговый и двухфотонный черенковские эффекты.

В настоящее время В.П.Зрелов работает над проектом создания в ОИЯИ черенковской обсерватории для наблюдения стволов ливней частиц космического излучения сверхвысоких энергий. Следует отметить, что с помощью небольшого модуля к настоящему моменту зарегистрировано несколько интересных случаев взаимодействия частиц сверхвысоких энергий.

В.П.Зрелов - автор более 100 работ, двухтомной монографии и ряда изобретений. По цитируемости работ в мировой научной печати он входит в первую десятку ученых, чьи труды связаны с тематикой излучения Вавилова-Черенкова и его применения в научных исследованиях.

За высокие достижения в науке В.П.Зрелов удостоен звания "Почетный доктор ОИЯИ" (2000), награжден Почетным дипломом "За заслуги перед ОИЯИ" (2006), Почетной грамотой Федерального агентства по науке и инновациям (2006), медалью "Ветеран труда". За воспитание молодых словацких ученых Валентин Петрович удостоен Серебряной медали Братиславского университета имени Я.А.Коменского (1981). По результатам исследований, выполненных с участием В.П.Зрелова, словацкими сотрудниками защищены четыре кандидатских и одна докторская диссертации.

Талант, трудолюбие, принципиальность, доброжелательное отношение к окружающим, интеллигентность снискали Валентину Петровичу заслуженный авторитет и глубокое уважение в ОИЯИ и в научном мире. Коллеги сердечно поздравляют Валентина Петровича с юбилеем, желают крепкого здоровья и новых творческих озарений.

А.Г.Ольшевский, Г.А.Шелков, В.А.Бедняков, Ю.А.Будагов, В.Б.Флягин, А.С.Водопьянов.

Редакция Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ